«Город мастеров». Сценарий праздника для старших дошкольников с элементами краеведения
Бекирова Наджие Русламовна,
музыкальный руководитель
ГБДОУ "Детский сад №88"
г. Севастополь
Сценарий фольклорного праздника "Город мастеров на ярмарке Покров"
- Развитие творческих способностей дошкольников;
- Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора;
- Знакомство детей с традициями и образами русского народа;
- Развитие эмоционального восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;
- Расширение представлений детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа;
- Расширение диапазона детского голоса, развитие вокально-хоровых навыков, чистоты интонирования средствами народного фольклора;
- Воспитание эстетических чувств;
- Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству.
- Воспитание любви к матери, желание выразить свои чувства в русской народной традиции.
- Воспитание чувства гордости к мастерам России.
Форма проведения : Коллективная творческая деятельность (КТД)
Данное мероприятие проводится совместно со студентами 1 курса педагогического университета
(Музыкальный зал тематически украшен, подготовлено 4 творческие мастерские с вывесками, расставлены поделки)
Звон колоколов
ХОД ПРАЗДНИКА:
звучит песня «Ярмарка Покровская»
1 Скоморох : Здравствуйте, ребятишки, гости!
Пожалуйте к нам, милости просим!
2 Скоморох - А праздник у нас сегодня на пороге (обращается к детям) – Покров День. Самый большой праздник осени на Руси, когда должен быть убран весь урожай. Говорили на селе: “На Покров последний сбор плодов”.
1 Скоморох - Как украшен наш зал – с этой стороны осенний листья, а с другой – снежок. Это неспроста. В народе говорят: «На Покров с утра осень, после обеда - зима».
2 Скоморох - С Покрова начинаются первые заморозки. В народе говорят: «Покров – первое зазимье». Называли праздник так оттого, что «На Покров земля покрывается - где листком, где снежком».
1 Скоморох :С полей и огородов убирали весь урожай, готовили землю к зимовке.
2 Скоморох : И в доме наводили порядок. В народе говорят «Чини избу до Покрова, а то не будет тепла». Чтобы зиму в тепле провести, люди избы утепляли да приговаривали: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром! ».
А давайте и мы с вами повеселимся да песню хороводную заведем, да друзей своих в хоровод позовем!
ХОРОВОД «ЯРМАРКА ПОКРОВСКАЯ»
1 Скоморох - Сегодня вы попадете в «Страну мастеров на ярмарке Покров», где познакомитесь с умельцами- ремесленниками и чудо-музыкантами.
2 Скоморох - Мастера в нашем городке живут дружно, потому что не могут обойтись друг без друга.Итак, отправляемся…….
Вместе - Нас уже заждались юные умельцы страны ремесёл…..
Звучит народная музыка, выходит -Мастерица
1.Мастерица : Добро пожаловать в страну мастеров на ярмарке Покров! На нашей ярмарке вы познакомитесь с народными умельцами и сможете своими руками сотворить настоящее чудо.
Собрались мы позабавиться, да потешиться. Поиграть, пошутить, да русские ремесла припомнить. Есть пословица – «С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся».
Мастерица: Ребята, сейчас я вам загадаю загадки о мастерах, а вы хором отвечайте.(по очереди загадывают загадки)
Путешествую по свету,
Я объехал уж весь мир.
Я привез меха, конфеты,
Ткани: шелк и кашемир.
Угадайте ж, наконец,
Ремесло мое….(КУПЕЦ).
Нужен вам половик
или ткань красивая,
изготовлю в один миг.
Управляюсь лихо,
Ремесло мое…(ТКАЧИХА).
Разукрашу я красиво:
И доску и ложку,
И наличник на окно
Распишу немножко (МАСТЕР ПО РОСПИСИ).
Надо лошадь подковать,
Изготовить ключ к замку,
Что угодно – все смогу.
Даже меч – кладенец,
Ремесло мое - ….(КУЗНЕЦ).
Сколочу вам лавку, стол,
Да еще скамейку.
Вовсе не охотник,
А самый лучший ….(ПЛОТНИК).
Мастерица : Молодцы, ребята, все загадки отгадали, добро пожаловать в «Страну мастеров». Сейчас я вам их представлю.
Мастерица : Городок наш небольшой,
Но народ в нем озорной.
Мастера не любят скуки,
Приложить умеют руки.
И рисуют, и поют, лепят,
Здорово живут!
Ну а чудо –музыканты- раскрывают все таланты!
Пришла пора приступить к работе с нашими умелыми мастерами.
1 СТОЛ Творческая мастерская «Портной без иглы»
Мастерица : Жил-был в богатом городе столичном
Один портной. Он мастер был отличный,
С охотой брался за любой заказ,
И был клиент доволен всякий раз:
Чего ж еще – красиво и удобно,
Да и сидели вещи бесподобно –
Богатырь: Ни лишней складки, ни кривого шва?
Мастерица :Костюм примерят и закажут два!
Богатырь: В чём секрет-то волшебства?
Мастерица: Бел иголок и без ниток создавал он чудеса!!!
Сегодня с нашим Портным вы будете украшать соломенную куклу-покосницу. (проводится мастер-класс с детьми)
Мастерица : Какие же вы все молодцы ребята, такие талантливые и рукодельные, глаз радуется, глядя на ваши творенья. А мы отправляемся дальше…..
2 СТОЛ Театральная мастерская « +изостудия»
ЗВУЧИТ МУЗЫКА -Появляется ДымковскаяБАРЫНЯ с богатырём
Танец барыни и богатыря
1.Я рисую Хохлому.
Оторваться не могу.
Завиток за завитком,
Кудрину плетут венком.
Спеют гроздьями рябинки,
2.Дружат с ветерком травинки,
Землянички и цветы.
Нарисуй узор и ты!
У наших мастеров вы научитесь элементам росписи «Хохлома».
Мастер-класс по росписи
РастягИвают полотно для театра
Театрализованное представление дымковских игрушек
Появляется фигура наездника. Скачками передвигается в одну сторону, потом в другую. Один ребенок управляет персонажем, а другой читает потешку.
Конь бежит, вся земля дрожит,
В поле травушка-муравушка
Ничком лежит,
Чей это такой конек,
Для какого молодца?
Это конь-богатырь
Для Алёши-удальца.
Аплодисменты зрителей.
Появляется Ваня на коне. Скачет, останавливается. Фигурку Вани потихоньку снимают с коня и кладут рядом. Появляются две фигурки девушек. Они приближаются к Ване, сажают его на коня и дают наказ.
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка-дружок.
Ваня ехал, поспешал,
Со добра коня упал.
Он упал, упал, лежит –
Никто к Ване не бежит.
Две девушки увидали,
Прямо к Ване подбежали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали,
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали,
Путь-дорогу показали
Да наказывали «Как поедешь ты, Иван, не зевай по сторонам!»
.Барыня: Наше представление закончилось. До новых встреч друзья!
ТАНЕЦ «ЧАЙНИКА И БЛЮДЕЦ»
в это время Скоморохи меняют детей за столами на мастер-классы, студенты готовят необходимые заготовки за столами
3 БЛОК Творческая мастерская «Пекарь»
Вот он, хлебушек душистый,
Вот он, теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел!
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ребята, а кто делает хлеб и булочки, кого мы должны благодарить каждый раз садясь за стол. (Дети отвечают: пекаря) Здесь вы научитесь лепить не только пирожки и булочки из соленого теста, но и зетейливых зверюшек.
4 СТОЛ Творческая мастерская
«Чудо музыканты-русские таланты»
1. Гости наши дорогие
Слушайте внимательно!
Позабавить вас спешим,
Споем, сыграем и развеселим!
2.Что за шум? Что за гром?
Напугал весь район!
Это Соня первый раз
Взяла в руки контрабас!
У-у-у-у-у-х!
3. Очень громко я играю
Знаменитой стать хочу,
За границей выступать
Да Россию прославлять!
У-у-у-у-у-х!
4. Ложки всем нужны к обеду
Знает даже детвора,
В русской пляске ложки звонче,
Погремушка не нужна!!
У-у-у-у-у-х!
5. Подарю я Полечке
Дудочку с гармошкой,
Будем мы дудеть вдвоем
Всю ребяток соберем!!
У-у-у-у-у-х!!
6. Ну а Рома смастерил
Чудо - балалайку,
Теперь песни поет
С печи месяц не встает!!
У -у - у - у - х!
7. Медные тарелки
Звучат в большом оркестре,
Тарелки - золотые
А не суповые!!
У-у-у-у-х!!
8.Мы частушки вам петь
Можем хоть до вечера,
Но спешим мы друзья
Дел в саду немерено!
У-у-у-у-х!
Расскажите, у какого мастера вам понравилось больше всего и почему? (Мастерица подходит к каждому ребенку)
На этом наш праздник «Город мастеров» подходит к концу, а вам, ребята, я хочу пожелать, чтобы каждый нашел дело, которое ему по душе и стал его мастером. У вас все впереди, ведь, как известно «Дело мастера боится».
ТАНЕЦ « РУССКИЕ КРАСАВИЦЫ С ПЛАТКАМИ»
ОБЩАЯ ПЕСНЯ «ГОРОД МАСТЕРОВ»
1 Скоморох - Желаю всем добра,
Золота и серебра.
Пышных пирогов,
2 Скоморох - А вам – печенье!
Примите угощенье!
Угощайтесь, ребята, гостинцами, да радуйтесь Покрову-батюшке!
Евгения Горячих
Сценарий досуга «Город Мастеров» (подготовительная группа)
Сценарий досуга «Город Мастеров » .
Цель : вызывать у детей интерес к окружающему миру, расширять знания и представления о профессиях.
Задачи :
Закрепить представления детей о разных профессиях, показать значимость каждой из них. Расширять словарный запас, активизировать лексику детей. Развивать диалогическую и монологическую речь. Закрепить умение детей действовать по сигналу воспитателя. Развивать кругозор, мышление, внимание, наблюдательность, координацию движения. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий. Воспитывать дружеские взаимоотношения через работу к команде, формировать умение сотрудничества и взаимопомощи. Создание эмоционально-положительной атмосферы. Воспитывать любовь и бережное отношение к труду.
Оборудование : Мультимедийная установка, презентация «Город Мастеров » , фонограмма из мультфильма «Паровозик из Ромашкова» , дидактическая игра «Разрезные картинки» , кубики, иллюстрации дорожные знаки «Движение запрещено» , «Пешеходный переход» , , «Дикие животные» , «Дети» , «Велосипедная дорожка» , «Подземный переход» , «Ремонтные работы» , флажки (красный, желтый, зеленый, цветные кольца по количеству детей.
Предварительная работа : Составление рассказов «Профессии разные нужны…» , «Труд человека» . Экскурсия в медицинский кабинет «Профессия – врач» . Экскурсия на кухню детского сада «Профессия – повар» . Рассматривание альбома «Профессии бывают разные» . Беседа «Кем я стану, когда вырасту?» . Чтение художественной литературы : «Город добрых дел » Р. Скарри, «А что у вас?» С. Михалков, «Кем быть?» В. Маяковский, «Строители» Б. Заходер,«Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков, «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари, «Доктор Айболит» К. Чуковский, «Незнайка в солнечном городе » Н. Носов. Дидактические игры «Профессии» , «Что для чего» , «Рассеянный художник» , «Разрезные картинки» . Рисование «Доктор Айболит» , «Почтальон» , «Военные профессии» .
Ход досуга:
Ведущий : Где-то есть на белом свете необычная страна –
«Город Мастеров » , ребята называется она.
Ведущий : Сегодня я предлагаю отправится в увлекательное путешествие в город Мастеров . Каждый житель этого города мастер , профессионал своего дела.
Ведущий : Вы готовы?
Дети : Готовы.
Ведущий : Как вы думаете на чем мы отправимся в путешествие?
Дети : Машина, самолет, автобус.
Ведущий : Даю подсказку. Послушайте загадку :
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга прицепились
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
Дети : Паровоз.
Ведущий : Верно. Занимайте места в вагонах и в путь!
«Паровозик из Ромашкова» идут змейкой)
Ведущий : Вот мы у ворот города .
(Слайд 1 «Ворота города » )
Ведущий : Открою вам секрет, ребята - вход в город Мастеров открыт лишь для тех , кто любит труд. Вы любите трудиться?
Дети : Любим.
Ведущий : Ребята, а пословицы и поговорки о труде знаете?
Дети : Знаем.
Ведущий : Сейчас проверим.
(Слайд 2 «Пословицы» )
(Проводится словесная игра «Закончи пословицу» .)
Без труда не выловишь …. (и рыбку из пруда) .
Делу - время, а…. (потехе - час) .
Больше дела, …. (меньше слов) .
Семь раз отмерь, …. (один - отрежь) .
Кончил дело- …. (гуляй смело) .
Терпенье и труд….(все перетрут) .
(Слайд 3 «Открытые ворота» )
Ведущий : Отлично, ворота открыты-проходите. В городе Мастеров много улиц , площадей, бульваров и каждый имеет свое название.
Ведущий : Ребятки, чтобы узнать на какую улицу мы попали, отгадайте загадку :
Ходит в белом колпаке
С поварёшкою в руке.
Он готовит нам обед :
Кашу, щи и винегрет.
Дети : Повар.
(Слайд 4 «Улица Поваров» )
Ведущий : Ребятки, а вы знаете что делает повар?
Дети : Повар - это человек, профессией которого является приготовление пищи.
Ведущий : Как вы думаете, поваром может работать любой человек, который любит готовить. А как ты думаешь это просто – готовить?
Дети : Не просто.
Ведущий : Готовить - это не простое занятие! Сварить две-три тарелки супа, поджарить немного картофеля несложно. Но сделать так, чтобы вкусными оказались 100 порций супа, сваренного в огромной кастрюле, приготовить по-настоящему вкусный обед для нескольких сотен людей – это очень сложно. Недаром, чтобы хорошо готовить, повара долго учатся.
Ведущий : Сегодня на улице Поваров для вас приготовили вкусные задачки.
На тарелке девять слив,
Вид их очень красив.
Съел четыре сливы Павел.
Сколько мальчик слив оставил?
Дети : Пять сливы.
Ведущий : У Коли и Марины.
Четыре мандарина.
Из них у брата - три.
А сколько у сестры?
Дети : Один мандарин.
Ведущий : Ежик по грибы пошел,
Десять рыжиков нашел.
Шесть он положил в корзинку,
Остальные же - на спинку.
Сколько рыжиков везет
На своих иголках еж?
Дети : Четыре гриба.
Ведущий : Четыре спелых груши
На веточке качалось.
Три груши сняла Луша,
А сколько груш осталось?
Дети : Одна груши.
Три яблока.
Одно сорвать
Ручонка так и тянется.
А сколько же останется?
Дети : Два яблока.
Ведущий : Молодцы, ребята, двигаемся дальше. Название следующей улицы зашифровано в ребусе. Вы догадались, как она называется?
(Слайд 5 «Ребус» )
Дети : Плотник и столяр.
(Слайд 6 «Улица Плотников и столяров» )
Ведущий : Верно, мы с вами находимся на улице Плотников и Столяров. А вот задание от жителей этой улицы.
(Проводится Дидактическая игра «Разрезные картинки» )
Ведущий :
Кирпичики кладет он в ряд,
Строит садик для ребят,
Не шахтер и не учитель,
А зовут его…
Дети : Строитель.
(Слайд 7 «Бульвар Строителей» )
Ведущий : Молодцы, ребята! Мы вышли на бульвар Строителей. Строители тоже приготовили для вас испытание.
(«Построй башню» . Дети делятся на 2 команды. Командам необходимо построить из кубиков высокую башню. Побеждает команда, построившая раньше другой устойчивую башню.)
(Слайд 8 «Проспект Водителей» )
Ведущий : На нашей проспекте живут не только водители, но и пешеходы. Давайте проверим насколько хорошо вы знаете дорожные знаки. Ребята, вам необходимо показать знак, о котором говорится в стихотворении.
Ведущий : На дороге знак стоит
Он всем строго говорит :
«Меня послушайте, друзья
Ездить здесь совсем нельзя!
Дети : Знак «Движение запрещено»
Ведущий : Пешеходный переход
Через дорогу нас ведет
Ты, водитель, пропусти
Пешеходов на пути.
Дети : Знак «Пешеходный переход»
Ведущий : К остановке подхожу
И автобус подожду.
Я устал пешком шагать,
Пассажиром хочу стать.
Дети : Знак «Место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая или такси» .
Ведущий : Знак тебя предупредил,
Чтоб ты, водитель, не спешил.
Звери ходят по дороге,
Чтобы ты их пропустил.
Дети : Знак «Дикие животные»
Ведущий : Это очень важный знак,
Он висит не просто так.
Будь внимательней, шофер!
Рядом садик, школьный двор.
Дети : Знак «Дети»
Ведущий : Велосипедная дорожка
Обгоняй Максим Сережку.
Вам никто не помешает –
Этот знак все дети знают.
Дети : Знак «Велосипедная дорожка»
Ведущий : На широкой улице
Глаза от красок жмурятся.
Разноцветные машины :
Волги, лады, лимузины.
Где дорогу перейти,
На ту сторону пройти?
Всем поможет переход,
Под землею, что идет.
Дети : Знак «Подземный переход»
Ведущий : Трактор яму раскопал –
Прямо на дороге.
Весь асфальт переломал –
Берегите ноги!
И водитель должен знать,
Что идут работы –
Дети : Знак «Ремонтные работы»
Ведущий : А сейчас, вы все превращаетесь в водителей. Уважаемые водители, будьте добры встаньте все в гараж.
(Дети берут цветные кольца. Проводится подвижная игра «Цветные автомобили» )
Ведущий : Профессий много, все они разные и нужные, помогите мне их назвать.
(Проводиться игра «Подскажи словечко» )
(Слайд 9 «Разные профессии)
Разные профессии.
Самолетом правит. (летчик) .
Трактор водит. (тракторист) .
Электричку. (машинист) .
Стены выкрасил. (маляр) .
Доску выстрогал. (столяр) .
В доме свет провел. (монтер) .
В шахте трудится. (шахтер) .
В жаркой кузнице. (кузнец) .
Кто все знает -молодец!
Ведущий : Ребята, а какие бы вы хотели освоить профессии в дальнейшем?
(Проводиться игра-беседа «Кем я буду и каким?» )
Вопросы для беседы.
1. Кем вы станете, когда вырастите?
2. Сколько профессий может освоить человек?
3. Зачем человеку нужна профессия? Какая профессия самая лучшая? Почему?
4. Какими качествами должен обладать летчик (пожарный, воспитатель, ветеринар и т. п.)
Ведущий : Сегодня наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться в детский сад, но мы еще не раз вернемся в город Мастеров , чтобы познакомиться с новыми профессиями.
(Ребята строятся друг за другом и под музыку из мультфильма «Паровозик из Ромашкова» идут змейкой).
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖДЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Праздник
«Город мастеров»
педагог-организатор
Воронеж 2015
Форма проведения : Коллективная творческая деятельность (КТД)
Данное мероприятие проводится студентами 1 курса педагогического университета, обучающихся в объединении «Стильные штучки» для детей дошкольного и младшего школьного возраста художественного отдела (Подготовительное отделение «Студия Я», «Веснушка», «Истоки мастерства», «Изостудия»)
(Комната тематически украшена, подготовлено 5 творческих мастерских с вывесками, расставлены поделки)
Звучит народная музыка, выходит Мастерица
Мастерица : Добро пожаловать на праздник «Город мастеров»! Наш праздник необычный, он посвящен народным умельцам, тем, кто своими руками творит настоящие чудеса. С некоторыми из них вы сегодня познакомитесь.
Приглашаем вас на улицы нашего удивительного города. Раньше н а домах висели вывески, и было видно, где живет и работает какой мастер. На доме сапожника висел сапог, на доме часовщика - часы, пекаря - каравай.
В старину все делали своими руками - ремесла кормили, обували, одевали. Недаром говорится «С ремеслом весь свет пройдешь - не пропадешь».
Сегодня вы попадете в «Город мастеров», где познакомитесь с разными ремесленниками. Мастера в нашем городке живут дружно, потому что не могут обойтись друг без друга. Сейчас __________________________________________________________прочитает стихотворение Юлиана Тувима «Все для всех».
Каменщик строит жилища,
Платье - работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
Стихотворение о труде прочитает____________________________________
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И каждый ломтик хлеба -
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям,
Придёт пора, настанет час -
И мы трудиться будем.
Мастерица: Ребята, сейчас я вам загадаю загадки о мастерах, а вы хором отвечайте.
Изготовлю вам из глины:
Миску, крынку и горшок.
У меня отличный дар,
Ремесло мое….(ГОНЧАР).
Путешествую по свету,
Я объехал уж весь мир.
Я привез меха, конфеты,
Ткани: шелк и кашемир.
Угадайте ж, наконец,
Ремесло мое….(КУПЕЦ).
Нужен вам половик
или ткань красивая,
изготовлю в один миг.
Управляюсь лихо,
Ремесло мое…(ТКАЧИХА).
Разукрашу я красиво:
И доску и ложку,
И наличник на окно
Распишу немножко (МАСТЕР ПО РОСПИСИ).
Надо лошадь подковать,
Изготовить ключ к замку,
Что угодно - все смогу.
Даже меч - кладенец,
Ремесло мое - ….(КУЗНЕЦ).
Сколочу вам лавку, стол,
Да еще скамейку.
Вовсе не охотник,
А самый лучший ….(ПЛОТНИК).
Мастерица : Молодцы, ребята, все загадки отгадали, добро пожаловать в «Город мастеров» . Сейчас я вам их представлю.
Представление мастеров
Творческая мастерская «Гончар»
Мастерица : Городок наш небольшой,
Но народ в нем озорной.
Мастера не любят скуки,
Приложить умеют руки.
Лепят все горшки и кружки,
Миски, разные игрушки.
Все на полочках стоят
Дружно выстроившись в ряд.
Сегодня к нам на праздник пришел гончарных дел мастер. У него вы научитесь
лепить чайную чашку из пластилина.
Творческая мастерская «Пекарь»
Вот он, хлебушек душистый,
Вот он, теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел!
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ребята, а кто делает хлеб и булочки, кого мы должны благодарить каждый раз садясь за стол. (Дети отвечают: пекаря) Здесь вы научитесь лепить пирожки и булочки из соленого теста.
Творческая мастерская «Роспись»
Я рисую Хохлому.
Оторваться не могу.
Завиток за завитком,
Кудрину плетут венком.
Спеют гроздьями рябинки,
Дружат с ветерком травинки,
Землянички и цветы.
Нарисуй узор и ты!
У этого мастера вы научитесь элементам росписи «Хохлома».
Творческая мастерская «Портной»
Мастерица : Жил-был в богатом городе столичном
Один портной. Он мастер был отличный,
С охотой брался за любой заказ,
И был клиент доволен всякий раз:
Чего ж еще - красиво и удобно,
Да и сидели вещи бесподобно -
Ни лишней складки, ни кривого шва.
Костюм примерят и закажут два.
Сегодня с нашим Портным вы будете набивать мягкую игрушку, а со временем и научитесь сами шить.
Творческая мастерская «Оригами»
Мастерица : А это мастер заморского искусства - оригами, изготовления поделок из бумаги.
Оригами - это чудо
Будем вместе мы играть.
И поделки из бумаги
Вместе сделаем опять.
Был двухтрубный пароход,
И вдруг курочка идет.
Курочку вы не хотите?
Тогда вазочку берите.
Собрались мы позабавиться, да потешиться. Поиграть, пошутить, да русские ремесла припомнить. Есть пословица - « С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся». Поэтому, не откладывая, приступайте к работе с нашими умелыми мастерами.
А для начала вот вам билетики:
Гончар - красный
Роспись - синий
Пекарь - желтый
Портной - зеленый
Оригами - белый
(Каждый ребенок получает цветной билет, заканчивая работу в одной творческой мастерской, он переходят в другую, пока не обойдут всех мастеров)
Звучит веселая музыка, дети приступают к работе с мастерами
(Дети заканчивают работу на полянах, совместно с мастерами оформляют выставку, фотографируются.)
Мастерица : Какие же вы все молодцы ребята, такие талантливые и рукодельные, глаз радуется, глядя на ваши творенья. Расскажите, у какого мастера вам понравилось больше всего и почему? (Мастерица подходит к каждому ребенку)
На этом наш праздник «Город мастеров» подходит к концу, а вам, ребята, я хочу пожелать, чтобы каждый нашел дело, которое ему по душе и стал его мастером. У вас все впереди, ведь, как известно «Дело мастера боится».
(Музыкальное сопровождение - детская песня «Дорогою добра»)
Приложение
Роспись «Хохлома»
Гончар
Оригами
Пекарь
Портной
Наталья Голубенко
Сценарий праздника
«Русская ярмарка». Город мастеров.
Цели: Формировать у детей эстетические чувства, вызывать положительные эмоции, развивать музыкальный вкус. Закреплять знания детей о народно-прикладном искусстве.
Задачи: Развивать творческие способности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной. Воспитывать уважительное отношение к труду народных умельцев, национальную гордость за мастерство русского народа. Добиваться выразительности движений, дружного совместного исполнения песен. Обращать внимание детей на связь декоративной росписи с реальной действительностью окружающего природного мира.
Предварительная работа: Рассматривание произведений художественных промыслов Гжели, Городца, Хохломы, Жостова, Дымкова. Рисование элементов росписей. Разучивание стихов, песен, частушек, танцев.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Работа с родителями: Совместное изготовление игрушек, росписи игрушек, разделочных досок, ложек, лопаток. Приобщение к истокам русской культуре.
Оборудование и материалы: Платки для танцев, ложки для частушек, чашки для танца, столы с игрушками и изделиями с разными видами росписей. Дымковские барыни для игры. Зонт, с разными видами росписи, сделанный под карусель.
Ход занятия.
Под фоновую музыку выходит скоморох.
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399636484.jpg)
Скоморох: Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня мы вам покажем ярмарку города мастеров. Ярмарочные увеселения, были яркой страницей народного быта на Руси. Гулянья были ярким событием, шумным всеобщим праздником, а народная мудрость гласит: Любая душа празднику рада. На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: пели, плясали, силой мерились, А знаете о покровительнице ярмарки и торговли Параскове Пятнице. Параскова Пятница. Так назвали одну девочку, родившуюся в третьем веке в городе Икония (сейчас Турция). В описании ее жизни сказано: родители особенно почитали день недели – пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день Парасковою, что в переводе с греческого языка означает «Пятница». Существует поверье, что Параскова Пятница ходит по земле в виде молодой красивой девушки и примечает, кто, как живет: трудолюбивых, работящих награждает, а ленивых наказывает. Так пусть же на нашей ярмарке не найдется места ни лени, ни скуке.
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут друзья!
Дети под народную музыку заходят в зал
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399636815.jpg)
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399637146.jpg)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399637627.jpg)
Скоморох: Привет, детвора!
Как у вас дела?
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399638020.jpg)
Ребенок: Нынче ярмарка у нас!
Покупай все про запас!
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399638476.jpg)
Ребенок: Мы торговцы – зазывалы,
Мы – ребята молодцы!
Весь товар у нас на славу:
Ложки, гребни, петухи!
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399638685.jpg)
Ребенок: Подходите, примеряйте
Наши ленты и платки!
Время даром не теряйте,
Доставайте кошельки!
Песня «Праздник Ярмарки»
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399638842.jpg)
Скоморох: На нашу ярмарку прибыло много гостей, есть гости из деревни Гжель.
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399638977.jpg)
Ребенок: Глядите, не моргайте,
Рты не раскрывайте,
Ворон не считайте,
По дешевке покупайте!
Ребенок: Распустились синие цветы,
Развернулись синие листочки
Не в саду, не в лесочке, не в поле,
А на белоснежном фарфоре.
Подарило небо ей свою акварель,
Что это за роспись?
Дети: Это роспись – Гжель!
Ребенок: А деревня наша Гжель
Не за тридевять земель
Под Москвою мы живем.
Глину месим и поем.
Очень любим синий цвет,
Потому что краше нет.
Танец с шарфами «Гжель».
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399639140.jpg)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399639398.jpg)
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399639593.jpg)
Скоморох: А вот еще гости пожаловали.
Давай, давай, давай,
По дешевке выбирай.
Небывалого случая три года ждут!
Ребенок: По розанам и купавам
Скачет конь вороной
И серебряною сбруей
Он звенит над землей.
Вот так удаль молодецкая!
Это роспись – Городецкая!
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399639752.jpg)
Частушки в исполнении детей:
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399639934.jpg)
Дети: Заиграли музыканты
И пустились ноги в пляс
Мы веселые частушки
Пропоем сейчас для вас.
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399640113.jpg)
Ребенок: Мы давай с тобой попляшем
Ты большой, я маленький
Давай спросим у людей
Кто из нас удаленький?
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399640401.jpg)
Ребенок: Я вчера такое видел
Не расскажешь никому
Сидит заяц на березе
И рисует хохлому.
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399640528.jpg)
Ребенок: Коль на досточке девица
Иль удалый молодец
Чудо конь иль чудо птица-
Это значит Городец.
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399640665.jpg)
Ребенок: Ох, Россия, ты Россия
Славы не убавилось
Хохломой и Городцом
На весь мир прославилась!
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399640828.jpg)
Ребенок: Всю неделю не пилось,
Не пилось, не елось,
В этом зале поплясать
Очень захотелось.
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399641461.jpg)
Ребенок: Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399641001.jpg)
Скоморох: Встречайте гостей из села Жостово.
Эй, народ, не зевай,
Пятаки доставай!
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399641623.jpg)
Ребенок: Мы приехали к вам в гости
На веселый праздник ваш.
Посмотрите на подносы –
Это просто вернисаж.
Ребенок: В мире нет таких подносов,
Они словно вешний сад.
Лучше их вы не найдете,
Покупайте, стар и млад.
Танец «Кадриль».
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399642315.jpg)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399642470.jpg)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399642669.jpg)
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399643740.jpg)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399643881.jpg)
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399644109.jpg)
Скоморох: К нам прибыли гости из слободы Дымково.
Пляши, гуляй,
Только рот не разевай!
Ребенок: Тут поют свои частушки
Знаменитые игрушки
Филимон с гармошкой,
С внуком Филимошкой!
Ребенок: Расписные индюшата,
Кони, птицы и утята,
Расписные даже хрюшки
В царстве дымковской игрушки!
Игрушки наши повсюду славятся
Подходите скорее, вам понравятся!
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399644605.jpg)
Скоморох: Ребята давайте мы с вами украсим наряд дымковской барыни.
Ребенок: Кружочки, клеточки, полоски
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор
От барыни ил водоноски.
Игра «Укрась костюм барыни»
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399644734.jpg)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399644914.jpg)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399645053.jpg)
Ребенок: Золотом и ярким цветом
Эта чаша расцвела.
Солнцем, ягодами, летом
Вдруг наполнилась она!
Угадаешь, что за чудо?
Дети: Это – чудо Хохлома!
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399645199.jpg)
Ребенок: Подходи, детвора, - зазывает Хохлома!
Ну, а это, братцы, мы
Наш товар из Хохломы:
Посуда и игрушки,
Свистульки и зверушки.
Танец с чашками «Самовар»
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399645431.jpg)
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399645563.jpg)
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399645696.jpg)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399645842.jpg)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399645980.jpg)
Ребенок: Распродали все товары
И скорее – тары - бары.
Нет, друзья, так не годится,
Продолжаем веселиться!
Ребенок: Да и вы все засиделись,
На своих местах пригрелись.
Выходите - ка плясать,
Свои ножки разминать.
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399646125.jpg)
Песня «Ярмарка».
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399647022.jpg)
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399647235.jpg)
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399647464.jpg)
После второго куплета дети приглашают гостей покататься на карусели .
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399647897.jpg)
![](https://i0.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399648106.jpg)
Скоморох: Вот и солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-148667-1399648268.jpg)
Сценарий праздника «Город мастеров. Ярмарка народных ремёсел».
Цель: создать условия для приобщения детей к культурному наследию русского народа.
Задачи:
- дать учащимся целостное представление о народных игрушках, промыслах как одной их форм народного декоративного искусства;
- познакомить с художественными традициями в изготовлении игрушек, с техникой декоративной росписи;
- развивать интерес к народному творчеству, к русским традициям;
- способствовать созданию у детей представлений о массовых народных гуляниях;
- формировать умение обращаться с деньгами;
- воспитывать эстетический вкус.
Оборудование:
- Карта России с обозначением мест народных промыслов.
- Оформление центральной сцены – ярмарочная карусель с игрушками.
- Детские работы: рисунки, образцы для росписи.
- Пословицы и поговорки.
- Лотки для детских работ.
- Столы для работы (6 штук) с наименованием вида декоративно-прикладного искусства.
- Инструменты и материалы: подставки под кисти, художественные кисти, краски, гуашь, баночки с водой, клеёнки, салфетки, фартуки.
- Мультимедийная презентация.
- Музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия:
Часть I. Город мастеров.
В зале расставлены столы (6 штук). На каждом флажки с названием «города-мастера». Под музыку входят ведущие в народных костюмах.
Ведущий 1: - Здравствуйте, дети, дорогие гости!
Ведущий 2:
Широка наша Родина, огромна, таит многие таланты. Сегодня мы предлагаем вам отправиться в путешествие по нашей Родине – России, да познакомиться с её народными мастерами – умельцами, которые издавна на Руси славились своими неповторимыми ремёслами, промыслами, своими руками изготавливали игрушки, да поделки малым ребятам на забаву, а взрослым на радость, да в хозяйство.
Ведущий 1:
- Первая наша остановка - село Дымково, что под Москвой. Встречаем мастеров – умельцев.
Звучит музыка. Входят ряженые (руководитель творческого объединения «Домовёнок» со своими воспитанниками) со своими поделками, рисунками. Останавливаются в центре зала.
Здравствуйте! Мы из деревни Дымково.
Наши игрушки – это барыни, петухи, барашки…
Они сделаны из глины, разрисованы узорами.
Узоры на игрушках: цветы, полоски, кружки, квадраты, точки.
Ведущий 2: – Вот игрушки не простые, а волшебно-расписные.
Белоснежны, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски,
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
Ведущий 1:
Спасибо! Проходите в свою творческую мастерскую. Сегодня мы имеем уникальную возможность увидеть, как создаются такие замечательные работы.
Ведущий 2:
- Встречаем других мастеров из города Загорска Московской области.
руководитель творческого объединения «Искусство росписи» со своими воспитанниками)
Здравствуйте. Наши игрушки – это деревянные матрёшки.
Матрёшки бывают разные: Семёновские, Загорские, Богородские.
Они сделаны из дерева и разрисованы красками.
У матрёшки есть лицо, платок, руки, фартук, платье. Одежда разукрашена цветами.
Ведущий 1: – Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть,
Может три, а может – шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская матрёшка.
Ведущий 2:
Спасибо. Проходите в свою мастерскую и удивите нас сегодня своим творчеством.
Ведущий 1:
А эти мастера приехали из города г.Гжель Московской области.
Звучит музыка. Входят ряженые(руководитель творческого объединения «Подсолнух» со своими воспитанниками) своими поделками, рисунками. Встают в центре зала, здороваются.
Ведущий 1: – Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?
Здравствуйте. Мы из города Гжель.
Гжельской росписью покрывают тарелки, чашки, блюда и другую посуду.
Узоры на нашей посуде можно рисовать только белой, голубой и синей краской.
Посуда сделана из глины, фарфора.
Узоры на посуде – цветы, рыбки, завитки и полоски.
Ведущий 2: – Синяя сказка – глазам загляденье.
Словно весною капель.
Это русская звонкая Гжель!
Ведущий 1:
- Спасибо. Проходите и занимайте места в своей мастерской.
Ведущий 2:
- А эти умельцы приехали из с. Хохлома, что под г.Горьким.
Звучит музыка. Входят ряженые (руководитель творческого объединения «Сибирячок» со своими воспитанниками) со своими поделками, рисунками. Встают в центре зала, здороваются.
Здравствуйте. Мы из села Хохлома. Там делают такую посуду: ложки, ковши, миски, чашки, банки.
Потом её раскрашивают узорами.
Посуда сделана из дерева, покрыта лаком.
Она чёрно-золотистого цвета, есть красные ягодки, зелёные листочки, яркие цветы, жёлтые завитки.
Ведущий 1: – Посуда для щей и каши.
Не бьётся, не ломается,
Хохломой называется!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
Ведущий 2:
Прошу вас занять свои места.
Ведущий 1:
А сейчас предлагаем нашим мастерам показать своё мастерство, да народ удивить, а потом отвезти свой товар на ярмарку, да хорошую выручку с него взять.
Ведущий 2: – Кто желает поучиться, прошу подходить, не лениться!
МАСТЕР-КЛАСС ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
Звучит музыка. Все творческие объединения работают (разрисовывают поделки). На столах подставки под кисти, художественные кисти, баночки с водой, краски, гуашь, салфетки, клеёнки для работы. Во время работы ведущие подходят к столам, помогают справиться с заданием.
Звучит музыка.
Ведущие обходят рабочие столы мастеров умельцев, показывают работы детей, оценивают их с помощью пословиц и поговорок.
Ведущие 1 и 2 (по очереди) - Как у вас красиво получается. В чём ваш секрет?
Учащиеся т.о «Домовенок» : – Хороший товар сам себя хвалит.
Учащиеся т.о «Искусство росписи »: – Хорошая работа два века живёт.
Учащиеся т.о «Сибирячок» : - Красна птица опереньем, а человек умением.
Учащиеся т.о «Лоскуток»: - Поспешишь – людей насмешишь.
Учащиеся т.о «Фантазия»: – Дело мастера боится.
Учащиеся т.о «Послушные узелки»: - Сделал дело – гуляй смело.
Ведущий 1:
- Какие вы молодцы! Как хорошо вы справились с работой, своё мастерство показали и малышей научили!
Ведущий 2:
- Славно поработали и наши гости. Мы им за работу денежку дадим.
Ведущий 2: – Посмотрите! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Ведущий 1 – Эти вещи, словно диво
Нынче в гости к нам пришли,
Чтоб ввести нас в мир России,
Мир преданий и добра,
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо-люди, мастера!
Ведущий 2:
- Дети, а вы знаете, кто сделал первую игрушку? Я вам сейчас расскажу. Давно живёт легенда о том, кто сделал первую игрушку. В Сергиевом Посаде (так раньше назывался г.Загорск) жил глухонемой Татыга. Вырезал он из липы для забавы большую куклу и похвастался купцу. Тот её удачно продал и Татыга получил новый заказ. Так родился игрушечный промысел.
Ведущий 2: – Сколько сказочных мест у России!
Городов у России не счесть.
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!
Ведущий 1 – Мы сегодня увидели с вами
То, что дедам не снилось вчера.
Золотые российские руки,
В нашем доме живут мастера.
Ведущий 1 – Вот и готовые для продажи игрушки. Всем спасибо за хорошую работу. Настало время нам отдохнуть.
Часть II. Ярмарка.
Ведущий 2 – Расступись честной народ, красна ярмарка идёт!
Под музыку выходят группами мастера, встают в круг и водят хоровод. Из хоровода выходят учащиеся 3 класса: Белецкий Д. и Горохова Л. Проигрывают сценку «Коза и медведь».
Сценка «Коза и медведь»
Коза: Выходи плясать, Медведь!
Я частушку буду петь!
Медведь: Ты, когда поёшь, коза,
Не закатывай глаза,
Петь ты не умеешь,
Не поёшь, а блеешь – «Бе…..»
Коза: Ах ты, Мишка-Медведь,
Сам ты не умеешь петь.
Медведь: Ах, коза, ты козочка,
Серенькая розочка.
Хватит нам браниться,
Давай с тобой мириться!
Коза: Ах, мой Миша, дорогой
Не ругались мы с тобой
Мы с тобой шутили,
Народ веселили.
Ведущий 1: – Ну-ка, к Мишке прикоснитесь, да удачи наберитесь!
Медведь рычит, все разбегаются.
Ведущий 2 – Проходи сюда народ, тот, кто пляшет, тот вперёд.
Дети поют частушки и танцуют вприсядку.
Феськова Женя: Не смотрите на меня, глазки поломаете,
Я не с вашего села, вы меня не знаете!
Приволихина Кристина: Разрешите поплясать, разрешите топнуть,
Неужели в этом зале половицы лопнут?
Старицин Владимир: На окошке два цветочка: голубой да аленький,
Я парнишка боевой, хоть и ростом маленький!
Ведущий 1: - Ой, какие вы молодцы! Девчонки, идём со мной.
Ведущий 2: - Мальчишки, идём со мной!
Звучит музыка. Дети двигаются по кругу и делятся на две группы: мальчики и девочки. Проводится русская народная игра «Бояре, а мы к вам пришли!»
Русская народная игра «Бояре, а мы к вам пришли».
Ведущий 1: - Вы сегодня людей удивили. Работы красивые сотворили. Будем работы свои продавать и дальше людей удивлять!
Ведущий 2: – Ребятушки – голубчики, доставайте рубчики!
Ведущий 1: – Пройдитесь по базару, прикупите товару.
Ведущий 2: - Пряники, да конфетки – покушайте детки!
Ведущий: – Купите ложки деревянные, да пироги румяные!
Двое детей из толпы (Безгачева Е. и Старицин Владимир ) ведут диалог, зазывают людей на ярмарку.
Здорово, сосед!
Здравствуй!
Куда идёшь?
На ярмарку.
Что хочешь купить?
Хочу купить кое-какого товара.
Сколько стоит?
5 , 10 рублей.
Идём вместе.
Идём!
Ведущий: - Идём по ярмарке гулять и товары покупать!
Руководители творческих объединений выступают в роли купцов товара, дети всех классов имеют с собой кошельки и 20 рублей денег, ходят, выбирают и покупают товар.