Конспект занятия на тему "части тела". Конспект занятия «человек и части его тела» старшая группа Ход непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Части тела» .
Цель: Формирование у детей представлений о строении собственного тела.
Обучающие задачи: называть и показывать на себе, других людях: части тела, органы чувств, объяснять, зачем нужны органы чувств и части тела.
Коррекционно-развивающие задачи: активизация словаря по теме «Части тела », «лицо», обогащение словаря,развитие связной речи, развитие общей и мелкой моторики, координации движений, развитие умеренного темпа речи
развитие восприятия, внимания, памяти, мышления.
Воспитательные задачи: воспитание интереса к занятию, формирование положительное отношение к совместной деятельности.
Оборудование: демонстрационный материал: картинки с изображением частей лица
Оборудование: предметные картинки: частей тела человека, кукла Машенька.
1. Организационный момент.
Посмотрите, ребята, к нам в гости пришла кукла Маша. Поздоровайтесь с ней. Машенька, просит рассказать и показать, какие части лица бывают у человека. Поможем Машеньке? Расскажем ей о частях лица, для чего они нужны человеку?
2. Основная часть.
1. Повторение названий частей лица человека на кукле.
Упражнение «Покажи и назови».
Попросить детей показать и назвать у куклы:
Где голова? (Вот голова.) - Где нос? (Вот нос.)
Упражнение «Покажи и назови».
Попросить детей показать и назвать на таблице:
Где голова? (Вот голова.) - Где нос? (Вот нос.)
Где лоб? (Вот лоб.) - Где глаза? (Вот глаза.)
Где рот? (Вот рот.) - Где брови? (Вот брови.)
Где брови? (Вот брови.) - Где уши? (Вот уши.)
Где щеки? (Вот щеки.) - Где волос? (Вот волос.)
Упражнение «Что это?».
Показать части головы у куклы и спросить:
Что это? Ребенок называет части тела в единственном или множественном числе
Это голова. Это нос.
Это глаза. Это рот.
Это уши. Это волосы.
Это щеки. Это лоб.
Это брови. Это подбородок.
Ну, что Машенька запомнила, как называются части головы человека?
Физминутка.
Быть у каждого должна Очень «умной" голова ,
Я верчу ей как умею Голова сидит на шее ,
Животик, спинка, грудь.
Их вместе всех зовут –туловище.
Съел еду я всю, и вот
Мой наполнился живот .
На прогулке не забудь
Закрывать от ветра грудь .
Руки - чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться;
На руке сидят мальчики
Очень дружные пальчики.
Бегут по дорожке
Резвые ножки ,
Спотыкнулся через Генку
И ушиб себе коленку .
– Посмотрите внимательно на доску
Появляется:
Хлеб – Чем будем жевать хлеб? (Ртом).
Книга – Чем будем рассматривать книгу? (Глазами).
Цветы – Чем будем нюхать цветы? (Носом).
Магнитофон – Чем будем слушать музыку? (Ушами).
Яблоко – Чем будем кусать яблоко? (Зубами).
Мороженое – Чем будем лизать мороженое? (Языком).
Молодцы, ребята. Машенька, тебе понравилось, как отвечали ребята на вопросы?
Игра «Чем делали?»
А сейчас, мы поиграем в игру вместе с Машенькой.
«Потопали ногами. – Чем топали?
Похлопали руками. – Чем хлопали?
Пальцами рук пошевелили. – Чем шевелили?
Глазами посмотрели вверх, вниз. – Чем смотрели?
Подвигали бровями. – Чем двигали?
Покивали головой. – Чем кивали?»
Составление предложений.
Детям раздаются картинки с часть тела человека и предмета, по которым дети должны составить предложение.
Сначала образец дает учитель: «- Я нюхаю духи носом.»
« Я читала, смотрела книжку глазами»
« Я слушала песни ушами»
« Я вертела головой»
« Я хмурила брови»
«Я потрогала свой лоб»
« У меня покраснели щечки»
Игра «Чего не хватает в портрете »
Цель : закрепить знания детей о составных частях лица (волосы, глаза, рот, брови, уши, нос)
Ход игры : воспитатель или другой ребенок составляет портрет, но что-нибудь не докладывает, забывает, а другой ребенок должен найти и доложить недостающую часть лица, например нос, или один глаз, волосы. А потом рассказать какую функцию они выполняют.
Дидактическая игра «Придумай лицо »
Цель : учить различать и называть части лица (нос, рот, глаза, брови, закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей. Назвать отличительные признаки мужского и женского лица. Подобрать и составить портреты: мальчика, девочки. Активизировать диалогическую речь, развивать внимание, творческое мышление, воображение, фантазию.
Оборудование : картинки с изображением частей лица человека.
Ход игры : детям предлагают рассмотреть картинки и составить по ним лицо человека. Если дети затрудняются, то их спрашивают: «Что ты видишь на картинках? », «Какие части лица? Назови их». Все люди разные, есть мужчины, есть женщины. Посмотрите друг на друга внимательно, чем отличаются люди друг от друга? Чем похожи? Придумайте лицо мальчику (мужчине), а теперь девочке (женщине) самостоятельно. Что находится на голове? Для чего нужны рот, нос, глаза, уши?
3. Заключительная часть.
Ну вот мы и рассказали Машенька, о всех частях тела человека. Машеньке очень понравилось на нашем занятии, сегодня она много узнал нового и интересного. Ей пора возвращаться домой, но она обещал, что обязательно придет еще к нам в гости. Попрощайтесь с Машенькой.
О чем мы сегодня говорили на занятии?
Оценка работы детей
Никитина Виктория Александровна, воспитатель Кемеровская область, город Прокопьевск
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закреплять культурно гигиенические навыки;
- Активизировать речь детей;
Коррекционно-развивающие:
- Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление;
- Развивать целостность зрительного восприятия, умение составлять целое из частей при складывании разрезных картинок;
- Обучать ориентировке на собственном теле, обозначать расположение частей своего тела терминами (слева- справа);
- Обучать ориентировке на листе бумаги (микроплоскости)
- Закреплять знания основных цветов спектра.
- Развивать графомоторные навыки;
Коррекционно-воспитательные:
- Формирование положительной установки детей на участие в занятии;
- Воспитывать навыки чистоты и опрятности;
Оборудование. Игрушка зайчик, волшебный мешочек, разрезные картинки с изображением игрушек. Предметы личной гигиены (зубная щетка, расческа, мыло, мыльница, полотенце, мочалка). 2 круга разного размера (желтые) , 2 треугольника разного размера (красные), 2 квадрата разного размера (зеленые) (каждому ребенку), карточки с геометрическими фигурами.
Ход занятия
Организационный момент .
Д: Здравствуйте ребята!!!
Сегодня к нам на занятие пришел зайчик, и принес с собой разные задания.
Д: Мы будем с вами их выполнять? (Ответ детей).
А чтобы узнать, почему он сегодня пришел к нам нужно дружно отгадать загадки.А разгадки находятся вот в этом волшебном мешочке, который нам принес зайчик, кто отгадает, будет с закрытыми глазами искать этот предмет в мешочке.
Д: Слушайте внимательно:
Гладко и душисто, моет очень чисто.
Нужно, чтоб у каждого было – Что это ребята? (Мыло )
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю.
(Мочалка)
У нее с утра дела,
Чистить зубы до бела.
(зубная щётка)
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам и волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(расчёска)
Д. Ребята молодцы разгадали все загадки! каждый называет, что у него и для чего? (по очереди)
Молодцы справились с заданием.
А задания будут необычными,Зайчик (любит чистых детишек) и он сам очень следит за своим внешним видом, каждый вечер моется,утром и вечером чистит свои зубки,а вы так делаете? (ответ детей…)
А теперь давайте встанем в круг (дети встают со стульчиков и встают в круг)
Физминутка
Моем мы лицо по утрам и вечерам,
Моем ручки после прогулки,перед едой.
Берем мы мочалку,
моем шею, моем правую ручку,
моем левую ручку,
моем правую ножку,
моем левую, моем все, и животик и спинку, все тело,
чтобы все было чистое.
Полотенцем вытираем.
Садитесь на свои места;
А у нашего зайчика есть друзья, которые тоже любят чистоту.
У вас на столе лежат конверты, возьмите их и сложите картинки.
Кому, какой друг Зайчика попался? (ответ детей)
Молодцы ребята!
Гимнастика для глаз
Глазки с вами закрываем
Глазки открываем, вправо-влево поглядели. Ресницами помахали.
Пальчик к носу движется,
А потом обратно,
На него посмотреть
Очень нам приятно!
Вытянуть вперед руку. Следить за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно.- это упражнение делается только индивидуально, если нет сходящегося косоглазия.
А теперь глаза закрой
И погладь руками,
Помечтаем мы с тобой
О любимой маме.
Закрыть глаза, погладить веки.
А сейчас будет следующее задание, вы слушайте внимательно!У вас на столе лежат геометрические фигуры назовите их? (ответ детей)
Какого цвета круги (ответ)
А треугольники?
А квадраты? Незаконченное задание. Они только назовут цвет? И всё?А ориентировка на плоскости?- аналогично индивидуальному?
А теперь слушайте внимательно ДОБАВИТЬ
А теперь давайте наши пальчики разомнем для следующего задания зайчика!
Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
У вас на столе лежат карточки с фигурами. И внимательно посмотрите на картинки, теперь возьмите карандаши и соедините прямой линией одинаковые фигуры (дети проводят линии)
Молодцы все стараетесь!
Зайчик говорит, что вы все молодцы выполнили все его задания, он надеется, что вы будете следить за своим внешнем видом не будете забывать,что нужно мыть ручки и чистить зубки.
Давайте попрощаемся с ним и дружно скажем ему до свидания!
Заключительная часть
Ребята вы будете соблюдать личную гигиену?
Какие предметы нам помогают быть чистыми? вам понравились задания зайчика?
Спасибо вам ребята вы были активными и внимательными на занятии.
Тема «Человек. Части тела.»
Коррекционно-образовательные задачи. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Человек. Части тела». Расширение представлений о важности гигиены тела. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными, употребление существительных множественного числа в форме именительного и родительного падежей). Образование слов с увеличительными и ласкательными оттенками.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, тонкой и общей моторики, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование: предметные картинки с изображением частей тела человека. Картинки гномика, великана.
Ход занятия:
Организационный момент: Отгадай загадки:
Всегда во рту, а не проглотишь (язык)
На ночь два оконца сами закрываются
А с восходом солнца сами открываются (глаза)
Твои помощники- взгляни-
Десяток дружных братцев.
Как славно жить. Когда они
Работы не боятся
И как хороший мальчик. Послушный каждый….(пальчик).
Логопед: Сегодня мы будем говорить о частях тела.
Развитие общей, мелкой моторики:
А) Общее расслабление. Движение по тексту.
Лапкой грудку и животик
Я помню, словно котик.
И свернусь колечком,
Словно кот у теплой печки. (И.Лопухина)
Б) Развитие общей моторики. Выполнение движений по тексту.
Эй, ребята, что вы спите?!
На зарядку становитесь!
Справа – друг и слева – друг!
Вместе все в веселый круг!
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова поклонись! (И.Лопухина)
В) Развитие мелкой моторики. «Дружба».
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики. (обхватить правой ладонью левую и покачать).
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики. (Наоборот).
Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре, три, два, один. (Соединять пальчики обеих рук, начиная с большого и наоборот).
Г) Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
Для челюсти: движения нижней челюстью вправо – влево;
Для губ: выполнение попеременных движений:
Подражаю я слону
Губы хоботком тяну.
Чтоб понравиться лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам!
Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
А) Рассмотреть картину с изображениями человека. Назвать части его тела (голова, руки, ноги, туловище).
Б) Назвать части головы и туловища (голова: волосы, лицо, лоб, брови, ресницы, нос, щеки, рот, губы, зубы, подбородок; туловище: шея, плечи, живот, спина).
В) Игра «Подбери предмет» (часть тела).
Видят - … Слышат - …
Работают - … Бегают - …
Дышит - … Жуют - …
Стоят - … Машут - …
Трогают - … Нюхает - …
Говорит - … Пишут - …
Физминутка, выполнить следующие задания:
А) Показать на себе части тела.
Б) Показать левой рукой правый глаз, левое ухо, правое колено, левый глаз.
В) Покажи правую руку. Закрой правой рукой правый глаз, левое ухо, правое плечо, левый глаз.
Г) Закрой правой рукой левый глаз, а левую руку положи на голову.
Д) Правой рукой закрой левый глаз, а левой рукой левый глаз.
5. Сказка «Великан и Гномик» - образование слов с увеличительными и ласкательными оттенками.
Жил – был Великан. У него был не нос, а … (носище), не глаза, а …, не губы, а…, не руки, а …, не кулаки, а…, не ноги, а …(ножище). У Великана был не дом, а домище. А рядом стоял домик в котором жил Гномик. У него был не нос, а носик, не глаза, а глазки и т.д. Великан был громадный, Гномик – малюсенький. Но они весело жили и крепко дружили.
«Подумай и ответь»
Сколько глаз у двух детей? (У двух детей четыре глаза)
Сколько ушей у двух мальчиков?
Сколько лап у двух курочек?
Сколько пальцев на двух руках?
Сколько лап у двух кошек?
«Сосчитай» - согласование существительного с числительными по схеме «1,2,5»:
один палец, два пальца, пять пальцев
один рот, два рта, пять ртов
одна нога, две ноги, пять ног.
Итог занятия и оценка работы детей.
Назовите части тела человека.
Конспект занятия для детей с ОВЗ. Тема: "Части тела. Эмоции".
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия для детей с ОВЗ для 1-2 классов. Данный материал будет полезен педагогам, воспитателям, учителям коррекционных учреждений.
Тема: Части тела. Эмоции.
Цель:1. - закрепить умение ориентироваться в собственном теле, называть и показывать части тела и лица;
- продолжать учить выполнять действия по словесной инструкции;
- продолжать формировать умение различать правую и левую руку;
- закрепить названия цветов: красный, синий.
- активизировать в речи детей слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- формировать грамматический строй речи;
- закрепить умение пересказывать знакомую сказку с помощью мнемотаблицы;
- закрепить умение выражать эмоции: радость, грусть, удивление.
2. - развивать речь, речеслуховое внимание, память, мышление;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать эмоциональную сферу детей, эмпатию, мимическую выразительность.
3. - воспитывать прилежание, интерес к занятиям.
Оборудование:
Кукла, рисунки с недостающими частями лица, иллюстрации и мнемотаблица к сказке «Курочка Ряба». Раздаточный материал: модели «Настроение», пазлы «Фигура человека», рисунки ладошек, рисунки лица.
Ход занятия
1. Орг. момент.- Встали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
- Ребята, давайте вначале занятия мы поздороваемся.
Доброе утро, глазки! Вы проснулись? (Поглаживание век).
Доброе утро, ушки! Вы проснулись? (Растирание мочек ушей пальчиками).
Доброе утро, ручки! Вы проснулись? (Хлопки руками).
Доброе утро, ножки! Вы проснулись? (Потопать ногами).
Доброе утро, солнышко! Мы проснулись. (Улыбнуться и протянуть руки к солнышку).
- Молодцы ребята, все проснулись и я вижу, что вы готовы к занятию.
2. Основная часть занятия.
1. Объявление темы и задач занятия.
- Сегодня у нас очень интересное занятие. Мы будем с вами отгадывать загадки, рисовать, вспомним знакомую сказку и расскажем её.
2. Сюрпризный момент.
- К нам в гости на занятие пришла кукла, зовут её Оля. Оля приготовила для вас много интересных заданий. Первое задание Оли «Отгадай загадку – покажи отгадку». Слушайте внимательно загадки.
3. Отгадывание загадок.
- Горшочек умён семь дырочек в нём.
(Голова)
…., покажи где у Оли голова? А у вас где голова? Наклоните голову вперед, назад.
Не сеют, не сажают – сами вырастают.
(Волосы)
…., покажи где у Оли волосы? А у вас где волосы? Какого цвета у Оли волосы?
Оля смотрит на кота, на картинки – сказки.
А для этого нужны нашей Оле… (глазки)
- …, покажи где у Оли глазки? Покажите, а у вас где глазки? Зачем нам нужны глаза?
Оля слушает в лесу, как кричат кукушки.
А для этого нужны нашей Оле … (ушки)
- …, покажи где у Оли ушки? Покажите, а у вас где ушки? Зачем нам нужны уши?
Оля ядрышки грызет, падают скорлупки.
А для этого нужны нашей Оле … (зубки)
- Где у вас зубки, покажите зубки. Давайте постучим зубками.
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(язык)
- Где у вас язычок, покажите его. Давайте покажем как тикают часы: тик-так.
Есть всегда у людей, есть всегда у кораблей.
(нос)
- …, покажи где у Оли носик? Покажите, а у вас где носик? Зачем нам нужен нос?
Всё, что мы положим в рот,
Попадет к нам в …(живот).
…., покажи где у Оли животик? А у вас где животик?
Оля ягодки берет по две, по три штучки.
А для этого нужны нашей Оле…. (ручки)
…., покажи где у Оли ручки? А у вас где ручки? Поднимите их к верху. А теперь похлопаем в ладошки.
Оля весело бежит к речке по дорожке.
А для этого нужны нашей Оле… (ножки)
- …, покажи где у Оли ножки? А у вас где ножки? Потопайте ножками.
- Молодцы, все загадки Олины разгадали.
4. Упражнение «Собери человечка».
Ребята, у вас на парте лежат фигурки. Оля просит вас собрать из них человечка.
- Молодцы! … какого цвета у тебя человечек. (спрашиваю каждого ребенка)
5. Упражнение «Ладошки»
- Отложите фигурки в сторону и положите перед собой листочки, где нарисованы ладошки. Какого цвета нарисованы ладошки?
- Положите правую ладошку на ладошку красного цвета, а левую - на ладошку зеленого цвета. Дотроньтесь правой рукой до носика, левой рукой потрогайте волосы, правой рукой потрите ушко, левой рукой покажите где у вас глазки. Молодцы.
6. Упражнение «Чего не хватает?»
Ребята, посмотрите на эти рисунки. Оля рисовала лица девочек, но что-то забыла нарисовать. Что Оля забыла нарисовать на первом рисунке? (глаза)
-…., иди дорисуй глаза. (дорисовываем на других рисунках нос, рот)
7. Физкультминутка.
А теперь давайте немножко отдохнем.
Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Киваем головами.
Мы руки подымаем,
Мы руки опускаем.
Мы руки подаем,
И бегаем кругом.
8. Упражнение “Эмоции”.
Ребята, посмотрите на иллюстрации, которые принесла нам Оля. Из какой они сказки.(Курочка Ряба) Давайте вспомним эту сказку.
- Жили-были дед да баба. И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое, а золотое. Посмотрите как дедушка радуется, улыбается. Улыбнитесь и вы.
- Дед бил – бил не разбил. Баба била-била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Посмотрите на мышку. Какое у нее выражение мордочки? (дети отвечают). Удивитесь, как мышка.
- Плачет дед, плачет баба, а курочка Ряба кудахчет: «Не плачь дед, не плачь баба. Снесу вам яичко другое, не золотое, а простое!»
- А почему плакали дед и баба? А какое у них настроение на этой картинке? (дети отвечают). Сделайте грустное лицо, как у дедушки и бабушки.
- Ребята у вас на парте лежат смайлики. Покажите мне смайлик с веселым лицом. Улыбнитесь сами. На какую иллюстрацию его нужно прикрепить? … иди прикрепи к иллюстрации, где дедушка улыбается.
- Покажите смайлик, где изображено удивление. Давайте, изобразим удивление. На какую иллюстрацию его нужно прикрепить? … иди прикрепи к иллюстрации, где мышка удивляется.
- Покажите смайлик, где изображено грустное, печальное лицо. Изобразите печаль, грусть. На какую иллюстрацию его нужно прикрепить? … иди прикрепи к иллюстрации, где дедушка и бабушка плачут.
9. Пересказ сказки «Курочка Ряба» с помощью мнемотаблиц.
- А теперь давайте перескажем сказку «Курочка Ряба» с помощью таблицы.
… перескажи сказку. (2-3 человека)
3. Итог занятия.
- Ребята, давайте вспомним, какие задания для вас сегодня приготовила Оля? Чем мы занимались на занятии?
- Молодцы ребята, вы все сегодня активно работали на занятии. Особенно хочется отметить…..
Спасибо за занятие, можете идти отдыхать.
Тема: «Части тела – мои помощники»
Цель :
- закрепить понятие о частях тела;
- закрепить знания и умения, полученные в ходе проведения коррекционной работы по развитию артикуляционного аппарата.
Задачи :
Логопедические:
Совершенствование лексического строя речи:
- обогащать, активизировать и расширять словарь по теме «Части тела – мои помощники»;
- усваивать названия частей тела человека, их функций (глазами видим, ушами слышим, носом дышим и т.д.);
- закреплять понятия «многозначное слово», уточнять многозначность слова «нос»;
- расширять представления о восприятии запахов у животных;
- уточнить значение слов «аромат», «обоняние»;
Формирование и совершенствование грамматического строя речи:
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе.
Развитие связной речи:
- создать проблемную ситуацию, принять участие в её обсуждении;
- развивать умения грамотно отвечать на вопросы;
- находить мотивацию к рассуждениям по данной теме.
Совершенствование общей и мелкой моторики.
Развивающие задачи:
- развитие тактильных ощущений;
- развитие правильного физиологического дыхания.
Воспитательные:
- формировать представления о частях тела: глаза, уши, нос, язык, руки, о их роли в жизни человека;
- воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы:
- наглядный метод (использование видеоматериалов)
- словесный метод (беседа о частях тела)
- игровой прием (артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»)
- метод экспериментирования (узнать в каком чайнике вода холодная, а в каком горячая, не дотрагиваясь)
- метод обследования (рассматривания в зеркалах глаза)
- ароматерапия (используются ароматизированные свечи).
Решение задач осуществляются через такие образовательные области:
- здоровье (умение правильно дышать)
- познание (рассказ логопеда о глазах и о восприятии запахов представителей животного мира)
- музыка («Звуки лес»).
Оборудование: видеоматериалы (пейзажи, флора, фауна; нос, уши, глаза; рыбы, лягушка, куры, голуби, сова, филин, рак, ящерица, муравьи, собака, кошка, олень, лошадь, дельфин); аудиозапись «Звуки леса»; два чайника с водой – горячей и холодной; «чудо- коробка»; ароматические свечи; зеркала, персонаж кощей, ватман, гуашь красного цвета, влажные салфетки.
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Вежливые слова
Чтобы вежливыми быть,
Нужно «здравствуй» говорить
Всем, кого б не встретил –
Это знают дети.
Скажешь: «Здравствуй!» и в ответ
Прозвучит: «Привет! Привет!».
Ребята, давайте мы с вами поздороваемся.
Здравствуйте, ладошки! (дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп)
Здравствуйте, сапожки! (топают: топ-топ)
Здравствуйте, лягушки! (квакают ква-ква)
Здравствуйте, кукушки! (кукуют:ку-ку)
Здравствуй, звонкий каблучок! (цокают языком: цок – цок)
И малышка светлячок! (на выдохе произносят:с-с-с)
Здравствуй, шустрый ветерок, (дуют)
Звонкий детский голосок! (болтают язычком: бл — бл)
Поезд длинный у перрона! (тянут: тууу)
Добрый день ручным часам, (тикают:тик-так)
Громким детским голосам!
А теперь все дружно сели,
На меня все посмотрели.
2. Основная часть.
Сегодня мы будем говорить о человеке. На Земле живут очень много людей — миллиарды. Все люди похожи, все умеем говорить, думать, ходить, но каждый человек неповторим. Мы отличаемся внешностью, цветом глаз, волос, ростом, походкой, голосом, характером.
Появляется Кощей.
Кощей. Кто тут говорил про меня? А это вы тут умные детки, ну- ка угадайте тогда мои загадки, а если не угадаете, я вас заберу к себе.
1) На нас надевают
Зимой – сапожки,
Осенью – туфли,
Летом – босоножки.
(Ножки)
2) Я в больницу ни ногой,
Обхожу всё стороной,
Весь дрожу, трясутся губы,
Мне вчера лечили…(зубы).
3) Пять братьев годами равные
Ростом разные.
(Пальцы)
4) Всё, что мы положим в рот,
Попадет к нам в …(живот).
5) Горшочек умён семь дырочек в нём.
(Голова).
Ой, какие вы тут умные, преумные. Не нравятся мне такие дети, пойду, поищу других детей.
Логопед. Молодцы ребята, справились с задание, выпроводили кощея. А теперь возьмите зеркало и посмотрите на себя. Человек видит не всем телом, а только глазами.
Разберёмся вместе, дети
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаза?
Так зачем человеку глаза?
Дети отвечают.
Логопед. Правильно, глаза помогают человеку узнать окружающий его мир: мы видим предметы вокруг себя, их цвет, размер, форму, можем определить расстояние, на котором они находятся друг от друга. (Дети рассматривают видеоматериалы с изображением пейзажей, флоры, фауны.)
Глаза очень чувствительны, поэтому их надо беречь. Людям со слабым зрением врач рекомендует носить очки. У всех представителей животного мира разные глаза. Например, рыбы хорошо видят предметы, расположенные вблизи. Лягушки замечают только движущиеся предметы. Что рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать движение. У раков глаза расположены на специальных антеннах-стебельках, выдвигаются далеко вперед и могут сами по себе вращаться, когда рак неподвижен. У совы и филина глаза большие, но неподвижный, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же они видят только в темноте. Куры, голуби, ящерицы способны видеть только при свете. Муравьи даже днем видят звезды.
Какие бывают глаза по цвету?
Дети отвечают.
Логопед. А по форме?
Дети отвечают.
Логопед. А у вас какие глаза?
Дети отвечают.
Ты закрой глаза ладошкой,
Посидим совсем немножко:
Сразу сделалось темно.
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно-
Ничего вокруг не видно.
Дети сидят с закрытыми глазами, включаются музыкальные записи «Звуки леса».
Логопед. В темноте человеку плохо, неуютно, но у него есть еще один помощник. Что вы слышите?
Дети отвечают.
Логопед. С помощью чего мы слышим окружающие нас звуки.
Дети отвечают.
Логопед. А какие звуки мы можем слышать?
Дети отвечают.
Логопед. Благодаря слуху мы воспринимаем окружающие нас звуки, ориентируемся в мире. Человек с помощью ушей слышит пение птиц и голоса людей, журчание ручейка и шум ветра, и много разных звуков. А теперь скажите, вы чувствуете аромат в комнате, приятный запах?
Дети вдыхают приятный клубничный запах ароматических свечей.
Логопед. С помощью чего мы ощущаем ароматы?
Дети отвечают.
Логопед. Как вы думаете, для чего человеку нужен нос?
Дети отвечают.
Логопед. Некоторые считают, что нос – это только украшение на лице. Другие думают, что природа дала нам нос, чтобы задирать его кверху. Есть даже выражения: «Ишь ты, нос задрал!», « Ну что ты нос повесил?». Это шутка. На самом деле даже самый маленький нос – весьма важная часть тела. Носом мы дышим. А еще нос помогает почувствовать и различать запахи.
Зачем носик малышам?
Есть прямые носики,
Есть носики-курносики…
Очень нужен всякий нос,
Раз уж он к лицу прирос.
Ю.Прокопович
Физминутка.
Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Киваем головами.
Мы руки подымаем,
Мы руки опускаем.
Мы руки подаем,
И бегаем кругом.
Логопед. Люди воспринимают друг друга при помощи зрения, слуха в процессе разговора. А вот для животных большую роль играет обоняние. Оно является самым важным чувством, нередко заменяющим зрение или слух. Не почуять во время запах хищника или не отыскать добычу по следу для некоторых их них равносильно смерти. Лучше других животных воспринимают запахи собаки, кошки и лошади. Обычно они узнают запах знакомого им человека задолго до того, как он приблизится. У диких животных нюх развит еще лучше. Олень чувствует запах хищника с огромного расстояния и успевает убежать или спрятаться. Зато птицы очень слабо различают запахи, а вот дельфины вообще их не различают.
Логопед использует видеоматериалы и предметные картинки с изображением животных.
Если ты простудился и подхватил насморк, тебе труднее дышать. Нужно заботиться о своем здоровье, уметь правильно дышать, вдыхать воздух через нос, а выдыхать – через рот. Нос — это орган человека. А у какого или чего он есть?
Логопед использует видеоматериалы с изображением животного и человека, лодки и чайника.
Логопед. Что такое чайник? Какие у него есть части? (Носик, крышка, ручка, донышко, стенки).
Логопед. Для чего нужен чайник? (Чтобы из него пить).
Педагог. Какая вода необходима, чтобы можно было заварить чай?
Дети отвечают.
Перед детьми выставляются два чайника с водой- холодной и горячей, предлагается узнать, где какая, не дотрагиваясь, затем задается ряд вопросов.
Дети понимают, как можно определить температуру воды.
Логопед. Перед вами два чайника, в одном чайнике холодная вода, в другом – теплая. Как вы думаете, в каком из них холодная вода?
Дети отвечают.
Логопед. Мы прикасаемся к предметам с помощью пальцев. Они помогают нам писать, шить. Лепить, совершать множество разных дел. С помощью пальцев рук мы можем ощутить тепло и холод, почувствовать – твердый или мягкий предмет, гладкий или шершавый. Некоторым очень тонким движениям нужно учиться, например, очень хорошо развиты кисти рук у художников. Я предлагаю немного поиграть с нашими пальчиками. Давайте попробуем на ощупь догадаться, что лежит в нашей чудо-коробке?
Дети выполняют.
Логопед. Что было бы, если у человека был один глаз, но два рта и два носа?
Дети отвечают.
Одна дана нам голова.
А глаза два и уха два,
И два виска, и две руки,
Зато один и нос и рот.
А будь у нас наоборот,
Одна нога, одна рука,
Зато два рта, два языка-
Мы только бы и знали,
Что ели и болтали.
Г.Гейне.
В нашем ротике живет язычок. С помощью него мы можем определить вкус. А для чего еще человеку нужен язык?
Дети отвечают.
Логопед. Язык помогает издавать самые разные звуки, а главное – разговаривать. Иногда он выполняет роль сторожа, охраняющего вход в дом (рот) и проверяющего пищу на ее пригодность или непригодность к употреблению. Во время жевания язык переворачивает кусочки пищи.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику «Веселый язычок» (авторская разработка).
Жил – был Язычок.
Он был веселый и всегда шумел. (Цокают язычком)
Но однажды все соседи на него
Обиделись и перестали с Язычком дружить. (Надувают губы)
Он подошел к Щечке, (Толкают язычком правую щечку)
Постучал в ее дверцу — никто не открывает.
Тогда он пошел в противоположную сторону, (Толкают язычком левую щечку)
Но и там его никто не ждал.
Язычок решил подружиться с зубками.
Он щекотал сначала верхние зубки, (Выполняют артикуляционное упражнение Чистим зубки)
А потом нижние.
Но тут губки обиделись и надулись. (Надувают губки)
Язычок решил их развеселить:
Облизнул сначала верхнюю губу, (выполняют артикуляционное упражнение Варенье)
А потом нижнюю.
Губкам это понравилось,
И они улыбнулись Язычку.
С тех пор все они дружно живут (Улыбаются)
И друг другу всегда улыбаются.
Дети выполняют коллективную работу «Улыбка».
Рисуют пальчиками улыбки на заранее заготовленных лицах, на которых нет рта. Все лица размещаются на ватмане, получается групповая «фотография».
Итог занятия.
Логопед. Ребята, сегодня вы узнали много интересного. Расскажите, что именно вам понравилась больше всего?
Жантимирова Динара Кинесовна,
учитель — логопед,
МДОАУ детский сад «Солнышко»,
Оренбургская область, Светлинский район, п. Светлый