Что значит креативный человек? Кто эти люди. Креативность и креативное мышление Личная креативность
Креативность – слово, которое сегодня у всех на устах. Его можно встретить как личную характеристику, в большинстве резюме людей различных профессий (и не только творческих). За креативными людьми охотятся крупные компании, ими восхищаются. Многие уверены, что это качество в современном мире просто необходимость, однако, как и в чем его измерять, точно не знает никто.
Из этой статьи вы узнаете, что такое «креативность» (понятие креативности) и кто такой «креативный человек», а уже в следующих, мной будут приведены методы развития креативного мышления и упражнения на развитие креативности .
Креативность - это способность создавать и находить новые оригинальные идеи, отклоняясь от принятых схем мышления успешно решать стоящие задачи нестандартным образом. Это видение проблем под иным углом и их решение уникальным способом. Креативное мышление это революционное и созидательное мышление, носящее конструктивный характер.
Имеет ценность в бизнесе, науке, культуре, искусстве, политике, - словом, во всех динамичных жизненных областях, где развита конкуренция. В этом и заключается ее ценность для общества.
Например, предпринимателям креативность позволяет увидеть перспективу там, где казалось бы ее уже давно нет. Если определенная ниша заполнена конкурентами, они могут придумать что-нибудь новое. Писателям креативные способности позволяют находить оригинальные сюжеты, от чтения которых трудно оторваться. Психологам креативность помогает изобретать новые методы коммуникации с клиентами. Креативность ученых является важным фактором человеческого прогресса. А как важен креативный подход для таких профессий как: инженер, дизайнер, PR агент, рекламщик (менеджер по рекламе, рекламный агент…) … креативность и творчество идут рука об руку.
Быть креативным человеком значит обладать определенными преференциями и преимуществами в этом мире, например, выгодно отличаться от коллег по работе, быть более интересным собеседником (нудность и банальность – качества неприсущие креативным личностям), уметь находить неожиданные решения из трудных жизненных ситуаций . Креативные люди более уравновешены и терпимы к окружающим, ведь они знают, что каждый человек видит мир по-своему.
Использовать свои креативные способности можно не только для создания новых интересных идей (для улучшения жизни или ее отдельных аспектов), но и для самосовершенствования и развития личности в целом. Любое творческое занятие помогает нам обретать личностный смысл и постигать собственные ценности. А это самая важная духовная потребность человека, которая отличает его от других живых существ.
Изучая биографии и истории успешных людей
Дэвид Галенсон (экономист, исследователь) пришел к выводу, что пик креативных способностей может достигаться в любом возрасте. Галенсон выделил два типа креативных личностей. Одни, проявляют себя во всем великолепии еще в призывном возрасте, другие же, созревают очень медленно, их наивысшие творения и идеи приходятся на вторую половину жизни. Далее он приводит два ярких примера из обеих групп:
Пабло Пикассо, вошедший в историю искусства еще в раннем возрасте, свои самые дорогие картины написал между 26 и 30 годами. Вот что художник говорил о своем креативном таланте - «Я редко экспериментировал. Если мне было что сказать, я никогда не искал способ, как это сделать, а просто его находил …».
Прямо противоположный пример - Поль Сезанн. Он начал рисовать в 15 лет, но только лишь когда ему был 61 год к нему пришел успех и особый взгляд. Сезан любил говорить – «В искусстве я ищу свой путь».
Последний пример явно свидетельствует о том, что развить в себе творческие способности, креативность человек может в любом возрасте. Однако многие из нас вообще не готовы признать в себе творческий дар, в то время как способность креативно мыслить есть у многих людей. Эти способности либо недооцениваются человеком, либо вовсе не замечаются, и он считает себя безнадежно заурядными.
Хотите стать креативной личностью ? Это возможно! Узнайте как из статьи - «Развитие креативного мышления и креативных способностей ».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
татьяна долгова (иванова)
Семинар-практикум для воспитателей «Креативность как профессионально значимое качество личности педагога»
Семинар-практикум
"Креативность как профессионально значимое качество личности педагога "
старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Теремок»
г. Уварово, Тамбовская область
Цель : развитие креативности как путь реализации творческого потенциала педагога .
Задачи :
1. Провести краткий анализ терминов «творчество» , «креативность » , ТРИЗ.
2. Научить педагогов практическим приемам реализации творческого потенциала.
3. Сформировать у воспитателей потребность к нестандартным решениям задач образования и воспитания дошкольников .
4. Определить важнейшие ступеньки и факторы творчества.
Форма проведения : семинар-практикум .
Участники : воспитатели ДОУ города Уварово .
Подготовительная работа : изучение литературы по данной теме, анкетирование и опрос педагогов , подготовка вопросов педагогу-психологу по теме семинара , подготовка презентационных материалов.
План проведения :
1. Вступительное слово ведущего семинара-практикума .
2. Сообщение теоретического материала, показ презентации на тему «Как стать креативным или педагог сам выбирает свой путь».
3. Просмотр НОД с детьми старшей группы «Аленький цветочек» .
4. Выступление педагога-психолога Пашке Л . В. «Креативность детей »
5. Выполнение практических занятий с педагогами в рамках мастер-классов.
6. Выступления педагогов ДОУ города (чтение докладов)
7. Итоговая рефлексия.
Ход семинара-практикума .
Вступительное слово
Уважаемые коллеги! Мы не раз встречались с вами и говорили о синдроме эмоционального выгорания. Этот спутник профессиональной деятельности воспитателя может проявляться по разному, однако в той или иной степени присутствует в каждом из нас.
К решению проблемы профессионального выгорания подходят разными способами. Кто-то осваивает дыхательные упражнения, другие навыки саморегуляции … А я хочу напомнить вам о том, что творчество, гибкость, нестандартность мышления также являются одним из способов преодоления СЭВ.
Сегодняшняя встреча будет полностью посвящена это теме. Надеюсь, Вы, ещё раз убедитесь в том, что все мы – люди позитивные, спонтанные, креативные , умеющие решать нестандартные задачи и творчески подходить к любым ситуациям.
Итак, начинаем…
2. Педагог -психолог нашего детского сада Пашке Людмила Валентиновна расскажет Вам о развитии креативности у детей . (выступление психолога)
3. Чтобы разобраться, что такое креативность предлагаю вашему вниманию презентацию на тему «Как стать креативным или педагог сам выбирает свой путь».
Если рассматривать научные труды педагогов и психологов можно увидеть небольшие различия в оценке качеств креативности , но в одном есть схожесть : креативность – это творческая компетентность педагога .
Например, В. Н. Дружинин (1999) считает, что креативность является свойством , которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия :
1. Отсутствие образца регламентированного поведения.
2. Наличие позитивного образца творческого поведения.
3. Создание условий для подражания творческому поведению.
4. Социальное подкрепление творческого поведения.
Л. Б. Ермолаева-Томина (1995, 2003) определила пять важнейших характеристик креативности :
1. Наличие интеллектуальной, творческой инициативы, способность выходить за рамки задач и требований непосредственной действительности.
2. Способность к широким обобщениям явлений, не связанных между собой наглядной, очевидной категориальной связью.
3. Беглость мышления, определяющаяся богатством и разнообразием идей, ассоциаций, возникающих по поводу даже самого незначительного стимула .
4. Гибкость мышления – способность переходить достаточно быстро от одной категории к другой, от одного способа решения к другому.
5. Оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения.
В ходе исследования дивергентного мышления Дж. Гилфорд (1965, 2006) остановился на таких параметрах креативности :
1. Беглость мысли – количество идей, возникающих за некоторую единицу времени.
2. Гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую.
3. Оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых.
4. Любознательность – чувствительность к проблемам, к окружающим ситуациям.
5. Способность к разработке гипотезы. Гипотеза – это смелая идея, которая потом нуждается в обстоятельной эмпирической проверке.
6. Иррелевантность – то есть логическая независимость реакций от стимулов.
Рассмотрев сущность понятий «компетентность» и «креативность » , можно представить понятие «креативная компетентность » .
Под креативной компетентностью понимается «свойство личности , как явление многофакторное, объединяющее мотивационный, когнитивный, операциональный, аксиологический, рефлексивный компоненты, обуславливающие умение продуктивно решать профессиональные задачи , достигая при этом максимальной эффективности, результативности, успешности»
Креативная компетентность педагога обеспечивает эффективную педагогическую и научно-исследовательскую работу, в том числе с обучающимися, совершенствование методов обучения, накопление плодотворной научной и учебной информации, систематическое изучение, анализ и оценку учебно-познавательной деятельности и поведения обучающихся.
5. Предлагаю пройти в старшую группу общеразвивающей направленности «Пчелки» , в которой посмотрим НОД направленную на развитие креативности у дошкольников «Аленький цветочек» .
6. Уважаемые коллеги, предлагаю немного отдохнуть и поучаствовать в играх-упражнениях.
1. Упражнение «Оригинальное использование»
Описание упражнения.
Данное упражнение подразумевает как можно большего количества разнообразных принципиально осуществимых способов оригинального использования обычных предметов, например таких :
Перегоревших лампочек;
Использованных жёстких дисков;
Алюминиевых банок из-под напитков;
Бутылочных пробок;
Старых газет;
Старых зубных щёток;
Старых пластинок и т. п.
Работа выполняется в командах по 4-5 человек, время- 10 минут. Затем идёт представление работ.
Выигрывает группа, предложившая наибольшее количество оригинальных способов использования различных предметов .
Упражнение даёт наглядный материал для обсуждения качеств творческого мышления (беглость, оригинальность, гибкость) .
Когда эта часть обсуждения завершена, целесообразно рассказать о принятых в психологии критериях оценки эффективности выполнения подобных творческих заданий.
- Беглость : число идей, выдвинутых каждым из участников;
-Оригинальность : количество идей, не повторяющихся в других микрогруппах;
- Гибкость : разнообразие смысловых категорий, к которым относятся идеи.
Обсуждение.
Участники самостоятельно оценивают эффективность работы своих групп по этим параметрам.
2. Упражнение «Рифмовки»
Описание упражнения.
Участникам предлагается завершить в рифму несколько фраз, касающихся прошедшего тренинга. Можно предложить такие фразы :
Мы встречались, мы играли, креативность развивали .
Мы на тренинг приходили, где нас с вами научили.
- Креативность - что за птица ?
Нам запомнилось так ярко.
Завершается наш тренинг.
Время для размышлений даётся исходя из расчёта 2-3 мин на фразу. Нет смысла настаивать, чтобы каждый участник обязательно предложил завершение каждой из них.
Психологический смысл упражнения.
Такое задание даёт возможность, с одной стороны, задуматься над содержанием и результатами прошедшего тренинга, а с другой стороны - выразить результаты этих раздумий в творческой форме.
Обсуждение.
Какие варианты рифмовок лучше всего запомнились, чем именно?
3. Упражнение "Одно из двух".
Описание упражнения.
Ведущий задаёт вопрос, участники отвечают по кругу (или по желанию - свободно) . При этом необходимо аргументировать свой выбор.
Например :
– Чёрное или белое?
– Чёрное, потому что эффектнее…
– День или ночь?
– Ночь, романтичнее…
Круг или зигзаг?
Прямая или поворот?
Кислое или сладкое?
Пропасть или небо?
Свобода или необходимость?
Простота или сложность?
Ум или чувство?
Теория или практика?
Можно один и тот же вопрос задать нескольким участникам.
Психологический смысл упражнения.
Если есть необходимость, обсудите пользу данного упражнения для группы. Не будет лишним, я думаю, поговорить о мышлении "от противного", привести примеры жизненных ситуаций, где может пригодиться подход к решению проблем, задач "от противного".
7. А сейчас я приглашаю Вас, уважаемые коллеги, принять участие в небольших мастер-классах по развитию креативной компетентности . Мастер-классы проводят педагоги нашего ДОУ Филитова М. А. (квиллинг, Еловикова Е. Г. (цветы-казадаши, Федорова Н. Е. (оригами) . Сенаторова И. С. (нетрадиционное рисование,
8. Итоговая рефлексия "Солнце и туча".
Цель : получение обратной связи от участников занятия, подведение итогов встречи.
Материалы : нарисованные на листе ватмана солнце и туча. Можно вырезать изображения из цветной бумаги. Главное, чтобы их размер позволил вместить все листики (стикеры) с впечатлениями участников.
листочки цветной бумаги (жёлтой и голубой) или стикеры, ручки, клей.
Участникам по очереди предлагается написать положительные и отрицательные впечатления от занятия и приклеить их к солнышку и тучке соответственно.
Желающие могут познакомиться с отзывами других.
Литература
1. Анастази, А. Психологическое тестирование. Кн. 2 : Пер. с англ. /Под ред. Туревича К. М., Лубовского В. И. – М.: Педагогика , 1982.
2. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей /Д. Б. Богоявленская. - М.: Издательский центр Академия, 2002.
3. Богоявленская, Д. Б. Проблемы диагностики креативности/ Д . Б. Богоявленская / Журнал практического психолога. -2007.-№3.- с. 133-148.
4. Бука Т. Л., Митрофанова М. Л. Психологический тренинг в группе : Учебное пособие. – М.: Институт психотерапии, 2008
5. Венгер, Л. А. Педагогика способностей / Л . А. Венгер. – М.: Знание, 1973.
6. Гальперин, П. Я. К психологии творческого мышления/ П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. – 1982. - №5.
7. Готсдинер, А. Л, К проблеме многосторонних способностей/ А. Л. Готсдинер /Вопросы психологии. – 1991. - №4.
8. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008.
9. Дружинин, В. Н. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность/ В . Н. Дружинин // Психологический журнал. - 1994, №4
10. Имаметдинова, Р. Я. Креативные способности детей /Р. Я. Имаметдинова //Одаренный ребенок. - 2006.№6. с. 99-101.
11. Красило, Т. А. Взаимосвязь уровня креативности и отношения к продуктам творческой деятельности/ Т. А. Красило // Психологическая наука и образование. -2005. -№3- с. 56-67.
12. Кипнис М. Ш. Тренинг креативности . – М.: Ось – 89, 2006 (третье издание) .
13. Кыштымова, И. М. Психосемиотика креативности /И . М. Кыштымова - Иркутск.: Наука, 2008.
14. Лубовский, Д. В. Диагностика креативности дошкольников/ Д . В. Лубовский //Психология обучения. 2005.- №8, с. 82-87
15. Малахова, И. А. Развитие личности : в 2 ч. / И. А. Малахова. Минск, 2002.
16. Пономарев, Я. А. Психология творческого мышления /Я. А. Понамарев – М.: Академия пед. наук, 1960.
17. Пономарёв, Я. А. Психология творчества : перспективы развития/ Я. А. Пономарёв // Психологический журнал. - 1994 - № 6. – С. 38-50.
18. Практический интеллект / под. ред. Р. Дж. Стернберга. - СПб.: Питер, 2002.
19. Рождественская, Н. В. Креативность : пути развития /Н. В. Рождественская - СПб.: Питер, 2006.
20. Стрейнберг, Р., Григоренко, В. Инвестиционная теория креативности //Психологический журнал. Том 19. – 1998. - №2
21. Туник, Е. Е. Диагностика творческого мышления /Е. Е. Туник - М.: Парус,2006.
Если верить вакансиям, творческих людей везде ждут с распростертыми объятиями. Им «открыты двери» для работы или сотрудничества. Но, как ни странно, к этому критерию в резюме наибольшее недоверие со стороны работодателей. Выходит так, что они сами не знают, что значит креативный? Зачем требовать от претендентов то, в чем сомневаешься? Как распознать творческие задатки? Как понять, что перед нами креативный человек?
Кто такой креативный человек?
Креативный человек - это личность, способная принимать креативные идеи, благодаря развитому . Не стоит думать, что такой человек «с другой планеты». Не обязательно он будет выглядеть вызывающе. Не всегда разукрашенный панк, от которого с воплями разбегаются дети и крестятся старушки, оказывается креативным человеком. Совершенно нет. выражается в поступках и умении генерировать креативные идеи – нестандартные решения.
Креативные люди — кто они?
1. Пренебрежение стереотипами и правилами.
Что такое креативный? Прежде всего, креативный – это свободомыслящий. Такой человек будет в душе бунтарем или революционером. Не обязательно он будет верхом на танке агитировать против власти. Нет, революции бывают менее кровавые. Например, в определенной сфере знаний, направлении творчества и т.д. Креативный человек всегда будет идти против системы, догм, распорядков. Если собеседник лояльно относится к бюрократии или многотомным правилам, то, скорее всего, он способен к не в полной мере.
2. Способность фантазировать.
Важная черта всех творческих личностей – умение придумывать свои миры, закрытые для окружающих. Это не означает, что их фантазии оторваны от реальности. Просто, из-за умения абстрагироваться, они могут находить неожиданные решения, либо черпать , как бы подзаряжая свой творческий . В этом креативный человек очень похож на ребенка. Умение фантазировать – тот элемент детства, который полезно сохранить во взрослые годы.
3. Наблюдательность.
Нестандартные идеи очень часто посещают наблюдательных людей, склонных уделять внимание мелочам. Благодаря этой особенности, творческие личности способны обратить внимание на любой пустяк, который в итоге станет ключом к решению задания. Но их внимательность избирательна. Это означает, что они порой не замечают очевидных вещей, при этом акцентируя внимание на том, чего не видят все остальные.
4. Невосприятие рутины.
Креативный человек, в силу своей творческой природы, очень плохо переносит обыденность и серость. Поэтому рутина – главнейший враг нестандартных идей. Если речь идет о творческой личности, то такой человек не уйдет «по уши» в выполнение монотонных и однообразных заданий. Скорее он возьмет отгул, уволится, либо попросит о помощи кого-то другого.
5. Умение видеть возможности в неожиданных направлениях.
Это умение можно считать производным от наблюдательности и способности фантазировать. Креативный человек в любой ситуации умеет действовать нестандартно. Там, где другие столкнутся с непреодолимым препятствием, творческий человек обязательно придумает, как его преодолеть. Поэтому наличие подобного сотрудника в коллективе практически всегда гарантирует обилие оригинальных идей и решений.
6. Ранимость перед критикой.
У каждой медали есть своя обратная сторона. Так и у творчества имеются свои недостатки. Например, излишняя ранимость творческих людей. Мало кто из них способен спокойно переносить критику своих идей или творений. Творческая личность может даже на конструктивные замечания. Данную особенность необходимо учитывать при общении с такими людьми, ведь одно неосторожное слово может вызвать настоящий шквал эмоций, временно перекрыть поток креативных идей.
7. Поиск новых эмоций и впечатлений.
Творческие люди ищут новые эмоции. Это одна из основных причин, из-за которой они так нетерпимы к обыденности. Ведь рутина не дает им возможности вдохновиться на создание очередного шедевра. Поэтому, если человек креативный, то он, скорее всего, склонен к путешествиям, оригинальным . Также, творческие личности отличаются повышенной любознательностью. Они хотят все узнать и попробовать. Склонны они и к различным видам зависимости, например от алкоголя или азартных игр. Безусловно, далеко не каждый креативный человек отличается вредной , но в любом случае, у него имеется источник вдохновения.
Можно сделать вывод, что креативный человек – это реформатор в лучшем смысле данного слова. Всегда идет против стандартов и правил. В связи с этим он и генерирует время от времени креативные идеи. Универсальной формулы творчества не существует. Каждый черпает вдохновение по своему. Важен итог – абсолютно новое решение, которое позволяет выполнить определенное задание в необычный способ.
ЛИЧНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ
Обзор части I
Часть первая направлена на то, чтобы:
1. Создать обоснование для понимания креативного процесса в целом.
2. Помочь читателям научиться применять ряд определенных принципов и методов для повышения личной креативности.
Часть первая состоит из 4 глав:
Глава 1. Определение области действия креативности. Задает общие принципы, особенности и условия для определения и исследования креативного процесса.
Глава 2. Структура креативного процесса. Вводит ряд моделей и особенностей, позволяющих определять различные уровни когнитивных структур в ходе личного креативного процесса, а также креативные стратегии других индивидуумов.
Глава 3. Физиология и креативность. Представляет упражнения, которые помогают 1) экспериментально развивать интроспективное осознание собственных поведенческих паттернов, связанных с креативностью, и 2) выявлять и наблюдать эти процессы в других индивидуумах.
Глава 4. Реализация личной креативности. Обеспечивает ряд стратегий и методов, позволяющих усилить и расширить личную креативность; эти стратегии основаны на креативном процессе Уолта Диснея.
Материал, рассматриваемый в части первой, основан на ряде допущений относительно креативности.
Допущения
Человеческая креативность представляет собой естественный непрерывный процесс, который обладает собственной структурой. Эта структура определяется взаимодействием между когнитивными картами и поведенческими паттернами.
Когнитивные карты содержат различные структурные уровни, одни элементы которых могут быть восприняты только через интроспекцию личных субъективных переживаний, другие же могут быть выявлены в процессе наблюдения за внешними проявлениями.
Субъективные когнитивные процессы сопровождаются микроповеденческими паттернами, которые поддерживают эти когнитивные процессы и обеспечивают связанные с ними внешние проявления.
Одного-единственного правильного способа проявлять креативность не существует. Напротив, есть множество стратегий, которые могут привести к креативным реакциям и результатам – в зависимости от характеристик конкретного индивидуума и контекста.
Личная креативность по существу является процессом обогащения и дополнения когнитивных карт, которыми каждый из нас пользуется в той или иной ситуации, а также процессом повышения степени поведенческой гибкости индивидуума, необходимой для того, чтобы поддерживать собственные мыслительные процессы и реакции на ограничивающие факторы окружающей среды.
Понимание структуры когнитивных карт и взаимосвязей между ними и микроповеденческими паттернами позволяет нам моделировать и совершенствовать техники и методы прагматического усиления личной креативности в ходе выполнения практических задач.
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Как говорить правильно и без стеснения автора Полито Рейналдо5. Креативность Вы просите людей уделить вам немного внимания, и… ничего не происходит. Затем вы просите еще раз: «Пожалуйста, уделите мне минутку внимания».В ответ вы увидите несколько приподнятых бровей и взгляды слушателей, весьма напоминающих снулых рыб, обращенные к
Из книги НЛП: управление креативностью автора Дилтс РобертЧасть II СОВМЕСТНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ Обзор части IIЗадачи части II:1. Связать способности к креативному мышлению с контекстами решения проблем.2. Расширить способности к креативному решению проблем посредством исследования ряда интерактивных инструментов и стратегий
Из книги Счастья в личной жизни… Советы психолога автора Петрушин Сергей ВладимировичЧасть 5. ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ НА РАБОТЕ Хотя большая часть вопросов связана с личной жизнью, иногда приходят вопросы по поводу рабочих отношений. Действительно, на работе мы проживаем значительную часть времени, общаемся с людьми, находясь в разных ролях и на разных позициях. Тут
Из книги Ваш персональный психолог. 44 практических совета на все случаи жизни автора Шабшин ИльяЛичная печать В Древней Греции надписи на твердой поверхности (на камне, на черепке глины) делали, проводя по ней много раз твердым предметом – получался отпечаток, по-гречески???????? (charakter) – отсюда и возникло слово «характер».Уже из этимологии вытекает, что
Из книги Солнце и тень автора Келзер КеннетЧасть I Мой эксперимент с осознаваемым сновидением: личная
Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна59. Личная виктимность Личной, или антропологической, виктимностью именуется особая предрасположенность человека оказаться в силу определенных обстоятельствах жертвой преступления или его неспособность избежать опасности в случаях, когда опасность вполне
Из книги НЛП [Современные психотехнологии] автора Алдер ГарриЧасть четвертая Личная успешность
Из книги Психоаналитическая диагностика [Понимание структуры личности в клиническом процессе] автора Мак-Вильямс НэнсиЛичная история Где родился, вырос, количество детей в семье и место пациента среди них, главные переезды. Родители и сиблинги: получить объективные данные (живы ли, причины и время смерти, если умерли; возраст, здоровье, профессия) и субъективные данные (личность, природа
Из книги Философия бизнеса автора Рон ДжимЛИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Ключевой фактор, который определяет ваше финансовое будущее – не экономика; этот фактор – ваша личная философия.Не заимствуйте у кого-либо их планов. Развивайте свою собственную философию, и она будет вести вас к новому и своеобразному.Если вы научитесь
Из книги Анатомия глупости автора Линдхолм МаринаКреативность Я постоянно говорю о креативности, о способности создавать новое, о творчестве.Давайте посмотрим на это, потому что тема уж больно интересная.Меня очень умиляют женские журналы по рукоделию, где на вкладках с выкройками приложены не только выкройки блузок и
Из книги Зрелой женщине принадлежит мир [Как быть счастливой в мире мужчин] автора Лифшиц Галина МарковнаЛичная жизнь Сейчас принято: не удался один роман или замужество, значит, надо быстро искать замену. Если и там что-то не удалось – тоже не беда. Найдется еще! Дети без отца – это ничего. Найдем отчима. Отчим не подошел? Кыш! Найдем другого отчима. И третьего… Вот интересно,
Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс1. Личная этика «Во что я верю? Каковы мои ценности? Как мне следует жить?» Этих трех вопросов славные люди избегают, если ответы противоречат их привычке подстраиваться под нужды окружающих. Хорошая новость в том, что всякий трансформирующийся человек, начавший
Из книги Не отступать и не сдаваться. Моя невероятная история автора Ренсин ДэвидМоя личная награда Среди всех вознаграждений, которые я получил за то, что придумал лагеря для мальчиков, одно стало для меня полной неожиданностью. Как-то я выступал то ли в церкви, то ли на круизном лайнере, и вдруг в зале поднялся мужчина среднего возраста
Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр ГригорьевичЛичная игра Игра может быть коллективной (типа «Чистого бизнеса»), и тогда вам нужно придерживаться общепринятых правил. Если вам это не нравится, вы можете придумать свою личную игру с известными только вам правилами. Люди могут не понимать или даже обижаться на ваши
Из книги Вторжение между ног. Правила съема автора Новиков ДмитрийБ) Личная информация Постарайся, как можно больше о себе рассказать именно тут, а не в письмах. Простокогда смотришь на анкету, а из личной информации – только возраст, невольно кажется,что человек что-то скрывает. А мы же не хотим этого, ведь так? Мы же хотим
Из книги Опытный пастор автора Тейлор Чарлз У.Личная практика Как мы уже говорили, личная практика - это практическое применение религиозных источников в качестве «орудия благодати», инструмента, который Бог использует для того, чтобы в нас было больше любви. Религиозные источники производят перемены в человеке по
КРЕАТИВНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ
КАЧЕСТВО МЕНЕДЖЕРА
С.Ю. Полунина
Канд. социол. наук, доцент кафедры психологии
и социального управления
Сибирский университет потребительской кооперации,
г. Новосибирск, e-mail [email protected]
В структуре источников экономического развития промышленно развитых стран в настоящее время приоритет отдается инновационной деятельности. Многочисленные публикации, раскрывающие проблематику инновационного менеджмента, большое внимание уделяют повышению активизации деятельности в этой сфере. Обсуждаются конкурентные преимущества, которыми располагает Россия в области системы образования, квалификации кадров, научного потенциала, культурных факторов. Вместе с тем крайне редко исследователи обращаются к личности, предрасположенной к такого рода деятельности, т. е. личности инноватора. Считается, что таковым должен быть человек, с высокими креативными способностями.
В своей статье Е. Дружинин и Н. Кортьева выделяют две стадии инновационного процесса: выдвижение, формулировка теоретической конструкции новшества и реализация новации в максимально полном объеме с минимальными искажениями сформулированной идеи. Следовательно в инновационном процессе должны быть задействованы два типа участников: руководители, способные осуществлять и направлять инновационную политику, и персонал, обладающий необходимой профессиональной компетентностью и уровнем мотивации. Инновационный тип руководителя должен обладать стратегическими способностями, а именно хорошо развитым абстрактным мышлением, умением анализировать имеющуюся информацию, видеть ситуацию в перспективе, выбирать наилучший момент для активных действий. Автор статьи связывает эти способности с хорошо развитой интуицией.
Среди наиважнейших инноваторских способностей персонала выделяют творческие способности или креативность. Понятие «креативность» приобрело свое значение к началу 50-х гг. прошлого века, главными идеологами исследования креативности стали Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс [цит. по 6]. Согласно их концепции креативность понималась как универсальная познавательная способность. Основой креативности Гилфорд считал дивиргентное мышление, т.е. идущее в различных направлениях, которое приводит к неожиданным выводам и результатам. Гилфорд выделил 6 основных параметров креативности: 1) способность к обнаружению и постановке проблем; 2) способность к генерированию большого числа идей; 3) гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи; 4) оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно; 5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 6) Способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.
Л. Терстоун [цит. по 6] обратил внимание, что в творческой активности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи, а не критически к ним относится, творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент, когда внимание сознательно концентрируется на решении проблем. В.Н. Дружинин и Р.М. Грановская показывают, что мотивация достижений, соревновательная мотивация, мотивация социального одобрения блокируют самоактуализацию личности и затрудняют проявление ее творческих возможностей. Подтверждением этого является также мифы о креативности, сформулированные Т. Амабиле и Б. Брином :
1) Креативность генерируется творческими людьми. Как показали результаты проведенных опросов, креативность зависит от нескольких вещей: опыта, в том числе знаний и технические навыков, таланта, способности мыслить по-новому, и умения преодолевать нетворческую рутину. Но наиболее важно, насколько люди увлечены своей работой и насколько задействован фактор внутренней мотивации.
2) Деньги – мотиватор креативности. Опросы показали, что бонусы могут даже сдерживать креативность, в том случае, если люди считают, что каждый их шаг скажется на компенсации. Тогда сотрудники стараются любой ценой избегать риска, что, естественно, не способствует инновационному мышлению.
3) Недостаток времени способствует креативности. Нехватка времени уменьшает креативность потому, что люди не могут глубоко проникнуть в суть поставленной задачи.
4) Страх вызывает революционный переворот. Исследования продемонстировали, что креативность позитивно ассоциируется с радостью и любовью и негативно – со страхом и тревогой, что люди чувствуют большую радость, когда находят творческую идею, но, в то же время, они гораздо вероятнее достигнут пика креативности, если перед этим чувствовали себя счастливыми. Если люди увлечены своей работой, есть больше шансов, что они сделают когнитивные ассоциации, результатом которых станет креативная идея на следующий день.
5) Соревнование – лучше, чем сотрудничество. По результатм исследования наиболее креативны те коллективы, где сотрудники могут свободно обмениваться идеями и обсуждать новые решения.
6) Сокращение штатов – хороший способ повысить креативность. В ходе сокращения уровень коммуникации и сотрудничества резко уменьшается, так же как и чувство уверенности и личной независимости сотрудников. В результате руководителям после сокращения приходится затрачивать немало усилий для стабилизации обстановки на рабочем месте, вновь делая ее благоприятной для формирования новых идей.
Суть творчества с точки зрения С. Медника [цит. по 6] заключается в способности преодолевать стереотипы и в широте поля ассоциаций. Исследования, проведенные с помощью инструментов, созданных на основе этой концепции, показали, что фактор ограниченного времени негативно сказывается как на высококреативных, так и на низкокреативных испытуемых. Оригинальные ответы появляются не на первых стадиях решения креативных задач, а спустя некоторое время, после того как нужно преодолеть «инерцию репродуктивности».
Интересной является «теория инвестирования» Р. Стернберга [цит. по 6]. Согласно этой модели креативным является такой человек, который стремится и способен «покупать идеи по низкой цене и продавать по высокой». Т.е. необходимо оценить потенциал развития непризнанных, малопопулярных идей и возможный спрос на них. Творческий человек вопреки сопротивлению среды, непониманию и неприятию, настаивает на определенных идеях. Человек может не реализовать свой творческий потенциал в 2-х случаях: 1) если он высказывает идеи преждевременно; 2) если он не выносит ее на обсуждение слишком долго и тогда она становится очевидной, «устаревает». Стернберг выделяет 6 основных факторов креативности: интеллект; знание; стиль мышления; индивидуальные черты, мотивацию и внешнюю среду. При этом для творчества наиболее важны следующие составляющие интеллекта: синтетические способности (т.е. умение по-новому взглянуть на проблемы, преодолеть границы обыденного сознания), аналитические способности (выявление идей, достойных для дальнейшей разработки). Практические способности (умение убеждать других в ценности идеи). Только при наличии всех трех способностей гарантируется успешное выдвижение новых идей, обоснованных исследованиями и обладающих неоспоримой пользой, «продать» которые помогут практические способности. Стернберг указывает на позитивное и негативное влияние знаний. Слишком устоявшиеся знания могут препятствовать по-новому взглянуть на проблему, не обладая некоторыми знаниями по проблеме, можно потратить время, изобретая велосипед. С точки зрения Стернберга для творчества необходима независимость мышления от стереотипов и внешнего влияния, умение и смелость самостоятельно ставить проблемы и автономно их решать. Кроме того, креативность предполагает способность идти на разумный риск, преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих. Кроме того, важна и творческая среда, хотя мотивация может компенсировать ее отсутствие.
В статье Терезы М. Амабайл предпринимается попытка определить элементы внешней среды, способствующей повышению творческой активности:
Постановка задачи. Руководитель может подобрать подчиненному задание, соответствующее его компетенции, творческим способностям и вызывающее у него желание побыстрее взяться за дело.
Свобода действий. Для повышения креативности необходимо давать работникам свободу выбора средств для достижения цели.
Ресурсы. Основные ресурсы, влияющие на уровень креативности, - это время и деньги. Губительное влияние на креативность оказывают искусственные или невыполнимые сроки.
Состав рабочей группы. Нужно собрать группу, членов которой отличает одновременно и готовность к взаимодействию, и неоднородность знаний и взглядов.
Поощрение. Людям нужно чувствовать, что их работа важна для организации или группы людей, чье мнение для них важно.
Организационная поддержка. Настоящий расцвет креативности наблюдается там, где организация настроена на поддержку.
Еще одна модель творческого мышления принадлежит Э. Де Боно . Он выделяет два вида мышления: логическое (или шаблонное) и нешаблонное (творческое). Шаблонно мыслящие люди избирают разумную позицию, а затем, развивая ее логически, пытаются решить проблему. Оно оперирует высокими вероятностями, т.к. это приводит к результату наиболее эффективным способом. Нешаблонное мышление проявляется в попытке занять произвольную позицию и оперирует малыми вероятностями. Результатом являются либо гениальные творения, создать которые под силу немногим, для этого нужен талант, либо новый взгляд на старые вещи, что доступно каждому, кто заинтересован в получении новых идей.
Лишь незначительное число людей обладает естественной склонностью к нешаблонному мышлению, но любой человек может развить навыки к мышлению такого рода. Де Боно (1967) вводит специальный термин «латеральное», т.е. боковое, поперечное мышление, который отражает то, что поиск идей идет путем проб различных точек зрения, различных концепций и отправных точек. Поиск идет «поперек» русла основной, устоявшейся признанной точки зрения. При этом автор модели обозначает области применения нестандартного мышления: усовершенствование (устранение ошибок, недостатков и улучшение способа действий), решение проблем и проектирование возможностей. Источниками творчества автор считает: незнание, опыт, мотивацию (под мотивацией автор понимает любопытство и стремление объяснить непонятные идеи, способность взглянуть на то, на что никто никогда не обращал внимания), острый взгляд (способность увидеть ценность зародившейся идеи), случайность, освобождение от страхов и ограничений).
Эта позиция согласуется со взглядом на творческие способности Я.А. Пономарева [цит. по 6]. Суть креативности как психологического свойства, сводится им к интеллектуальной активности и чувствительности к побочным продуктам своей деятельности. Для творческого человека наибольшую ценность представляют именно побочные результаты деятельности, нечто новое и необычное, результаты, рассогласующиеся с целями. Творчество, в отличие от форм адаптивного поведения, происходит по принципу «не смотря ни на что».
Природа творчества с точки зрения В.М. Вильчека [цит. по 6] иррациональна и неуправляема, родилась и умрет вместе с человеком. С точки зрения Р.М. Грановской творчество – это социально приемлемый путь самореализации, удовлетворение от этого практически не имеет пределов. Если так, то возникает вопрос: почему одни люди проявляют преимущественно адаптивную активность, а другие – творческую, творческая активность одних людей более продуктивна, чем других? Окончательного ответа на эти вопросы нет. Разнообразные исследования предоставляют некоторую информацию.
Согласно теории Д. Гэленсона (Чикагский университет) существует 2 типа гениев: концептуальные и экспериментальные инноваторы. Первые добиваются успеха в молодости (20-30 лет), вторые - в зрелом возрасте (50 лет и старше). Концептуальные инноваторы тщательно обдумывают идею, затем приступают к работе. Они точно знают, чего хотят и что делают, нарушают правила, по-другому смотрят на привычные вещи, ломают стереотипы. Судьба их часто трагична. Гении второго типа медленно идут к успеху, используют метод проб и ошибок, терпеливы, уважают традиции, живут в реальном мире, успеха добиваются за счет трудолюбия. Их успехи – следствие обощения чужого опыта и оттачивания своей техники.
Дополнением этих исследований могут стать выводы Р.М. Грановской об особенностях творчества молодых людей: неуступчивость, связанная с их стремлением утвердить что-то новое. Окружающими это часто трактуется как упрямство или эгоизм, плохой характер. Второй особенностью является внутренняя рассогласованность и некоторая двойственность характера, взрывчатость, что также окружающими может быть расценено как непредсказуемость и направленность против социальных норм. Еще одним свойством является склонность к терзаниям и колебаниям по любому поводу. Требовательность к самому себе воспитывают к критическому переосмыслению незыблемых истин.
Для творчества зрелых специалистов характерен вкус к форме решений. Специалисты старшего поколения представляют особую ценность, т.к. обладают целостным взглядом на проблему, что позволяет давать комплексное решение проблемы. Еще одним качеством является нерешительность, осторожность. Это может ограничивать их. Следующей особенностью является концентрация интересов, с одной стороны, она сужает круг интересов, что отрицательно сказывается на творчестве, но, с другой стороны, это позволяет выдерживать первый жесткий натиск. Опыт способствует формированию следующей особенности- умению использовать старые идеи, ведь, как говорится, новое – это хорошо забытое старое. Творчество зрелых отличается еще и снижением способности рисковать, а это является необходимой составляющей творческой деятельности. Вместе с тем, это способствует предъявлению высоких требований к аргументации, обоснованности, практичности идеи. Таким образом, открытия и изобретения молодых являются более радикальными, смелыми, но не всегда плодотворными. Творческие предложения зрелых – более продуманы, обоснованы, но им не достает риска.
По мнению И.М. Верткина в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) к качествам творческой личности относят: 1) наличие новой или недостигнутой значительной общественно полезной достойной цели (или системы целей); 2) наличие программы (или пакета программ) достижения поставленной цели и контроля за выполнением этих программ; 3) желание и осуществление огромного объема работы по выполнению намеченных планов; 4) владение техникой решения задач, которые встречаются на пути к цели; 5) способность отстаивать свои идеи, выносить общественное непризнание, непонимание выбранного пути, умение "держать удар", верность цели; 6) соответствие достигнутых результатов (или соответствие их масштаба) поставленной цели. Такой подход утверждает, что творческий режим доступен каждому нормальному человеку, обладающему обычными способностями, памятью, знаниями. Для того, чтобы стать творцом, надо сделать сначала всего один шаг: выбрать достойную цель, потом-второй шаг: составить корректную программу достижения поставленной пели. Затем третий шаг - подкрепить составленную программу большой работой.
Обобщая рассмотренные модели, можно сделать следующие выводы:
Креативность становится профессионально важным качеством современного менеджера. Творческие способности можно развивать, методики повышения креативности разработаны в рамках теории решения изобретательских задач и модели латерального мышления. Для повышения творческих способностей важны как внутренние факторы, так и факторы внешней среды. К внутренним факторам относятся: стратегические способности, развитая интуиция, способность по-новому взглянуть на привычные вещи, способность оценить потенциал непризнанных идей, пойти на риск, противостоять неприятию окружающих. Кроме того, очень важно наличие значимой цели, программы по ее реализации и готовность много работать для достижения этой цели. Фактор возраста не играет решающей роли, т.к. успеха можно достигнуть как в молодом, так и в зрелом возрасте.
Важнейшими факторами внешней среды являются создание атмосферы сотрудничества, отсутствие дефицита времени. Создание стабильно функционирующего коллектива, создание творческой атмосферы, когда возможно обсуждение новых идей, а критика носит конструктивный характер, понимание и терпимость со стороны коллег и руководителей.
Список литературы
Амабиле Т.М. Как убить творческую инициативу / Креативное мышление в бизнесе. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
Боно Э. Латеральное мышление. – СПб.: Питер, 1998.
Введение в ТРИЗ. Основные понятия. Фонд Г.С. Альтшуллера. - Интернетресурс: http://www.altshuller.ru, 2003.
Верткин И.М. Качества творческой личности / Введение в ТРИЗ. Основные понятия. Фонд Г.С. Альтшуллера. - Интернетресурс: http://www.altshuller.ru, 1988.
Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. – СПб.: Речь, 2006.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: 2007.
Дружинин Е., Кортьева Н. Менеджер – инноватор: от идеи к реализации. - Интернетресурс: http://www.bestlibrary, 2002.
Amabile T.M., Breen B. The 6 Myths of Creativity. – Интернет-ресурс: http://www.e-executive.ru, 2004.
Galenson D. W. Old Masters and Young Geniues: The Two Life Cycles of Artistic Creativity. – Интернет-ресурс: http://www.e-executive.ru, 2006.