Осязание или тактильные ощущения. Виды осязания Осязаемые предметы
Учёные утверждают, что тактильные ощущения являются биологической потребностью каждого из нас. Они играют немаловажную роль в формировании привязанности и любви у каждого человека. Прикосновения - это один из способов эмоционального воздействия, влияющих на здоровое развитие каждого организма.
Каждый человек знает 5 чувств, с помощью которых мы воспринимаем этот мир. Осязание или тактильное чувство - одно из них. Благодаря продуктивной работе нервных окончаний нашей кожи, которые расположены по всему телу, мы чувствуем боль, давление, вибрацию, температуру и прикосновения. Наибольшей тактильной чувствительностью обладают:
- кончики пальцев рук и ног;
- кончик языка.
В то же время кожа спины, живота и внешней стороны предплечий - наоборот, наименьшей.
Прикосновения - очень важная форма общения . До того как научится разговаривать, новорождённый малыш общается со своими родителями посредством тактильного контакта. При частом общении с ребёнком закладываются первые предпосылки для укрепления психологического здоровья. По словам психологов, при помощи прикосновений родители передают своему ребёнку эмоциональное состояние радости, любви и спокойствия. Но к сожалению, с каждым годом чувства притупляются.
Осязание - что это?
Осязание - это некая форма чувствительности кожного покрова человека. Как правило, осязание обусловлено работой рецепторов. Характер ощущений различен и полностью зависит от того, чем они вызваны.
Осязание - одно из первых чувств, формирующихся у человека с самого рождения. Психологи утверждают, что большинство наших абстрактных понятий формируются как раз из тактильных ощущений.
Виды осязания и данные некоторых исследований
Основные виды осязания
В нашем обществе тактильные ощущения используются как одно из средств коммуникации, некоторые же прикосновения носят ритуальный характер . Каждая из культур имеет свои особенности в этом плане. К примеру, в Индии используют поцелуи в плечи, в России и Европе - поцелуи в лоб и щёки.
Также тактильные ощущения связаны с профессиональной деятельностью человека. Врачи, парикмахеры или тренеры, выполняя свою работу, касаются другого человека. Особая разновидность прикосновений, носящих интимный характер, существует между близкими людьми.
У человека, лишённого одного из органов чувств, происходит замещение за счёт других ощущений . К примеру, у слепого человека более развитый слух, чем у здорового. Глухонемые люди развивают своё тактильное ощущение до наивысшего уровня. Каждые из видов ощущений взаимодействуют между собой и зависят друг от друга.
Исследования, направленные на изучение осязания
Американские учёные, проведя ряд исследований, доказали, что и мужчины, и женщины прикасаются друг к другу с одинаковой частотой . Существует только одно различие - возрастной фактор. Мужчины чаще сталкиваются с осязанием до 30 лет, женщины - после 50. Во время исследования установили и то, что мужчинам нравится прикасаться к кисти рук, а женщине - к самой руке.
Кроме того, было проведено несколько исследований, в ходе которых доказали, что тактильное ощущение может поменять мнение человека об одном и том же продукте. К примеру, такой эксперимент: одному прохожему давали резюме в большой и тяжёлой папке, другому - на одном мягком листке. Задача одна - рассказать, какой он, этот человек. В первом случае прохожие говорили, что человек - серьёзный и опытный, во втором - не надёжный, но простой и приятный в общении.
Ещё одно исследование, целью которого было доказать, как сильно тактильное ощущение влияет на сознание человека, было проведено с использованием стульев. В эксперименте принимали участие два человека. Задача заключалась в следующем: сидя на стуле, продать автомобиль. Первый испытуемый сидел на мягком стуле, второй - на твёрдом и жёстком. В процессе продажи первый был более мягким в общении с покупателем и легко уступал цену на продаваемый товар . Второй испытуемый был жёстким и настойчивым. Торговаться с ним было сложно, потому как он был непреклонен в цене.
Таким образом, испытания американских учёных показывают, что наше решение в значительной степени зависит от влияния на нас тактильных ощущений. С осязанием неплохо знакомы люди, чьи профессии тесно связаны с общением с людьми.
Как мужчины и женщины реагируют на прикосновения?
Мужчины и женщины могут по-разному реагировать на прикосновения. Всё зависит от собственного статуса и социальных условий .
Американская библиотека решила изучить этот вопрос и провела ряд экспериментов. В ходе первого исследования служащие должны были либо прикасаться, либо не прикасаться к рукам студентов, желающих взять книги.
Девушки, к которым служащие прикасались при передаче книги, реагировали позитивно. У них складывалось хорошее впечатление о библиотеке и обслуживании в ней. Студентки, к которым служащие не прикоснулись, выразили мнение о библиотеке гораздо скромнее, без лишних похвал. При прикосновении служащих к рукам парней у студентов никаких ощущений не возникало.
В следующем исследовании учёные установили, каким же всё-таки образом мужчины и женщины реагируют на тактильные прикосновения. Эксперимент проводился в хирургической клинике, где врачи очень часто идут на тактильный контакт со своим пациентом (это входит в их профессиональные обязанности). После исследования частоты и длительности контактов с больными проводили опрос пациентов с целью изучения их соматического и психического состояния .
Девушки-пациентки, к которым перед операцией прикасались медицинские работники, рассказали, что после тактильного контакта они не боялись предстоящей операции. По окончании операции показатели здоровья были в норме, что нельзя сказать о пациентках, с которыми тактильного контакта перед операцией не было.
У мужчин наблюдался обратный эффект. После тактильного контакта кровяное давление повышалось, чего не наблюдалось у тех пациентов, с которыми медсестры не устанавливали тактильный контакт до проведения операции.
Результаты исследований
- Исходя из результатов проведённых исследований специалисты предположили, что девушки на тактильный контакт реагируют гораздо лучше мужчин.
- По словам психологов, тактильный контакт между влюблёнными несёт в себе положительную энергию, укрепляя оба организма и продлевая им жизнь.
- В любом возрасте касания успокаивают и расслабляют. Сердцебиение стабилизируется, а давление приходит в норму.
Осязание является основным видом контактной чувствительности, с помощью которого мы воспринимаем действующие на нас предметы, прикасаясь к ним чувствительными поверхностями тела.
Для людей, лишенных зрения, осязание является одним из сохранных анализаторов, с помощью которого компенсируется недостаток информации, обусловленный отсутствием или значительным снижением зрения.
Когда известный французский философ Э. Б. де Кондильяк строил схему тех источников, на основе которых формируется человеческая психика, он вообразил статую, лишенную всех ощущений, а следовательно, лишенную психики, и постепенно наделял эту воображаемую статую отдельными ощущениями, прослеживая, что каждое из них вносит в формирование психической жизни. Первое и основное чувство, которым он наделил статую, было осязание, и это неслучайно.
Осязание действительно является одной из основных форм чувствительности, оно принимает участие едва ли не во всех остальных формах восприятия. Даже у зрительной рецепции есть скрытые элементы осязания, которые непосредственно участвуют в процессе формирования образа.
Осязание в отличие от других форм чувствительности никогда полностью не выпадает. Выпадение осязания может иметь лишь локальный характер, но никогда не захватывает всех частей тела, все рецепторные поверхности.
Наконец, осязание лучше, чем любой другой вид ощущений, дает возможность проследить, как постепенно, в результате последовательных ощупываний, из отдельных признаков создается целостный образ.
Считать, что осязание – относительно простой процесс, совершенно неправильно, и сразу по двум причинам. Во-первых, сама кожная чувствительность состоит из ряда более частных форм чувствительности. Во-вторых, осязание – это взаимодействие кожной чувствительности с двигательным анализатором, вместе они составляют рабочий комплекс, который практически осуществляет функцию осязания.
Осязание позволяет получить сложную информацию о предметах внешнего мира; с его помощью может формироваться достаточно полный образ предмета. Слепые, пользуясь только осязательной чувствительностью, могут настолько хорошо формировать субъективный образ объективного мира, что известны даже слепые скульпторы (например, Лина По), которые только по осязательным ощущениям восстанавливали образ воспринимаемого объекта и делали великолепные скульптурные копии.
Если отдельные виды кожной чувствительности (тактильная, температурная, болевая) отражают только отдельные свойства предмета, к которому мы прикасаемся, то осязание как сложный комплекс кожной и проприоцептивной чувствительности обеспечивает отражение целостного образа предмета. Это означает, что возникновение целостного образа предмета возможно только при происходящем в процессе осязания объединении тактильной и двигательной чувствительности.
Опыты, проведенные целым рядом исследователей, показали, что образ неподвижного относительно кожной поверхности предмета не возникает. Если вы, например, возьмете руку испытуемого и на эту руку положите какой-нибудь предмет, подопытный обычно ответит вам, что это "что-то холодное", "что-то теплое", "что-то длинное", "что-то шершавое", но никогда не скажет, какой предмет лежит у него на руке.
Очень интересный, но рано погибший советский психолог Л. А. Шифман подсчитал, что в словесном отчете испытуемого о приложенном к неподвижной коже предмете 98% занимают прилагательные, обозначающие отдельные качества последнего. Значит, кожа воспринимает только отдельные свойства, и нужно движение, перемещение предмета относительно кожи (иначе говоря, ощупывающие движения), чтобы человек мог воспринять предмет в целом, ощутить его форму.
В опытах ряда исследователей (Л. А. Шифман, Л. М. Беккер, Т. Котлярова) показана роль восприятия кожей не отдельного свойства, а целой цепи признаков, когда дается так называемая развертка предмета. К коже испытуемого прикасались определенным предметом, а затем экспериментатор двигал его по коже испытуемого. Ощупывающие движения пальцев отсутствовали. Таким образом возможность тактильного восприятия развертки создавалась, а активные мышечные компоненты устранялись. Что же получилось при такой пассивной развертке? Оказывается, более богато отражались элементы предмета, но точного образа не получалось.
Следовательно, при пассивном восприятии развертки отражается цепь признаков, которая, однако, не синтезируется в целостный образ. Для того чтобы обеспечить отражение целого образа, необходимо включение мышечной рецепции наряду с тактильной, т.е. необходим переход к активным движениям ощупывающего органа, переход от пассивного осязания к ощупыванию.
С помощью руки, которая устроена так, что большой палец противостоит всем остальным (к этому привел процесс эволюции), человек имеет возможность захватывать предмет, ощупывать его, получать информацию об отдельных его признаках и затем синтезировать их в цельный образ.
Ленинградские психологи Л. М. Веккер и Б. Ф. Ломов тщательно изучили структуру ощупывающего движения, в результате которого формируется осязательный образ внешнего предмета. Прежде всего было выяснено, что это движение не является непрерывным и плавным: это ряд отдельных, прерывистых, дискретных движений и пауз, представляющих собой не что иное, как дробление ощупываемого предмета на отдельные единицы.
Далее оказалось, что движения при ощупывании предмета неодинаковы. Сначала выделяются мельчайшие движения размахом 2–3 мм. Эти движения прерываются на критической точке предмета; например, руки останавливаются на ребрах ощупываемой фигуры, там, где ее контуры меняют направление. Это дает дробную информацию и составляет основу предварительной, ориентировочной фазы ощупывания. Лишь потом, на второй фазе, движения начинают носить более общий, синтетический характер. Рука, которая сначала выделяла отдельные компоненты, пробегает по всему предмету, причем движение уподобляется этому предмету, и только после этих общих, обзорных движений возникает тактильный образ предмета. Характерно также, что для полноценного осязательного восприятия образа обычно включаются несколько принимающих каналов: человек никогда не ощупывает предмет одним пальцем, он включает несколько пальцев с тем, чтобы отдельные элементы ощупываемого объекта одновременно ощущались разными пальцами. При этом наиболее активную роль, как показали исследования, играют большой и указательный пальцы, роль мизинца и безымянного пальца незначительна. Соответственно этому большой и указательный пальцы представлены в коре головного мозга особенно большими площадями.
Иногда для полноценного ощупывания включается и вторая рука, тогда возникает двуручное ощупывание. При этом руки, ощупывающие предмет, играют неодинаковую роль. У правшей правая рука играет активную ощупывающую роль, а левая служит для поддержания предмета и получения глобальной, общей информации о нем. У левшей – наоборот.
Особый интерес представляет собой явление, которое на первый взгляд может показаться парадоксальным. Оказывается, что можно ощупывать предмет не только рукой. Зубному врачу для ощупывания больного зуба отлично служит стоматологический инструмент. Острие ощупывающего инструмента передает синтетические ощущения на суставы пальцев, на кисть или предплечье. Ощупывание может быть доступным даже человеку с ампутированными руками, культи сохраняют эту возможность.
Рассмотрим несколько подробнее роль структуры самого предмета в акте осязательного восприятия.
Если структура предмета проста, то одного движения достаточно для того, чтобы синтезировать образ (например, резиновый мяч). Иначе воссоздается образ предмета, который характеризуется целым комплексом признаков, например ключ. Образ ключа синтезируется на основании нескольких элементов. Тут есть стержень, который сам по себе не является признаком, передающим исчерпывающую информацию: форму стержня имеет и стоматологический инструмент, и карандаш, и многие другие предметы. Есть кольцо и есть бородка ключа. Если посмотреть, как испытуемый ощупывает ключ при воссоздании его образа, то можно увидеть, что его рука быстро скользит по длинному стержню, не несущему решающей информации, останавливается на кольце и, наконец, на бородке, несущей решающую информацию.
Значит, в ощупываемом предмете можно выделить признаки, содержащие относительно мало информации, и признаки, несущие достаточную информацию, чтобы отличить его от всех других объектов. В наиболее простых случаях достаточно выделить один признак, несущий максимальную информацию, например у иглы достаточно нащупать ее острие или у гребешка – его гнущиеся зубчики, чтобы сделать правильное заключение. В случае более сложной структуры необходимо бывает выделить несколько признаков или их сочетания. Чем сложнее предмет, тем большее количество несущих информацию признаков он в себя включает и тем больше необходимость в синтезе этих признаков.
Оказалось, что движение ощупывания распределяется неравномерно, и главная масса ощупывающих движений падает на выделение информативных признаков.
Процесс ощупывания имеет свое развитие: сначала он носит развернутый характер, а затем испытуемый перестает обращаться к несущественным, избыточным точкам и сосредоточивается на элементах, несущих максимальную информацию.
Это было прослежено на процессе упражнения в ощупывании как у взрослых, так и у детей. Если маленький ребенок, например четырех-пяти лет, при первом предъявлении предмета делает примерно шесть ощупывающих движений в среднем, то при четвертом предъявлении этого предмета ему достаточно трех движений. Ребенок восьми-девяти лет при первоначальном ощупывании предмета совершает только одно движение, выделяя соответствующим образом наиболее информативную точку, и делает заключение о том, что за предмет перед ним находится (В. П. Зинченко и Б. Ф. Ломов).
Таким образом, воссоздание осязательного образа проходит ряд стадий: сначала это мелкие дробные движения, выделяющие признаки, затем более обобщенные движения руки, исследующие предмет, и, наконец, движения, которые несут синтезирующую функцию.
Осязание
I
Осяза́ние (tactus)
процесс комплексного восприятия организмом воздействия механических, температурных и других внешних факторов, осуществляемый с помощью рецепторов, расположенных в коже, мышцах, сухожилиях, суставах, а также слизистых оболочках языка, губ и др. Выделяют четыре вида основных осязательных ощущений: тактильные, тепловые, холодовые и болевые. кожи обладают свойством реагировать на прикосновение, давление, растяжение и вибрацию, - на изменение температуры окружающей среды, поверхностные болевые - на болевые раздражители (см. Боль).
Осязание играет важную роль в процессе ориентации человека в пространстве, а также обеспечивает его информацией, необходимой для избегания вредных воздействий, способных вызывать покровов, болевые ощущения и т.п. В формировании О., связанного с движением частей тела или конечностей, принимают участие также рецепторы опорно-двигательного аппарата - проприорецепторы. Наиболее распространенным видом осязательных рецепторов являются свободные нервные окончания, обильно ветвящиеся в поверхностных слоях кожи. Свободные окончания выполняют функцию терморецепторов, болевых рецепторов, а также механорецепторов. В то же время в коже имеются сложные , различающиеся функционально по скорости адаптации к действующему фактору. Так, быстроадаптирующиеся пластинчатые тельца (тельца Фатера - Пачини), рецепторы волосяных фолликулов и осязательные тельца (тельца Мейсснера) воспринимают механическое давление, длящееся не более 500 мс
.
Медленно адаптирующиеся осязательные тельца (диски Меркеля) реагируют на постоянное давление в течение длительного времени. Физиологической основой возникновения осязательных ощущений является рецепторов О., последующее возбуждение афферентных нервных волокон, иннервирующих рецепторы, и поступление информации о возбуждении рецепторов в ц.н.с. Центростремительными каналами для осязательной информации служат , ствол мозга, далее возбуждение поступает в интегрирующие структуры таламуса (по лемнисковому и экстралемнисковому путям), а затем в сенсомоторную область коры больших полушарий мозга. Всю совокупность рецепторов кожи и слизистых оболочек, проводящих нервов и нейронов мозга, участвующих в восприятии О., называют кожным анализатором. механических воздействий на поверхность тела обеспечивается тактильными анализаторами. Установлено, что уровень чувствительности тактильных рецепторов к внешнему воздействию изменяется под влиянием растяжения кожи, действия биологически активных веществ, поступающих к коже с кровью и тканевой жидкостью, а также под влиянием симпатической нервной системы (см.
Вегетативная нервная система,
Чувствительность).
Особенно большое значение О. имеет для больных слепоглухонемотой (Слепоглухонемота), лишенных возможности контактировать с внешним миром с помощью зрения, слуха и речи. О. у таких больных хорошо развито и обеспечивает ориентацию в пространстве, компенсируя недостаток информации, получаемой здоровыми людьми с помощью других анализаторных систем. В практической медицине широко известны патологические нарушения О., имеющие различное происхождение. У больных с односторонним поражением спинного мозга наблюдают избирательные нарушения осязательной чувствительности на обеих половинах тела ниже места повреждения: на стороне, соответствующей поражению, наряду с параличом произвольных движений отмечают повреждение тактильной чувствительности, а на противоположной стороне - нарушение болевой и температурной чувствительности (см. Броун-Секара синдром).
Патологические процессы, обусловленные медленно развивающимся заболеванием спинного мозга - сирингомиелией (Сирингомиелия), приводят к последовательному нарушению у больных болевой, тепловой и холодовой чувствительности. лепрой (Лепра), при которой поражаются нервные волокнакожи, вызывает болевых ощущений при сохранности тактильного восприятия. Для объективной оценки функционального состояния кожного анализатора у человека применяют ряд экспериментальных методов. Для измерения абсолютного порога тактильной чувствительности или наименьшей силы точечного давления, при которой возникает прикосновения, используют волосков Фрея. При легком надавливании на кожу заранее откалиброванным на изгиб волоском или щетинкой определяют тактильного ощущения в данной точке кожи. Используя циркуль с закругленными концами (циркуль Вебера) и Зивекинга, можно определить наименьшее расстояние между двумя точками на коже, при одновременном механическом раздражении которых возникает ощущение действия двух стимулов. Существуют также различные виды эстезиометров, позволяющих оценивать температурную кожи: Рота, термоэстезиометр Эйленбурга и др. Наиболее точные измерения осязательных ощущений можно получить, используя электроизмерительные устройства с применением тензометрических и пьезометрических датчиков. Библиогр.:
физиология сенсорных систем, под ред. В.Н. Черниговского, ч. 3, Л., 1975; человека, под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса, . с англ., т. 2, с. 54, М., 1985. восприятие факторов окружающей среды контактными рецепторами кожи и слизистых оболочек, а также рецепторами мышц и суставов. Осяза́ние проте́зное
- О. за счет восприятия перемещений протеза проприоцепторами и тактильными рецепторами культи.
1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .
Синонимы :Смотреть что такое "Осязание" в других словарях:
См … Словарь синонимов
Современная энциклопедия
Восприятие животными и человеком прикосновения, давления, растяжения. В основе осязания лежит раздражение различных рецепторов кожи, некоторых слизистых оболочек (на губах, языке и др.) и преобразование клетками коры головного мозга полученной… … Большой Энциклопедический словарь
ОСЯЗАНИЕ, осязания, мн. нет, ср. Ощущение, получаемое при прикосновении кожи к чему нибудь. Осязание одно из пяти основных чувств. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
- – один из осн. видов восприятия; чувство давления, испытываемое чувствительными нервными окончаниями, находящимися в коже и мышцах. Это чувство тесно связано с чувством предметного (см. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ). Философский энциклопедический словарь.… … Философская энциклопедия
ОСЯЗАНИЕ - ОСЯЗАНИЕ, одна из функций нервной системы, заключающаяся в восприятии сознанием ощущений, получаемых при прикосновении к коже и слизистым оболочкам различных твердых или жидких тел. Осязание дает человеку ряд ощущений, как то: чувство давления,… … Большая медицинская энциклопедия
ОСЯЗАНИЕ - (син. гаптическое восприятие, от греч. hapto касаюсь) один из видов восприятия предметов, основанный на мультимодальной информации, но прежде всего тактильной. О. один из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах… … Большая психологическая энциклопедия
Осязание - ОСЯЗАНИЕ, восприятие животными и человеком прикосновения, давления, растяжения. В основе осязания лежит раздражение рецепторов кожи, мышц, суставов, некоторых слизистых оболочек (на губах, языке и др.), сигналы от которых в коре головного мозга… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ОСЯЗАНИЕ, одно из пяти ЧУВСТВ, функционирующее благодаря особым нервным рецепторам в КОЖЕ … Научно-технический энциклопедический словарь
ОСЯЗАНИЕ, я, ср. Одно из внешних чувств человека и животного способность воспринимать прикосновения, давления, растяжения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Основы общей психологии Рубинштейн Сергей Леонидович
Осязание
Осязание
Ощущения прикосновения и давления в такой абстрактной изолированности, в какой они выступают при типичном для традиционной психофизиологии определении порогов кожной чувствительности, играют лишь подчиненную роль в познании объективной действительности. Практически, реально для познания действительности существенно не пассивное прикосновение чего-то к коже человека, а активное осязание , ощупывание человеком окружающих его предметов, связанное с воздействием на них. Мы поэтому выделяем осязание из кожных ощущений; это специфически человеческое чувство работающей и познающей руки; оно отличается особенно активным характером. При осязании познание материального мира совершается в процессе движения, переходящего в сознательно целенаправленное действие ощупывания, действенного познания предмета.
Осязание включает ощущения прикосновения и давления в единстве с кинестетическими, мышечно-суставными ощущениями. Осязание - это и экстеро-, и проприоцептивная чувствительность, взаимодействие и единство одной и другой. Проприоцептивные компоненты осязания идут от рецепторов, расположенных в мышцах, связках, суставных сумках (пачинниевы тельца, мышечные веретёна). При движении они раздражаются изменением напряжения. Однако осязание не сводится к кинестетическим ощущениям и ощущениям прикосновения или давления.
У человека есть специфический орган осязания - рука и притом главным образом движущаяся рука . Будучи органом труда, она является вместе с тем и органом познания объективной действительности. 70 Отличие руки от других участков тела заключается не только в том количественном факте, что чувствительность к прикосновению и давлению на ладони и кончиках пальцев во столько-то раз больше, чем на спине или плече, но и в том, что, будучи органом, сформировавшимся в труде и приспособленным для воздействия на предметы объективной действительности, рука способна к активному осязанию, а не только к рецепции пассивного прикосновения. В силу этого она дает нам особенно ценное знание существеннейших свойств материального мира. Твердость, упругость, непроницаемость - основные свойства, которыми определяются материальные тела, познаются движущейся рукой, отображаясь в ощущениях, которые она нам доставляет. Различие твердого и мягкого распознается по противодействию, которое встречает рука при соприкосновении с телом, отражающемуся в степени давления друг на друга суставных поверхностей.
В советской литературе роли руки как органа познания и проблеме осязания была посвящена специальная работа Л.А.Шифмана: К проблеме осязательного восприятия формы // Труды Гос. ин-та по изучению мозга им. В.М.Бехтерева. 1940. Т. XIII; его же . К вопросу о тактильном восприятии формы // Там же. Шифман экспериментально показывает, что рука как орган познания ближе к глазу, чем к коже, и вскрывает, как данные активного осязания опосредуются зрительными образами и включаются в построение образа вещи.
Осязательные ощущения (прикосновения, давления, совместно с мышечно-суставными, кинестетическими ощущениями), сочетаясь с многообразными данными кожной чувствительности, отражают и множество других свойств, посредством которых мы распознаем предметы окружающего нас мира. Взаимодействие ощущений давления и температуры дает нам ощущения влажности. Сочетание влажности с известной податливостью, проницаемостью позволяет нам распознавать жидкие тела в отличие от твердых. Взаимодействие ощущений глубокого давления характерно для ощущения мягкого: во взаимодействии с термическим ощущением холода они порождают ощущение липкости. Взаимодействие различных видов кожной чувствительности, главным образом опять-таки движущейся руки, отражает и ряд других свойств материальных тел, как-то: вязкости, маслянистости, гладкости, шероховатости и т. д. Шероховатость и гладкость поверхности мы распознаем в результате вибраций, которые получаются при движении руки по поверхности, и различий в давлении на смежных участках кожи.
В ходе индивидуального развития с самого раннего детства, уже у младенца, рука является одним из важнейших органов познания окружающего. Младенец тянется своими ручонками ко всем предметам, привлекающим его внимание. Дошкольники и часто младшие школьники тоже при первом знакомстве с предметом хватают его руками, активно вертят, перемещают, поднимают его. Эти же моменты действенного ознакомления в процессе активного познания предмета имеют место и в экспериментальной ситуации.
Вопреки субъективно-идеалистическим тенденциям ряда психологов (Р.Гиппиус, И.Фолькельт и др.), которые, всячески подчеркивая в осязании момент субъективного эмоционального переживания, стремились свести на нет предметно-познавательное значение, исследования, выполненные на кафедре психологии Ленинградского педагогического института, показывают, что даже у младших школьников осязание является процессом действенного познания окружающей действительности. Многочисленные протоколы Ф.С.Розенфельд и С.Н.Шабалина 71 отчетливо выявляют познавательные установки ребенка в процессе осязания: он не отдается переживанию субъективного впечатления от того или иного осязаемого им качества, а стремится посредством качеств, которые выявляет процесс осязания, опознать предмет и его свойства.
Обычно осязание функционирует у человека в связи со зрением и под его контролем. В тех случаях, когда, как это имеет место у слепых, осязание выступает независимо от зрения, отчетливо вырисовываются его отличительные особенности, его сильные и слабые стороны.
Наиболее слабым пунктом в изолированно действующем осязании является познание соотношений пространственных величин, наиболее сильным - отражение динамики, движения, действенности. Оба положения очень ярко иллюстрируются скульптурами слепых. <…> Еще, быть может, поучительнее скульптуры слепоглухонемых детей из Ленинградского института слуха и речи, в частности исполненные динамизма скульптуры Ардальона К., юноши, пожалуй, не менее замечательного, чем Елена Келлер, жизнь и достижения которого заслуживают не менее тщательного описания. Глядя на скульптуры этих детей, лишенных не только зрения, но и слуха, нельзя не поражаться тому, сколь многого можно достичь в отображении окружающей действительности на основе осязания.
На осязании, на деятельности движущейся руки основывается в значительной мере весь процесс обучения слепых, и в еще большей мере - слепоглухонемых, поскольку обучение их чтению и, значит, овладение одним из основных средств умственного и общего культурного развития совершается у них посредством пальпации - восприятия пальцами выпуклого шрифта (шрифта Брайля).
Пальпация имеет применение и в восприятии речи слепоглухонемыми. "Слушание" речи слепоглухонемыми по способу "чтения с голоса" заключается в том, что слепоглухонемой прикладывает руку тыльной стороной кисти к шее говорящего в области голосового аппарата и путем тактильно-вибрационного восприятия улавливает речь.
Жизнь и деятельность многих слепых, достигших высокого уровня интеллектуального развития и работающих в качестве педагогов, скульпторов, писателей и т. д., в частности поразительная биография слепоглухонемой Елены Келлер и ряд других, служат достаточно ярким показателем возможностей осязательно-двигательной системы обучения.
Из книги Настольная книга развития сверхспособностей сознания автора Крескин Джордж ДжозефОсязание У меня есть друг, который живет один на маленькой, удаленной ферме в глубинке, и после отставки, произошедшей несколько лет назад, он почти все время ходил полураздетым. Он говорит, что в результате может «слышать» и «видеть» больше, чем предполагал возможным. Я
Из книги Суперинтуиция для начинающих автора Теппервайн КуртОсязание Подержите в руках различные материалы, например бумагу, шелк, шерсть, дерево, стекло, камень, или просто прикоснитесь к ним. При этом сосредоточьте внимание на руках, ладонях, кончиках пальцев. Пусть полученное ощущение проникнет в глубь вашего сознания.
Из книги Тайны нашего мозга [или Почему умные люди делают глупости] автора Амодт Сандра Из книги Приключения другого мальчика. Аутизм и не только автора Заварзина-Мэмми Елизавета Из книги Тайны мозга вашего ребенка [Как, о чем и почему думают дети и подростки от 0 до 18] автора Амодт Сандрасин. гаптическое восприятие, от греч. hapto - касаюсь) - один из видов восприятия предметов, основанный на мультимодальной информации, но прежде всего тактильной. О. - один из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов. Особого развития О. достигает у слепых, в значительной степени компенсируя утрату зрения.
О. - филогенетически древний вид восприятия. Его прообраз существует уже у некоторых растений, реагирующих на соприкосновение с твердым телом изгибанием органов, напр, усиков (гаптотро-пизм). На уровне беспозвоночных появляются специальные рецепторы О. - осязательные волоски. В жизни многих высших животных важную роль играют вибриссы - пучки длинных осязательных волос, расположенных на лапах (у многих сумчатых), на верхних и нижних челюстях (напр., у кошки). У некоторых обезьян (коат, или паукообразных обезьян, ревунов и пр.) О. является одной из функций хвоста (часть которого свободна от шерсти и покрыта "дактилоскопическим узором"), конечностей (передних и задних), губ и языка.
Человек способен осязать всей кожей, однако пороги О. у различных участков варьируют в широких пределах. Так, пороги ощущения прикосновения составляют для копчика языка - 2, кончиков пальцев - 3, тыльной стороны ладони - 5, поясницы - 48, подошвы - 250 г на мм2. (См. также Ощущения тактильные.)
Несмотря на более высокую чувствительность кончика языка, у человека особо важный орган О. рука. Сенсорная система, обеспечивающая формирование осязательного образа, включает кожный (тактильный, температурный) и двигательный (кинестезический) анализаторы. В процессе О. ощупывающие движения рук воспроизводят, реконструируют форму (контур) предмета, как бы "снимая" его "слепок". О. играет важную роль в психической регуляции, контроле и коррекции рабочих движений рук.
Различают пассивное и активное, мономануальное и бимануальное, непосредственное и инструментальное О.
Активное О. - процесс формирования осязательного образа предмета в ходе его ощупывания. Рука (руки) выступает как своеобразная координатная система, обеспечивающая восприятие пространственных взаимоотношений частей (элементов) ощупываемого предмета и его фактуры. Для активного О. характерно разделение функций рук и пальцев. Важнейшую роль при этом играет двигательный (кинестезический) анализатор.
При пассивном О. осязательный образ контура предмета формируется в условиях его последовательного перемещения относительно покоящейся руки (пальцев). В этих условиях образ формируется на основе только тактильных сигналов. (См. также добавление.)
Мономануальное О. (от лат. mono - один + manus - рука) - пространственно-тактильное различение, осуществляемое одной рукой. Восприятие достигается в ходе активного ощупывания, когда движения руки уподобляются форме предмета. Ощупывание представляет собой дискретный ряд движений и пауз. Выделяют 2 основные стадии обследования предмета. На 1-й, ориентировочной стадии с помощью мелких (амплитуда 2-3 мм) движений происходит выделение наиболее информативных частей контура фигуры, на 2-й - после размашистых, "обзорных" движений руки возникает тактильный образ предмета.
Бимануальное О. (от лат. bis - дважды + manus - рука) - осязание 2 руками. Обладает рядом преимуществ: больший объем осязательного поля, большая скорость ощупывания, большее разнообразие сопряженных ощупывающих движений, позволяющее оптимизировать стратегию восприятия, расширить возможности восприятия пространственных отношений между предметами. Для бимануального О. характерно разделение функций рук: одна выполняет функцию опоры или нач. отсчета, др. - собственно ощупывания; при этом циклически происходит смена рук, что обеспечивает взаимный контроль и коррекцию осязательных сигналов. Если разделение функций рук искусственно снимается (обе руки синхронно выполняют одну и ту же функцию - ощупывание), то целостный осязательный образ ощупываемого предмета не формируется. При восприятии предметов (или их элементов), расположенных симметрично относительно сагиттальной плоскости тела, ощупывающие движения обеих рук синхронны; при восприятии предметов (или их элементов), расположенных асимметрично, - асинхронны. Чередование синхронных и асинхронных сопряженных ощупывающих движений - необходимое условие различения и сравнения объектов восприятия (и их элементов). Бинуальное О. необходимо при формировании пространственных представлений, в особенности таких, как представление о симметрии.
Инструментальное О. осуществляется с помощью к.-л. вспомогательного орудия и достигает большой точности, даже когда ощупываемый предмет скрыт от зрения. Получило исключительное развитие в трудовой деятельности человека. Тактильные сигналы, играющие значительную роль в О., возникают от соприкосновения руки с орудием, последовательно воспроизводя (сопровождая) проприоцептивные сигналы. См. также Гаптика, Иллюзия Аристотеля.
Добавление: Пассивное О. свойственно всей кожной поверхности организма. Однако неподвижная кожа воспринимает только отдельные свойства предметов. Для осязательного отражения предмета, а не его отдельных свойств, необходима развертка, т. е. необходимо, чтобы цепь признаков, воспринимаемых отдельными участками кожи, была последовательно развернута, а затем синтезирована. При этом для адекватного отражения предмета недостаточно пассивной развертки. Так, в опытах А. Л. Шифмана (1948), Л. М. Веккера (1959) и др. к коже испытуемого прикасались определенным предметом, а затем экспериментатор двигал предмет по коже испытуемого. Т. о., возможность развертки создавалась, но отсутствовали самостоятельные движения испытуемого. Оказалось, что при пассивной развертке элементы предмета отражались полнее, но адекватный образ не формировался. Для тактильного отражения целого образа требуются активные движения ощупывающего органа, необходим переход от О. к ощупыванию.
Ощупывающим органом является рука, в которой большой палец противостоит всем остальным, что позволяет захватывать предмет, ощупывать его, получать информацию об отдельных признаках и дальше уподоблять движение руки предмету так, чтобы сделать возможным синтез отдельных признаков. Процесс синтеза тактильного образа проходит ряд стадий. Сначала имеют место мелкие, дробные движения, выделяющие отдельные признаки предмета. Далее наблюдаются более обобщенные движения руки, выполняющие функцию уподобления, и движения, выполняющие синтезирующую функцию. Процесс ощупывания не остается неизменным. Вначале он имеет развернутый характер, а затем, в ходе упражнения, число ощупывающих движений все более сокращается, выделяются информативные признаки, на основе которых сокращенным путем м. б. восстановлен тактильный образ. (Т. П. Зинченко.)