Консультация " воспитание любознательности у детей". Советы родителям по воспитанию любознательности Как же развивать любознательность ребенка, чтобы у него на всю жизнь сохранилось желание учиться
Elena Schuvalova
Консультация для воспитателей «как развить любознательность у детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей
«Как развить любознательность у детей дошкольного возраста »
Что же такое любознательность ? В «Толковом словаре русского языка» С. Ожеговой и Н. Шведовой дается такое определение. Любознательность – это склонность к приобретению новых знаний, пытливость. С. Л. Рубинштейн, выдающийся психолог и филолог, любознательность ассоциирует с познавательным интересом, показателем которого выступает количество и разнообразие вопросов, задаваемых ребенком. Л. И. Аржанова предполагает характеризовать любознательность «сложным чувством любви к знаниям» , возникающим в процессе умственной работы и проявляющееся в склонности приобретать все новые и новые знания. В исследовании Н. А. Погореловой любознательность рассматривается как черта личности, в структуру которой входят три компонента : знания, эмоции, активный поисковый характер деятельности человека, направленный на овладение новыми знаниями. При этом знания выступают как источник, свойство, показатель и средство развития любознательности .
Любознательность является ценным качеством личности и выражает отношение к окружающей жизни, природе. Познавая природу, ребенок начинает сознательно и бережно относиться к ней. В процессе познания закладываются основы экологической культуры. Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне развиваем его как личность , воспитываем интерес , бережное отношение к ней.
Маленькие дети по своей природе исследователи. Мир будит в ребенке интерес «первооткрывателя» . Его интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе : то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность – желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому мы, взрослые, должны интерес ребенка, любознательность сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития . Согласитесь, недопустимо загубить деревце ради познавательного интереса, налить в калоши воды чтоб проверить их герметичность и т. п.
Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть направленным на пользу его развития .
Прежде чем приступить к развитию любознательности у детей необходимо учесть некоторые особенности.
В развитии любознательности у детей дошкольного возраста решающее значение имеет игровая и практическая деятельность. Любознательность выражается в многочисленных вопросах, с которыми они обращаются к взрослым. Эти вопросы возникают из потребности ориентировки в окружающем мире. Причинами постановки вопросов являются обычно возникновение неопределенности в чем-либо, нарушение первичного порядка и вообще различные заметные изменения в мире вещей и процессов, окружающих ребенка.
Любознательность в дошкольном возрасте первоначально вызывается большей частью внешними свойствами предметов и явлений. Недостаток знаний и жизненного опыта ограничивает на этой возрастной ступени возможность проникнуть в сущность вещей, выделить в них главные, наиболее значимые признаки. Затем вопросы направляются на то, чтобы получить словесные обозначения наблюдаемых предметов и явлений и объяснение чисто внешних, порою второстепенных и малозначимых, но поражающих своей необычностью предметов и явлений.
Целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предусматривают, что старший дошкольник «проявляет любознательность , задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно - следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать».
Мы должны всячески поощрять любознательность детей . Нельзя оставлять вопросы ребенка без ответа. Нужно, по возможности, кратко, ясно и доступно ответить ему на вопрос. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника , опираясь на его жизненный опыт.
Важно возбуждать у ребенка интерес к привычным для него предметам. Например, можно предложить детям понаблюдать за одуванчиками на прогулке. Будет сделано много открытий. Дети могут отметить, что одуванчик поворачивает головку за солнцем, а вечером закрывает свой глазок, что на душистый запах цветка слетается много насекомых, что семена растения легкие, как парашютики.
Знания ребенка являются ненужным грузом, если он не знает, как их использовать.
Поэтому нужно учить ребенка, как можно использовать свои знания, развивая направленность его воображения.
Ребенок, играя с кубиком, может представить его чем угодно и кем угодно в своих фантазиях, а взрослый должен помочь ребенку свои фантазии облечь в какой-либо игровой сюжет, создать законченный сюжет.
Очень хорошо обучать этому, сочиняя с детьми сказки. Каждый произносит несколько своих предложений по очереди, задача взрослого при этом направить развитие сюжета к завершению . Можно сказки использовать для развития фантазии ребенка , изменять ее конец или начало, переврать сюжет или сочинить продолжение.
Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок , которые учат многогранно и образно воспринимать мир . Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию. «Замок похож на маленькую собачку, потому что не пускает в дом. Луковица напоминает деда, одетого во сто шуб.
Использование загадок в развитии любознательности обогащает ребенка новыми знаниями, побуждает к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.
Хочется вспомнить мудрый совет В. А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».
Любознательность не развивается на пустом месте . Чтобы развить любознательность у ребенка , необходимы условия :
Основным условиям развития любознательности является широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, с природой, воспитание активного заинтересованного отношения к ним;
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда будет стимулировать возникновение новых вопросов у детей , соответственно решение новых задач;
Необходимым условием развития любознательности и познавательного интереса у детей является разнообразная деятельность, несущая познавательную функцию (двигательная, игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы, продуктивная, музыкально-художественная).
Методы развития любознательности у детей можно разделить на 3 группы :
Наглядные – это наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучающих явлениях;
Словесные – это беседы, чтение художественной литератур, использование фольклорных материалов;
И практические – это игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры, игры-превращения, фокусы, занимательные игры.
Одним из главных практических методов, способствующих формированию любознательности , является экспериментирование. В нашем современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего мира, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Именно этим требованиям жизни отвечает экспериментирование.
Главное достоинство применение метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :
Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы (т. к. возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения);
- развивается речь (возникает необходимость давать отчет об увиденном, формулировать закономерности и делать выводы);
Происходит накопление фонда умственных умений;
Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы или явления для достижения определенного результата;
- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;
Формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное или наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод способствует этим возрастным особенностям .
Знания, подчеркнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем работ собственной мысли, всегда осознанны и более прочны.
Китайская пословица гласит : «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Для организации работы по экспериментированию в группах должны быть созданы центры по экспериментальной деятельности.
В процессе занятий по экспериментированию надо чаще хвалить детей за находчивость и сообразительность. Уверившись, благодаря похвале и поддержке, в своих силах, дети начинают стремиться к знаниям уже не зависимо от похвал, улучшается их познавательная активность.
Я пятый год веду кружок «Юные исследователи» , именно по экспериментированию. И на практике я убедилась, что экспериментальная деятельность, как и игровая, является ведущей и самой интересной и привлекательной для ребенка. В своей работе я проводила разные виды экспериментирования : с реальными и абстрактными объектами. С реальным объектом – это экспериментирование с живой и неживой природой. А как вы думаете, что обозначает абстрактные объекты?
Абстрактные объекты – это объекты слова, представления и отношения. Дети могут предположить, что можно делать с объектом, где можно использовать этот объект, придумывают новые слова, занимаются словотворчеством.
А как этот метод экспериментирования применяется на практике, вы поймете в ходе нашей дальнейшей работы.
Практическая часть.
Сейчас я предлагаю провести эксперимент с объектом неживой природы. С каким, узнаете, отгадав отгадаете загадку :
Какая нота и продукт называются одинаково?
Правильно, соль. Сегодня мы с вами будем преобразовывать соль. Предлагаю сделать вот такую оригинальную поделку «Радуга в баночке» из цветных мелков и соли. Соль можно красить гуашью, пищевыми красителями, акриловыми красками. А еще цветными мелками.
Перед вами все необходимое для работы. У кого-то мелки потертые на терке в порошок, а кому-то надо будет мелок раскатать по соли.
План работ.
1. Нужно взять чистый лист бумаги и насыпать на него немного соли.
2. Взять мел любого цвета и раскатать его по соли, немного нажимая на него для лучшей отдачи цвета. Цвет должен получиться насыщенным.
3. У кого цветной порошок из мела, просто добавьте его в соль и тщательно перемешайте. Цветов я приготовила семь, как у радуги.
4. У кого получилось окрасить соль в нужный цвет, аккуратно пересыпьте ее в готовый кулечек, а из него в стеклянную баночку, чередуя как цвета радуги. Чтобы поделка смотрелась интересней, пересыпать соль можно в емкость под углом, поворачивая банку. Делать аккуратно, чтобы слои не перемешались.
Пока вы работаете, я расскажу немного о соли.
В глубокой древности люди добывали соль, сжигая на костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Прошло очень много времени, прежде чем люди научились получать соль из морской воды путем выпаривания.
В наше время соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Производится соль в разных видах : неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная, крупная и мелкая, морская.
Каменную соль добывают в глубоких рудниках. Как она туда попала? Месторождения каменной соли находят высоко в горах. В Палеозойскую эру на месте этих гор был океан. В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарилась, а соль кристаллизовалась и спрессовалась в мощные пласты.
Соль убивает микробы – это одно из важнейших свойств соли. Соль – антисептик.
В средние века соль играла роль денег, то есть ею расплачивались, и она имела очень высокую цену.
Соль очень интересный объект для исследования. Ее можно использовать для различных опытов и узнавать совершенно другие свойства соли.
Соль растворима;
Соль не имеет запаха;
Соль имеет вкус;
Соль может удерживать на воде разные предметы;
Из соли можно выращивать различные кристаллы и т. д.
Все это интересно и очень нравится детям.
Можно реализовывать различные долгосрочные проекты, где можно наблюдать за солью, узнавать полезные свойства соли с медицинской точки зрения, зачем нужна соль, насколько она может быть вредна и т. д.
Ну что, закончили работу? Давайте посмотрим, как красиво получилось.
А теперь придумайте название своей работе, но такое, чтобы в нем звучало слово СОЛЬ.
(«Соленая радуга» , «До, ми, солька» , «Соленая фантазия» и др). – Хорошо.
А теперь представьте, что эту поделку вам нужно подарить. Кому вы ее подарите? Скажите, какие ощущения, на ваш взгляд, он будет испытывать? (радость, восхищение, восторг) . Хорошо, молодцы.
Вот сейчас мы с вами попробовали экспериментировать со словом – абстрактным объектом, придумывая название вашей работе, предполагали, что будет, если? Представляли, кому хотим подарить?
В данном случае, наш реальный объект – разноцветная баночка, а абстрактный объект – слово, предположение.
Спасибо всем за активное участие.
Каждый взрослый, наверняка, замечал, как сильно развито у маленького ребёнка стремление к познанию окружающего мира! Именно детская любознательность и любопытство подталкивают ребятишек к новому и неизведанному, что нам, взрослым, кажется совсем несущественным. Возможно, есть родители, которые совершенно не обращают внимания на такое поведение своего дитя. Между тем, специалисты утверждают, что несформированность таких качеств, как любознательность, пытливость, любопытство может привести к серьезным проблемам при обучении в школе, ведь еще Сократ говорил: "Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим". Заботливых и внимательных родителей радует стремление ребенка к познанию нового, но при этом они хотят знать, какие приемы будут эффективнее всего воздействовать на развитие любознательности детей?
"Что это?" - главный вопрос любознательности
Психологи подчеркивают, что любознательность - это природное качество человека, основанное на познавательном интересе. Давая определение любознательности, они характеризуют ее, как стремление к новым знаниям, проявление активного интереса к полученным впечатлениям. Все это имеет большое значение для детей, так как облегчает процесс познания и непосредственно учебную деятельность. Извечный вопрос - удивление " что это?" ярко характеризует любознательность и познавательный интерес, раскрывает их сущность: "познание начинается с удивления" (Аристотель). Каждый родитель замечал, в период, когда кроха начинает ходить самостоятельно, когда становятся доступны все близлежащие предметы, у него просыпается интерес исследователя. Все окружающие объекты подвергаются тщательному исследованию, то есть могут быть искусаны, поломаны, разобраны на части. Из-за этого не стоит огорчаться, наоборот, нужно понять свое чадо и так устроить домашнюю обстановку, чтобы пространство было безопасно, и в то же время притягательно для малыша. При этом полезно что-то периодически обновлять (например, игровой или книжный уголок, убранство в кухонном интерьере), чтобы создавать разнообразные условия для развития любознательности на всех ее стадиях:
По утверждению педагогов, воспитание любознательности и познавательных интересов начинается с раннего детства. Именно в этот период малыша привлекают не игрушки, а манят шкафчики с открывающимися и закрывающимися дверцами, сковородки, кастрюли, электрические розетки, папины дискеты, мамина косметика, бабушкино вязание, кошкины миски. Да мало ли чего любопытного может обнаружить малыш в один - два года! Для родителей - это самый беспокойный, но в то же время важный возрастной период, когда действия с предметами, то есть предметная деятельность, становится главной в жизни крохи и может удовлетворить его любопытство.
Важно: активное общение с малышом в период раннего детства и обучение новым предметным действиям помогает развивать стремление ребенка к познанию неизведанного, ведет его к новым исследовательским действиям!
Когда малыш начинает говорить, развиваются его познавательные интересы. Это выражается в тяге к самостоятельности, желании быть "как взрослый", стремлении к более полноценному общению с взрослым. На этом этапе расширяются знания об окружающих предметах, поэтому детская любознательность становится очень заметной для окружающих, находя свое выражение в появлении множества разнообразных вопросов: "Почему листья зеленые", "Как получается дождь?", "А радуга, это что?". Не зря возраст от 3 до 5 называют возрастом почемучек.
В старшей возрастной группе продолжается дальнейшее развитие интересов детей любознательности и , что можно увидеть по следующим признакам:
- на фоне формирующегося логического мышления, расширения кругозора у дошкольников появляются зачатки исследовательских действий;
- на основе разнообразных интересов развивается мотивация к новым знаниям;
- если ребенок любознателен, он старается проникнуть в устройство предметов, проявляя интерес к их сущностным характеристикам, свойствам и назначению
- эффективность любознательности проявляется в количестве и качестве задаваемых вопросов, умению строить предположения, аргументировано выражать свою точку зрения.
Как развивать любознательность ребенка? Любящие родители должны знать понятие любознательность и разные способы ее развития. В домашнем воспитании важно использовать не только развивающие игры и упражнения, но и активно действовать на уровне эмоций, чувств, настроений. В этом плане на формирование любознательности влияет:
Когда родители спрашивают, какие условия развития любознательности целесообразно создать в домашней обстановке, можно ответить, что главное - не ограничивать исследовательскую деятельность дошколенка. Лучше обеспечить безопасность для его деятельности, так как дошкольник старается получать новые впечатления везде, где только возможно. Родителям лучше немного опережать своего малыша и предлагать ему разные действия, например:
Важно: чтобы развить любознательность детей, родителям нужно использовать все моменты повседневной жизни для расширения объема знаний, побуждать дошколят задавать вопросы и вместе искать ответы на них.
Упражнения и игры на любознательность
Хорошим подспорьем для домашнего обучения всегда были игры и игровые упражнения. Помогут они в развитии любознательности и познавательного интереса. Главное при подборе таких игр - они должны побуждать детей к исследовательской деятельности, вызывать желание узнавать новое и докапываться до сути.
Цепочка вопросов
Упражнение можно проводить в любой ситуации: дома, на прогулке, на домашнем занятии. Взрослый придумывает интересную тему, например, "Зачем нужна одежда?", "Почему идет дождь?", "Откуда берутся грибы?". Изначально вопросы задает взрослый, чтобы научить ребенка выстраивать логическую цепочку вопросов, а затем вопросы может задавать ребенок.Дошкольник отвечает на вопросы до тех пор, пока может найти ответ. Взрослый помогает ему наводящими предложениями или при затруднении сам отвечает на поставленный вопрос. Например, логическая цепочка может быть такая:
- зачем нужна одежда?
- какая бывает одежда?
- без одежды как было бы человеку?
- из чего шьют одежду?
- когда не было ткани, во что одевались люди?
- как они добывали шкуры?
- как можно сшить одежду из шкур?
Преобразуем старое в новое
Любознательность детей можно совершенствовать самым простым способом, если придумывать новое использование старым предметам. Например, мама собирает все ненужные вещи на кухне (коробочки, пластиковые бутылочки, стаканы, крышки) и предлагает малышу придумать, как можно их еще раз использовать в быту. Из небольших пластиковых бутылочек получатся забавные рожицы зверят, если к ним подклеить ушки и нарисовать глаза, носики, усики; обклеив старую коробочку красивой тканью, можно получить оригинальную шкатулку для подарка бабушке. Главное, побуждать малыша самого придумывать различные преобразования, видеть перспективу старой вещи.
Игры - раскопки
Сейчас такие игры становятся популярными для детей и взрослых, поэтому приобретая игру - раскопку, ее можно сделать семейным развлечением. Игры - раскопки направлены на развитие любознательности, например, "Тайны пирамид", "Юный археолог", "Динозавр в айсберге" или "Потерянная экспедиция". Затем подобные игры можно делать самостоятельно и играть достаточно длительное время. Смысл всех игр в том, что обязательно нужно раскопать какой-либо артефакт под культурными слоями. Игровые действия помогают открыть древние тайны истории. На семейном досуге интересно устроить конкурс, кто быстрее докопается до артефакта или предложить коллекционирование артефактов.
Путешествуем во времени
Есть разные варианты подобных игр - путешествий, в которые можно играть вместе с детьми. Они помогают не только развивать познавательные интересы ребенка, но и учат логическому мышлению.
- Онлайн - игра: по сюжету герой находит машину времени, но не может ею управлять. Не изучив инструкцию, он просто нажимает на кнопку и начинает путешествовать. В результате много интересных персонажей разных исторических времен ему встретятся: динозавры, рыцари, ковбои. Героя игры ждут разные испытания в разном историческом времени. Нужно помочь ему вернуться в современность.
- Словесная логическая игра начинается с рассказа ведущего: "В одной стране у каждого жителя была своя машина времени. Жители использовали ее по-разному: одни путешествовали только в прошлое, другие - только в будущее. Но были в этой стране жители, которые не путешествовали и жили в настоящее время. Из-за этого машины заржавели. В этой стране жил Тим, он был очень любопытный, но его семья летала только в прошлое. А ему очень хотелось попасть в будущее. И однажды он пробрался к машине времени, смазал все механизмы, и машина отвезла его в будущее. После возвращения любопытный Тим всем жителям рассказал, как прекрасно будущее. И всем захотелось слетать туда. Но машины времени двигались только туда, куда они привыкли летать. Многие жители не стали даже стараться, а некоторые все-таки научились управлять машиной времени и летать туда, куда хочется". Игроки должны рассказать, куда они отправятся и что может им встретиться в путешествии, например, в прошлом времени - динозавры, пещерные жители, рыцари, короли и королевы. Или в будущем - роботы, межпланетные космические корабли. Для поддержания интереса и воплощения замысла можно предложить ребенку сделать зарисовку, а остальным участникам игры отгадать, в каком времени побывал игрок.
«Я - в зеркале»
Упражнение помогает совершенствовать познавательный интерес дошкольников, воплощать творческие замыслы, словесно описывать свои эмоциональные проявления. Взрослый предлагает ребенку нарисовать самого себя в трех зеркалах: голубом - Я в настоящем, зеленом - Я в прошлом и красном - Я в будущем. Затем идет обсуждение рисунков, например, можно спросить дошколенка, что он чувствовал при рисовании, какие эмоции вызвало у него изображение самого себя в прошлом, настоящем, будущем. Спросить, в каком времени было легче себя изобразить? Обязательно все рисунки собирать в отдельную папку, возвращаться периодически к этой теме, чтобы проследить, как совершенствуется и активизируется желание познавать себя, представлять себя в будущем.
Такие незамысловатые игры и упражнения, которые могут постоянно присутствовать в жизни детей, а также все другие способы помогут родителям воспитать пытливого, любознательного ребенка. Удачи вам в воспитании дошколят!
Гайсина Люция Габдрахмановна, старший воспитатель
МАДОУ №106 «Забава», г. Набережные Челны, РТ
Какого ребенка мы называем любознательным? В Толковом словаре С. И. Ожегова можно прочитать: «Любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый». Основой любознательности является познавательная, исследовательская активность детей, удовлетворение которой во многом и будет определять пытливость детского ума, его интерес к знанию. Как родители могут помочь этому процессу? Во-первых, необходимо знать факторы, от которых зависит развитие любознательности. К ним относятся эмоциональное самочувствие ребенка, особенности его познавательного развития, среда, которая окружает ребенка дома (здесь имеется в виду игрушки, игры, книжки, а также стиль взаимодействия родителей с ребенком) .
Долгое время малыш не в состоянии ничего себе представить: игрушка, спрятанная у него на глазах, для него исчезает навсегда. Однако наступает пора, и все меняется. Ребенок начинает понимать, что спрятанная игрушка не исчезла. Это изменение означает, что мир для малыша удвоился: один стоит перед его глазами, дает о себе знать звуками, запахами, прикосновениями. Другой, внутренний, психический существует как представление, образ. Этот мир полностью принадлежит ребенку. Это рождение внутреннего мира приходится на возраст 3-4 года. Для неокрепшей психики 3-4-х летних детей появление представлений - огромная нагрузка, воспринимать легче, чем представлять. На этом этапе необходимо осторожно стимулировать познавательное развитие ребенка, не форсировать события, проявлять терпение, давать возможность ребенку заниматься привычными играми, делами. Что можно использовать для развития познавательной активности детей этого возраста? Необходимо увеличить доступную детям «территорию познания».
- Это могут быть различные прогулки, на которых Вы рассматриваете окружающие предметы, наблюдаете за явлениями природы (листопад, как блестит лужа, капли дождя на стекле ит. д.) , побуждаете ребенка задавать вопросы, вопросы - это «выходы» познавательной активности (принимаете любые версии его ответов) . Важно, чтобы дети хотели задавать вопросы и умели это делать.
- Хорошо, ели Вы предлагаете ребенку познавательные сказки. Например, вышла однажды тучка погулять. Посмотрела вниз, увидела желтую траву, деревья без листьев и заплакала. Так пошел осенний дождик. (Вы можете придумывать такие сказки сами или использовать уже готовые. Покупая книжки малышу, обратите внимание именно на познавательные серии) .
- Отгадывание загадок (важно, чтобы загадки и развивали и веселили) : отгадать воображаемый предмет, действие, назначение предмета и т. д.
- Комментирование и разбор путаниц (использовать книжки, придумывать словесные путаницы самим) . Например, Вы показываете малышу картинку, на которой собака сидит на дереве, а петух - в будке: «Что здесь перепутано?»
- Рисовать с ребенком проблемные ситуации. Например, Вы рисуете девочку, которая вышла погулять; рассказываете об этом ребенку. Далее: «Светило солнышко, вдруг пошел дождь» (рассказ сопровождаете рисунком) . «Интересно, когда капли дождя падали на землю, что происходило?» (Примеры ответов детей из наших занятий: «Становилась грязь», «Лужи стали», «Выросли цветы», «Листочки стали») . Второй вариант проблемной ситуации в этом примере: «Как помочь девочке добраться сухой до дома?» (Варианты ответов - нарисовать зонтик, плащ с капюшоном и др.) .
Появление представлений создает благоприятные условия для развития внешней и внутренней речи, для развития мышления. Ребенок 4-5 лет играет не только с кубиками, но и с мыслями. Мысль, слово и дело так сливаются в сознании ребенка, что собственная неумелость огорчает его до слез. Интуитивно он чувствует, что для творчества необходима только радость и он добывает ее любыми способами, даже незаконными. Например, сделав ошибку в речи, он может сказать: «А это Ваня сказал неправильно». Возможность ошибки ему неприемлема - он же знает, как надо, значит, он не мог ошибиться. Возраст 4-5 лет - возраст почемучек. Именно в этом возрасте наблюдается любовь к игре словами, перевертышам. Как помогать ребенку на этом этапе? Будьте внимательными, благодарными, заинтересованными слушателями; поддерживайте самооценку малыша; радуйтесь вместе с ним, будьте для него интересным партнером. Важно знакомить ребенка с предметами, явлениями, событиями, которые находятся за пределами его непосредственного восприятия и опыта.
- Например, для мальчиков, которые любят играть с машинками, можно рассказать сказку об автомобиле, где в занимательной и доступной форме дается информация об устройстве автомобиля; подобрать картинки о разных авто, книжки-разукрашки и т. д. Тем самым поддерживается интерес ребенка, расширяются его познавательные устремления. Помните: дети готовы познавать то, к чему относятся благосклонно, положительно.
- Можно использовать рассказы из реальной жизни, но давать возможность для творчества, фантазии детей. Например: «Ты видишь вон тот дом? (показываете ребенку на дом вдалеке) За этим домом есть игровая площадка. Знаешь, что на ней?...» За этим домом могут быть - парк, гаражи, интересное дерево и т. д.
- Использовать путаницы, нелепицы, загадки, рисование проблемных ситуаций.
- Поощрять создание детских «коллекций», помогать их пополнять.
У шестилетнего ребенка уже накоплен индивидуальный опыт, это большое богатство, но в нем надо разобраться. Вот и обращается психическая активность ребенка внутрь (развитие пятилетнего ребенка как бы замедляется) . «Мысль уходит в подполье». Индивидуальная память и собственное видение мира - вот главное приобретение шестого года жизни. Ребенок начинает задумываться. Нарастают различия между детьми: один лучше двигается, другой читает, третий - лучше знакомится с числами и т. д. После того, как ребенок научился думать и выражать свои мысли вслух и про себя, его память усложняется. Например, пересказывая своими словами, ребенок способен добавлять примеры, пришедшие ему в голову. На этом этапе важно поддерживать рассуждения ребенка, поощрять любые его интеллектуальные решения. Взрослые должны знать, что если ребенок заговорил поздно, если в возрасте 5-6 лет у него сохраняются особенности речевого развития, у него продолжает преобладать деятельность правого полушария. Это значит, что нельзя перегружать ребенка словесными логическими заданиями. Необходимо познавательные устремления детей поддерживать и развивать, используя игры. Их очень много, они разные. (В нашем детском саду каждый родитель может поговорить об этом с педагогами, получить необходимые рекомендации) .
Несколько слов хочется сказать об игрушке, так как она является элементом среды, воздействующей на развитие ребенка в целом, в том числе и на развитие его познавательных устремлений.
Игрушка - важная составная часть культуры любого народа. Она служит для забавы и развлечений ребенка и вместе с тем является способом его психического развития. Игрушка несет в себе представления о добре и зле, позволительном и непозволительном, прекрасном и безобразном, безопасном и опасном. Родители современных малышей продолжают находить у своих чад самодельные игрушки или предметы-функционеры, которые отвечают иногда неосознанным, но реальным и очень важным потребностям ребенка. Обычно это камешки, палочки, ракушки и т. д. Наделенные особыми свойствами, связанные с глубокими переживаниями, смыслами, они создают психологическую безопасность ребенку, помогают ему жить. Такие игрушки надо уважать, дорогие родители. Ведь не монстр и не трансформер, а найденная ребенком ракушка или перо помогают ему вырасти человеком в таком непростом и противоречивом мире, ощущать причастность к нему. Использование природных материалов для замещения тех или иных предметов развивает воображение ребенка и готовит развитие знаковой функции сознания. (Буквы, цифры - это элементы знаковой системы) . Поэтому, уважаемые родители, поддерживайте интерес и желание детей действовать с природными материалами (в песке, в луже, в земле, на берегу моря они смогут удовлетворить свои эмоциональные и познавательные потребности) . Не ругайте их за испачканную одежду, невозможно исследовать, оставаясь чистым. Лучше привлеките малыша к чистке его костюма.
Важно при выборе игрушки понять, какое послание она несет ребенку. Игрушки с мертвыми лицами, монстры, вампиры, привидения и пауки, мертвецы и скелеты приводят к разрушению целостности психики ребенка, чувствительного к дисгармоничному. В таком состоянии трудно малышу быть исследователем и созидателем. Игрушки с заданной программой побуждают ребенка в игре выполнять только те действия, которые заложены программой. Возможностей для творчества, проявления любознательности нет. Все функции четко и узко заданы. Даже телефон говорит за ребенка.
Таким образом, при выборе игрушек важно понимать, что даст она Вашему ребенку что сформирует: принцип одноразовости, потребительское отношение, комплекс культурной неполноценности или ценностные ориентиры, способствующие нормальному психологическому, физическому, духовному развитию ребенка.
Дети рождаются с природным интересом к окружающему миру. Им любопытно, как же здесь все устроено и что будет, если... И когда малыши становятся чуть старше, с удовольствием узнают что-то новое, задают множество вопросов, всюду суют свой очаровательный носик, трогают, нюхают и пробуют на зуб этот мир, что подчас действует родителям на нервы.
Желание учиться - это способ удовлетворить свою любознательность, и чтобы это желание не пропало в течение всей жизни, нужно поощрять и развивать в ребенке это качество.
Что говорит наука? Подтверждают это утверждение и ученые. Исследования показали, что любознательность, а не принуждение, имеет ключевую роль в желании учиться. А дети наилучшим образом справляются с заданиями, когда учителям удается вызвать их искреннее удивление от неожиданного результата продемонстрированного опыта.
Любознательность заставляет ребенка находится в постоянном поиске новых знаний, ему нравиться ставить перед собой сложные задачи и искать решение. Как развить в ребенке это важное качество?
1. Поощряйте интересы ребенка. Найдите то, что нравится вашему ребенку больше всего и делайте это вместе с малышом. Радиотехника, авиа моделирование, чтение книг и просмотр фильмов на излюбленную тематику, занятия творчеством - все это будет подогревать интерес ребенка.
2. Создайте интересное пространство. При покупке игрушек выбирайте те, которые будут развивать малыша (сортеры, конструкторы, пазлы, товары для творчества) и подходят ему по возрасту.
3. Поощряйте игры, которые стимулируют воображение. Яркие пластиковые игрушки на батарейках совершенно бесполезны для ребенка с этой точки зрения. Не ребенок играет ими, подключая фантазию и воображение, а они сами играют с ребенком. В этом смысле бесценны игры с пустыми коробками, деревянными кубиками, пластилином и песком. Они дают огромное пространство для проявления любознательности во время игры. Не подсказывайте ребенку, что он должен делать с этими предметами и как правильно играть, пусть он сам найдет им применение.
4. Используйте открытые вопросы. Не давайте ребенку готовых решений, пусть он сделает это самостоятельно, а вы лишь подтолкните его с помощью правильных вопросов. Избегайте вопросов, которые требуют однозначных и односложных ответов «да» или «нет». Почаще спрашивайте: «Что ты думаешь о...?», «А как бы ты поступил на его месте?», «Почему?».
5. Устраните из жизни ребенка факторы, которые убивают в нем любознательность и стремление к новым знаниям. Такие как, боязнь ошибиться, ограничения творчества и отсутствие интереса родителей к занятиям ребенка.
Опасные факторы, которые мешают развитию любознательности
Страх. Объясните ребенку, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Поэтому любой имеет право на ошибку. Когда ребенок скован страхом, потребность в новых знаниях и опыте сводится к нулю. А от того как вы помогает справляться ребенку со стрессом зависит его способность к адаптации, которая будет очень важна для него во взрослой жизни.
Ограничения. Наши категоричные запреты: «Стой! Не трогай! Не разбей! Не испачкайся! Не лезь! Не кричи!» напрочь убивают в ребенке желание познавать нечто новое. Помогите малышу исследовать этот мир, и старайтесь поменьше запрещать. Обязательно обосновывайте свои запреты, если они действительно важны для здоровья и безопасности малыша, а не диктуйте их в форме ультиматума.
Отсутствие интереса родителей. Ребенку очень важно делиться своими открытиями с близкими людьми. И если родители самоустраняются от его занятий, он быстро теряет к ним интерес. Участие родителей обеспечивает малышу благоприятную эмоциональную среду для его исследований, а также дает чувство безопасности и того, что его усилия одобряют. А это, в свою очередь, приводит к формированию здоровой самооценки.
А еще обязательно узнайте
Как уверяют психологи, только один из ста детей рождаются с врожденной любознательностью. Другим стать такими помогает окружение и родительский вклад в воспитание ребенка. Именно поэтому так важно помогать малышу познавать мир, играя с ним и разговаривая, объясняя ему устройство окружающих предметов и прививая заинтересованность в познании мира. Чтобы ребенок рос любознательным, родителям необходимо помнить о тех важных направлениях, которые так важны для правильного развития малыша:
1. Совместные игры. Родители должны играть с ребенком минимум 2-3 часа в день. Сначала это будут игры с погремушками, потом с крупными игрушками или небольшими деталями. Игры должны быть наполнены азартом, радостью и интересом со стороны родителей. Скучающий и сидящий рядом родитель, словно отбывающий часовую повинность, вряд ли сможет привить ребенку любовь к познанию мира. Кроме того, у ребенка должно быть довольно много разнообразных игрушек, например, набор детской посуды, который можно купить на сайте babyweby.ru, куклы, мягкие игрушки, машинки, конструкторы и другие интересные вещи, с которыми было бы интересно заниматься мальчику или девочке.
2. Путешествия. Один-два раза в год ребенка полезно брать в далекие путешествия. Путешествовать можно смело с 3-4 лет, хотя многие родители не боятся это делать даже с грудными детьми. Однако именно с 3-х лет у ребенка сформирована память, и яркие факты из жизни в этом возрасте у него будут сохранены на всю жизнь. В путешествии важно заострять внимание на интересных деталях, рассказывать о стране или городе, куда вы отправляетесь в путешествия, устраивать вашему чаду походы по детским достопримечательностям посещаемой вами местности (детские музеи, выставки и пр.) Кроме того, необходимо устраивать и поездки в места, не отдаленные далеко от дома: музеи, близлежащие города, выставки и пр.
3. Интересные книги. Именно книги могут пробудить в ребенке интерес познавать новое. Понаблюдайте, чем больше всего ребенок интересуется, и купите ему большую, хорошо иллюстрированную книгу на эту тему. Энциклопедии по теме интересов малыша обязательно привлекут его внимание и будут прочитаны не один раз.
4. Познавательные передачи. Если вы разрешаете смотреть ребенку телевизор 1-2 часа в день, пусть половина из этого времени займут интересные передачи (о животных, путешествиях, строении человеческого тела, удивительных загадках природы). Диски с познавательными передачами, адаптированными под нужный возраст ребенка, можно купить в любом магазине, продающем видеодиски.