Что можно, а что нельзя во время Уразы? Уважительные причины, в силу которых разрешаеться не соблюдать пост Что запрещено делать в уразу.
Вопрос:
Хазрат саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух! Не могли бы вы подробно расскрыть причины, позволяющие не держать пост? Мне довольно сложно держать пост, я прошу перечислить пункты, когда я имею право не держать пост, у меня со здоровьем проблемы и тяжелая работа - секретарь-помощник, начальник постоянно орет, часто ему готовлю чай и довольно трудно держать пост. (Аминыч)
Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого ко всем в этом мире, а в ином мире Милостивого только к верующим.
Ас-Саламу алейкум ва рахматулЛахи ва баракатух!
В религии Ислам одним из основных принципов является легкость. Аллах Всевышний говорит в Коране: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (аль-Бакара, 2/286). «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (аль-Бакара, 2/185).
К особым случаям, позволяющим не соблюдать пост, относятся:
- Болезнь. Те люди, которые по причине болезни не способны держать пост на протяжении всего месяца Рамадан, а также те, кто опасается, что пост может привести к усилению их недуга, могут отложить пост,на другое время. В данном случае во внимание принимаются не личные опасения больного, а рекомендации врача-специалиста. После того, как человек выздоровеет, он должен будет восполнить пропущенные дни поста. Разрешение не соблюдать пост в данной ситуации опирается на следующий аят: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (аль-Бакара, 2/185).
- Путешествие. С точки зрения религии, путешественником считается человек, отправляющийся в путь на расстояние, как минимум, 90 км, и остающийся в месте назначения не более 15 дней – по мазхабу Ханафи, или не более 4 дней – по мазхабу Шафии (Ширази, II, 590).
Тот, кто отправляется в путешествие во время Рамадана, может не держать пост. Однако если человек отправился в путешествие после рассвета, то есть, начав пост этого дня, то в этом случае нарушить его он не может и должен продолжать поститься до вечера. Но если человек все-таки нарушит этот пост, то он должен будет возместить всего лишь пропущенный день и не должен совершать искупление (Мавсили, I, 134).
Пропущенные по причине путешествия дни поста возмещаются после окончания месяца Рамадан. В вышеприведенном аяте Корана ясно говорится об этом.
- Беременность. Беременные женщины также могут не держать пост, если боятся нанести вред ребенку (Тирмизи, Саум, 21). Затем пропущенные дни возмещаются как долг.
- Кормление грудью. Кормящие грудью женщины, так же, как и беременные, если опасаются, что молоко может исчезнуть, и ребенок останется без питания, могут не держать пост. Затем они возмещают пропущенные дни как долг. В данной ситуации не имеет значения – кормит женщина грудью своего ребенка или чужого.
- Старость. Старики, возраст которых уже не позволяет им соблюдать пост, также могут не держать его. За каждый пропущенный день поста они дают выкуп в размере фитр-садака. В Коране по этому поводу говорится следующее: «А тем которым трудно поститься, следует в искупление накормить бедняка» (аль-Бакара, 2/184).
- Невыносимый голод или жажда. Если здоровью человека, соблюдающему пост, будет грозить опасность вследствие невыносимого голода или жажды, то он может нарушить пост. В данной ситуации степень опасности определяется опытом или заключением врача-специалиста (мусульманина).
А Аллах знает лучше.
Муфтий Илдус Файзов
Да благословит Аллах спрашивающего. Надеемся на продолжение сотрудничества.
Ответ на вопрос об условиях правильности поста для принятия этого действия Господом.
1- не принимается пост у немусульманина.
2- необходимо, чтобы постящийся был в здравом рассудке.
3- обязательное условие для постящегося — достижение им возраста половой зрелости.
4- Способность, имеется ввиду физическая возможность, освобождается от поста больной и старый человек. Так же беременная женщина и кормящая грудью, которые не могут соблюдать пост.
5- Так же освобождаются от поста женщины, находящиеся в менструационном цикле, послеродовых очищениях, и мужчины в состоянии джанаба (состояние культового осквернения).
Как и то, что пост подразумевает отказ от запретного слова такого как ложь, насмешка, злое слово за глаза, сплетня, клевета, высмеивание. Полное отречение от дурного и греховного дела.
Всевышний Аллах знает…
Однако, если человек не вспомнил о посте до наступления «дахватуль-кубра», обязательный пост этого человека не является действительным и не переходит в разряд «нафль» (дополнительный пост), хотя это не освобождает его от обязанности воздерживаться в Рамадан от еды и питья до наступления времени ифтара (разговления). Затем ему следует восполнить этот день в другое время после окончания Рамадана, но обязанности совершить каффару (искупление) на нём не…
Почему нужно держать уразу
Каждый человек, наверное, слышал о мусульманском посте в месяц Рамадан, считай он себя мусульманином, либо же приверженцем другой религии.
Первая и, по-моему, главная причина держать пост — это довольствие Всевышнего. Ураза является прямым приказом Аллаха, и должна выполняться каждым мусульманином. Обращаясь в Коране к правоверным, Великий Аллах повелевает:
«О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас (иудеям и христианам) , — может быть, вы будете богобоязненны! » (Коран: Сура 2, Аят 183)
Второй причиной соблюдать пост является то, что это способствует укреплению здоровья человека. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) в одном из Хадисов говорит: «Соблюдайте пост — это улучшит ваше здоровье». У любого мусульманина не возникало сомнений по поводу этих слов. Однако немусульмане не особо верили в это.
Как нужно держать уразу
Мы разобрали две основные причины,…
Как правильно держать Уразу женщине
Пост в Уразу способствует искуплению грехов, которые были совершены в течение года. Рамадан – это 30 или 29 дней (зависит от лунного месяца) строгого поста. В этот период мусульмане должны выделить время для пожертвований, милостыни, размышлений,…
Большинство наших читателей в эти знойные дни исполняют один из главных столпов ислама – держат уразу. Конечно же всех их интересуют вопросы правильного питания, благо, что есть из чего выбирать. Что же советуют специалисты-диетологи потреблять в пищу или напрочь исключить из своего рациона?
В первые дни рамадана продолжительность воздержания от приема пищи будет составлять около 20 часов, а потому необходимо питаться такими продуктами, в составе которых содержится значительное количество клетчатки. К таким видам продуктов относятся крупяные и бобовые культуры, например, ячмень, пшено, овес, просо, чечевица, нешлифованный рис, а также непросеянная мука и все блюда, которые готовятся из них.
Кроме того к продуктам, которые богаты клетчаткой относятся дробленые пшеничные зерна, овощи, зеленый горошек, кабачки, кукуруза, шпинат, листья свеклы, которые содержат в своем составе много элементов железа, фрукты и ягоды, миндаль, сушеные абрикосы, инжир и…
Пост, или, как ещё его называют, ураза, является одним из пяти столпов Ислама. Недействительна вера того, кто отрицает обязательность его соблюдения. Пост (савм) в переводе с арабского означает «воздержание». А по Шариату – это воздержание от еды, питья, половых отношений и всего того, что нарушает пост в течение светового дня.
В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится, что Рамазан является месяцем, в котором Аллах предписал для нас соблюдение поста.
Уместно отметить, что и современная наука утверждает: мусульманский пост полезен для здоровья, он лечит болезни, очищает организм и выводит шлаки. Ведь не зря Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поститесь – выздоровеете».
Соблюдение поста (уразы) по всем правилам очищает мусульманина и физически (от вредных накоплений в организме), и духовно (от лени, беззаботности), к тому же пост (ураза) помогает сытому понять состояние голодных, помогает осознать и оценить милость Всевышнего, которой…
В священный для всех мусульман месяц Рамазан, каждый верующий соблюдает Уразу - пост продолжительностью 30 д. по лунному календарю. В отличие от христианского, мусульманский пост не налагает ограничений на количество и состав пиши. Запрет ложится на время приема пиши, а именно, есть не разрешается с восхода солнца и до его заката. Как и любой пост, Ураза – это не диета, в первую очередь, это возможность очистить и оздоровить душу, путем отказа от дурных мыслей и поступков. Но и очищению организма в культуре ислама уделяется большое внимание. Как правильно держать Уразу женщине и не нанести вреда организму вынужденным голоданием?
Вернуться к содержанию
Зачем держать Уразу в месяц Рамадан?
Уразу в Рамадан держат, прежде всего, для отпущения грехов, это возможность для правоверного мусульманина искупить грехи, сотворенные им со дня окончания предыдущего поста. Двадцать девять или тридцать дней девятого месяца по лунному календарю – это Рамадан, месяц строго…
июня 26, 2015
Согласно ханафитскому фикху, время нията начинается с наступлением ночи (т. е. после наступления времени вечернего намаза) и заканчивается с наступлением времени «дахватуль-кубра». Следовательно, если человек забыл о намерении или не исполнил действия, указывающие на непоколебимую решимость держать пост, а потом до времени «дахватуль-кубра» вспомнил о том, что он не ел и не пил лишь потому, что постится в Рамадан, это вспоминание будет считаться правильным намерением, и, соответственно, пост этого человека будет действительным.
Однако, если человек не вспомнил о посте до наступления «дахватуль-кубра», обязательный пост этого человека не является действительным и не переходит в разряд «нафль» (дополнительный пост), хотя это не освобождает его от обязанности воздерживаться в Рамадан от еды и питья до наступления времени ифтара (разговления). Затем ему следует восполнить этот день в другое время после окончания Рамадана, но…
Мусульмане Татарстана готовятся к встрече священного месяца. Сегодня из Турции прилетают знаменитые знатоки Корана — коран-хафизы, которые будут проводить в мечетях Казани таравих-намазы в течение всего священного месяца.
Освобождаются от поста:
— Больные, путешественники, беременные и кормящие женщины. Однако они должны исполнить пост позже, когда будет возможность.
— Старики, а также душевнобольные,…
«Вера (включает в себя) более шестидесяти ответвлений, а стыдливость - (одно из) ответвлений веры». «САХИХ» АЛЬ-БУХАРИ. №9 (9). Аллах Всевышний сказал: «Ваши богатства и ваши дети — не что иное, как искушение…» (“Взаимный обман”, 15). «Когда произносится призыв к молитве, шайтан отступает, с шумом испуская ветры, чтобы не слышать этого призыва, а когда призыв завершается, он (снова) подступает. И он отступает во время икамы, а когда объявление о начале молитвы завершается, он (снова) подступает, чтобы встать меж человеком и сердцем его и внушать ему: “Вспомни о том-то и том-то”, о чём тот и не помышлял (до молитвы, и он делает это) для того, чтобы человек оставался (в подобном) положении, не ведая, сколько (ракатов) молитвы он совершил». «САХИХ» АЛЬ-БУХАРИ. №352. (608). «(Как-то раз один) человек, шедший по дороге, увидел ветку с колючками и убрал её с пути, и Аллах…
Девятый месяц мусульманского календаря Рамазан – это один из четырех священных месяцев года. Мужчины и женщины в это время держат строгий пост Ураза, который является одним из основных столпов Ислама. Основная специфика этого голодания заключается в том, что количественный состав пищи не регулируется – кушать разрешается все, а важную роль играет только время приема еды. Давайте разберемся, как правильно нужно держать Уразу женщине, чтобы долгосрочное воздержание пошло организму на пользу. Ведь помимо духовного очищения, мусульмане держат пост, чтобы оздоровить организм.
Зачем держать Уразу в месяц Рамадан
Пост в Уразу способствует искуплению грехов, которые были совершены в течение года. Рамадан – это 30 или 29 дней (зависит от лунного месяца) строгого поста. В этот период мусульмане должны выделить время для пожертвований, милостыни, размышлений, созерцаний и всевозможных добрых дел. Однако основной задачей каждого верующего является не пить воду и не употреблять…
Наступление месяца Рамадан подтверждается следующими путями:
1) Человек сам должен увидеть новую луну;
2) если два праведных человека скажут о том, что вечером видели новую луну;
3) по календарю лунной хиджры месяц рамадан точно наступает по прошествии 30 дней с первого числа месяца Ша`бан;
4) если религиозный авторитет, мнениями которого можно руководствоваться, даст указ о наступлении месяца рамадан, то даже те лица, которые не следуют его мнениям в вопросах исламского закона, должны действовать согласно этому указу;
— если мусульманин не может убедиться в наступлении месяца Рамадан и по этой причине не начинает поститься, хотя два праведных человека сказали ему, что прошлой ночью видели луну, он должен возместить этот день поста как пропущенный после месяца Рамадана
— подтверждение наступления первого числа месяца рамадан в одном городе, не является подтверждением для людей другого города, если только эти города не находятся совсем…
Как правильно держать пост в месяц Рамазан
17.06.2015 |
Мусульмане Татарстана готовятся к встрече священного месяца. Сегодня из Турции прилетают знаменитые знатоки Кораны — коран-хафизы, которые будут проводить в мечетях Казани таравих-намазы в течение всего священного месяца.
Девятый месяц лунного календаря мусульман – Рамазан, начнется 18 июня, а первый таравих-намаз прозвучит в мечетях республики 17 июня. Решение об этом было принято еще 26 мая — на заседании Совета Улемов Духовного управления мусульман Татарстана, которое состоялось в казанской мечети «Тынычлык». В течение месяца правоверные мусульмане должны соблюдать пост — уразу от утреннего намаза на рассвете, до вечернего намаза на закате. В это время нельзя ни пить, ни есть, а нужно делать добрые дела и усердно молиться.
Освобождаются от поста:
— Душевнобольные и дети — полностью.
— Больные, путешественники, беременные и кормящие женщины. Однако они должны исполнить пост позже,…
Если основные моменты поста вы уже знаете, то напишу мелкие советы из своего личного опыта. (Тоже нет ни чего нового, все эти советы даны в инете). 1) Не пить чая и кофе и сладких газировок. 2) Пить только воду и травяные настои. 3) Не переедать во время ифтара. В начале лучше выпить воды и покушать финики и фрукты. Потом небольшой перерыв для того чтобы организм усвоил сахар и воду и только потом основательно кушать. Риск переедания так будет гораздо ниже. 4) Не есть соленого, копченого, жаренного, с резким запахом (свежий лук, чеснок). 5) Найти лазейку — каким образом поспать днём, хотя бы час. 6) После утреннего принятия пищи (сухур), если есть время до того как идти на работу — лучше поспать. 7) больше употреблять продукты в которых много витаминов (мёд, финики, можно чайную ложечку в день масло черного тмина смешанного с оливковым 1:1).
Самое главное — поменьше разговаривать с людьми. Только в случаях крайней…
ВНУТРЕННИЙ МОРАЛЬНЫЙ РОСТ
Айрат Гимадутдинов - директор генеральный аудиторско-консалтинговой компании «Аудэкс»:
Разницы Большой в том, держать пост зимой летом или, я не ощущаю, потому что уже определенный в входишь в режим, планируешь день, как него на распределить энергию.
Держать пост не вредно, необходимо только при разговении соблюдать меру, не читал. Я переедать и ученых, пишущих на эту тему, тоже они говорят, что пост полезен здоровья для.
Раньше поменьше людей держали сейчас, уразу их количество увеличилось. Некоторые держат если его не весь месяц, то хотя бы неделю, держат некоторые день. Вообще, и людей в мечетях больше становится.
Соблюдать нормы ислама в современном можно мире. Когда ты применяешь религиозные, нравственные личной и в нормы жизни, и на работе, и в бизнесе - это приносит только облегчение.
На Ураза-байрам я обычно мечеть в хожу Марджани, потому что вырос этих от недалеко мест. Потом собираюсь пойти в Ярдэм…
Если человек в состоянии поститься, то ему необходимо восполнить не соблюденный по той или иной причине пост только постом . Удобнее поститься зимой, когда дни наиболее коротки. Говорят, что «зима - это весна верующего. В короткие зимние дни он совершает дополнительный пост, а в длинные зимние ночи - молится» . Кстати, нет обязательности восполнять пропущенные дни поста подряд, вполне допустимо восстанавливать, исходя из возможностей, ритма жизни, графика рабочей недели и т. д.
Срок восполнения поста
Необходимо восполнить до наступления следующего месяца Рамадан . Кормящие матери, конечно же, являются исключением.
Если человек не успел восполнить до наступления следующего Рамадана, то как быть? Обязательность восполнения остается на нем долгом, который следует безотлагательно погасить. Чего-то дополнительного при этом он не делает - лишь восполняет пропущенный пост постом .
Можно ли соблюдать дополнительный, желательный (сунна, нафиля) пост , не восполнив долговой обязательный? Такое канонически возможно, но восполнение долгового все-таки первостепенно .
Фидья-садака
А вот выплата фидьи-садаки актуальна для тех, кто предположительно больше уже не будет иметь физических возможностей для соблюдения поста . Фидья-садака - это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше - из расчета среднесуточных затрат на собственное питание) восполняющего таким образом пропущенные дни поста .
Восполнение поста за умершего
Для умирающего целесообразным является учет пропущенных им дней поста и завещание наследникам выплатить фидью за эти дни из его имущества. Дети покойного могут выплатить фидью и из своих личных сбережений от его имени .
«Если человек пропустил какое-то количество дней поста по уважительной причине и умер, так и не имея физической возможности восполнить их, то за него эти дни не восполняемы постом, выплачивается фидья . Если же он имел возможность, но не постился, откладывая на потом, и внезапно умер, то желательно, чтобы за него постился кто-то из его родных или, что также возможно, были накормлены нищие, неимущие, число которых определяется количеством пропущенных дней, то есть выплачивается фидья» .
В своде хадисов имама ат-Тирмизи приводятся слова Ибн ‘Умара: «Если кто-либо умер и на нем остался долг поста, то пусть за него накормят по одному нищему за каждый день пропущенного поста» . В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима передается от ‘Аиши о том, что Пророк (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то умер, а на нем остался долг поста, то пусть за него постится родственник» .
Большинство мусульманских ученых (джумхур) считает, что родственник не обязан поститься за покойного, даже если за последним остался долговой пост. Основным мнением ученых (в том числе мнением богословов шафиитского и ханафитсткого мазхабов) является то, что «за умершего пост, как и молитва-намаз, не соблюдается», лишь можно накормить нищих, передать фидью от его имени в счет погашения долгового поста. Упомянутое в хадисе «пусть за него постится родственник» они трактуют именно так. Опираются они в этом на слова Ибн ‘Аббаса о том, что «один за другого не совершает молитву-намаз и не соблюдает пост». Также опираются на слова ‘Аиши, приведенные в св. х. ‘Абдур-Раззака: «Не поститесь за ваших умерших, а накормите от их имени (выплатите фидью)». Известный мухаддис имам аль-Аскаляни отмечает низкую степень достоверности обеих приведенных цитат, а слова ‘Аиши о недопустимости относит вообще к недостоверному (да‘иф джидден), то есть не имеющему на самом деле к ней отношения. К тому же слова Ибн ‘Аббаса («один за другого не совершает молитву-намаз и не соблюдает пост») можно отнести как к «при жизни», так и к «после смерти». Отмечу, что переданный ‘Аишей и приведенный выше хадис из св. х. аль-Бухари (№ 1952) и Муслима является абсолютно достоверным хадисом от Пророка, недвусмысленно дозволяющим соблюдение поста от имени покойного его родным или близким. Также обращу внимание читателя на то, что в комментарии имама аль-‘Аскаляни к хадису № 1953 св. х. аль-Бухари говорится, что им (соблюдающим пост от имени покойного) может быть не только кровный родственник, но любой близкий человек.
Напомню основополагающее мнение мусульманского богословия относительно «может ли один заменить другого»: недопустимо совершать какие-либо формы физического (телесного) поклонения за другого ни при жизни, ни после смерти. Исключением являются те случаи, относительно которых имеются прямые аргументы, например достоверный хадис. Именно таковым и является рассматриваемый нами случай .
Вопросы по теме восполнения поста и выплаты фидьи-садаки
Я не держал пост до последних 3 дней Рамадана. В дни, когда не держал, безбожно курил марихуану, были на то причины. Только с последней недели Рамадана я завязал и продержал пост последние 3 дня. А после окончания я позволил себе расслабиться один день, но очень сожалею об этом.
У меня есть хороший друг, который сказал, что я могу держать пост и после Рамадана. Сейчас я уже второй день соблюдаю пост. Не курю даже сигареты. Подскажите, правильно ли я делаю? Радик.
Вам необходимо восполнить все пропущенные дни обязательного поста один к одному.
Что касается курения марихуаны и сигарет, то настоятельно советую вам прочитать мою книгу «Мужчины и Ислам». Изучите, какие качества и характеристики должны быть присущи мужчине-мусульманину.
Мы проспали сухур и намаз, к сожалению. Мама встала, когда солнце уже взошло, и попила воды, сказав, что надо закрыть рот (то есть начать пост). Потом произнесла намерение. Об этом она слышала у своей знакомой. Я прочитал всю информацию о посте на сайте нашего муфтията и вопросы-ответы на вашем сайте и пришел к выводу, что маме следует восполнить пост за этот день. Один к одному. Как правильно? Максат, Казахстан.
Ей нельзя было пить воду, если намеревалась поститься. Придется восполнить этот день.
Уважаемый Шамиль Рифатович, дело в том, что я пропустил сухур, а родители и так были не рады, что я держал пост, поэтому настояли на том, чтобы я поел завтрак. Мне 16 лет. Как искупить свою вину? Что бы вы посоветовали, чтобы впредь избежать таких ситуаций? Азамат.
Непродолжительный дневной сон поможет вам вставать ранним утром на сухур. Если пост в упомянутый день был пропущен, тогда восполните его по завершении месяца Рамадан.
Я проспал утренний прием пищи, и поэтому пост в этот день не держал, Можно ли мне восполнить этот день после окончания месяца Рамадан? Я думал, что так можно делать! Руслан.
Вам нужно восполнить этот день после окончания месяца поста. Если вы вдруг проспали утренний прием пищи, то все равно следует поститься.
Когда я в прошлом году держал уразу, то пропустил несколько дней (4–7 дней) из-за лечения. Как мне возместить, я не помню, сколько дней я пропустил. Ф.
Возместите предположительно пропущенное количество дней. Главное, чтобы в предстоящий месяц Рамадан вы не пропустили ни одного дня. Восполнение пропущенных дней не откладывайте на неопределенное «потом».
У меня несколько дней долга по посту, но времени осталось очень мало, и я подсчитала, что один день все равно останется долгом. Можно ли его восполнить после этой уразы. Будет ли считаться пост за прошлый год полноценным или нет? Молдир.
Вам следует восполнить после завершения предстоящего месяца Рамадан, и все будет считаться полноценным.
Если я без уважительной причины пропустил один день поста, правда ли, что мне надо держать пост 30 дней после месяца Рамадан? Mikail.
Если человек соблюдает религиозную практику на протяжении нескольких лет, а потом бросает, в том числе не постится в Рамазан, получается, что он должен будет восполнить каждый пропущенный день 60-ю днями поста? Алибек.
Неправда. Каждый пропущенный день необходимо восполнить одним днем поста .
У меня небольшие проблемы со здоровьем по урологической части, и, так как я сам учусь на врача (студент 5 курса), решил не затягивать и заняться этим вопросом. Но проблема в том, что я в учебное время не успевал сходить сдать анализы и оставил до лета. Летом же освободился только к 1 августа .
Врач предложил мне оперативное вмешательство, однако совсем не хотелось бы пропускать более недели поста. Я решил сдать спермограмму и в зависимости от результатов решить, делать все-таки операцию сейчас или подождать до зимних каникул. Я сдал в тот день анализы на спермограмму, а насколько мне известно, это нарушает пост. Если нарушает, то как мне восполнить это? Ислам.
Восполните одним днем поста.
У меня обнаружили неизлечимое наследственное заболевание, мне необходимо быть на пожизненной специальной диете и пожизненном приеме лекарств. Лекарства следует принимать 4 раза в день. В случае отказа от них может наступить смерть или тяжелые осложнения. Я каждый год держала пост в священный месяц Рамадан и хотела бы продолжать это делать, но моя болезнь не дает мне такой возможности. Я даже не смогу возместить пост в другое время, так как, повторюсь, прием лекарств назначен пожизненно. Слышала, что человек в таком случае должен накормить бедняка за каждый пропущенный день поста.
1. Скажите, права ли я и как следует это сделать? То есть я должна ежедневно раздавать еду или могу подсчитать, сколько в среднем трачу на еду в день, и каждый день отдавать эту сумму нуждающимся людям? Или можно подсчитать, сколько трачу на еду в месяц, и в начале Рамадана отдать всю эту сумму?
2. Если я отдаю людям деньгами, а не раздаю еду, то имеет ли значение, пойдут эти деньги на еду или нет? А если они пойдут на лекарства, к примеру? К.
1. Все три варианта возможны. В третьем лучше дождаться завершения месяца Рамадан.
2. Главное - с каким намерением вы передаете эти деньги неимущему либо по иным направлениям передачи закята . То, как он или они их потратят, вас не касается.
Я - новообращенный мусульманин. Держу пост, но почувствовал боль в области печени, предположил, что это из-за моего хронического гепатита B. Врач наверняка скажет воздержаться от поста. Если прекращу поститься, то правильно ли я рассчитал фидью-садаку: каждый день надо давать 1,75 кг муки. Ее цена 15 руб. за кг. Значит 1,75х15х31(день)=813,75 - моя фидья за Рамадан. Верно ли? Для меня этот вопрос важен, так как это мой первый Рамадан и я имел искреннее намерение соблюсти пост. Leon.
Вы неверно и не точно информированы. Если вы в состоянии поститься, то восполните пост постом. А вот выплата фидьи-садаки актуальна для тех, кто предположительно больше уже не будет иметь физических возможностей для соблюдения поста . Фидья-садака - это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше - из расчета среднесуточных затрат на собственное питание) восполняющего таким образом пропущенные дни поста .
У меня сахарный диабет второго типа. Если не поем вовремя, начинается гипогликемия. Как мне быть в такой ситуации? Денис.
Не поститесь и выплачиваете фидью-садаку.
Я собираюсь держать пост в Рамадан, но проблема в том, что я пью таблетки 3 раза в день во время еды (соответственно, запиваю их водой). Как мне быть? Принимать таблетки или воздержаться от поста, а когда закончу курс лечения, поститься? Орхан.
Если данный курс лечения крайне необходим для вас с точки зрения поддержания здоровья и жизни, тогда вам нужно его завершить, а пропущенные дни поста восполнить после месяца Рамадан один к одному.
Я читаю намаз с 26 лет, держу уразу с 27 лет. Мой друг, читающий намаз, сказал, что у меня есть долг за намаз 13 лет (с 13 до 26 лет) и за уразу - 14 лет (с 13 до 27 лет). Прав ли он? Жомарт.
1. Человек, осознанно ставший мусульманином, ничего из прошлого восполнять не должен. Единственное, если, например, приняв Ислам, он не сразу начал выполнять обязательную молитву или пропустил обязательный пост, тогда все это необходимо восполнить.
2. Если человек был абсолютно неверующим, но из числа «этнических мусульман», то, начав исполнение религиозной практики, он так же, как и неофит , ничего не восстанавливает.
3. В случае же, когда человек был носителем постулатов веры, но не соблюдал религиозную практику, необходимо все восполнить, начиная с периода полового созревания.
В этом году я постилась только первую неделю Рамадана. Потом пришлось прервать пост из-за насморка, который до сих пор продолжается.
Будет ли мне такой же саваб за пост в восполняемый день, как и за день поста в месяц Рамадан? Дина.
Вам в любом случае нужно восполнить пропущенные дни поста, и это - обязанность пред Богом, а то, насколько будет вознаграждаемо, одному Всевышнему ведомо. Насморк я все-таки не отнес бы к тяжелым заболеваниям, из-за которых нужно прерывать пост.
Здесь полезно напомнить хадис: «Если верующий, не относившийся к какой-либо из категорий, освобожденной от соблюдения поста, не соблюдал пост в один из дней месяца Рамадан, [то пусть знает, что] этот день он не сможет восполнить и целым веком поста. [То есть каждый день обязательного поста крайне важен и ценен. Если человек, для которого соблюдение поста обязательно, оставил это без внимания, пренебрег данной формой поклонения Творцу, пропустил день, то ни один из дней земной жизни не сможет возместить эту потерю. Масштабы огромны и исключительны. Конечно же, верующий восполняет пропущенное в последующем, но особой значимости каждого из дней месяца Рамадан ни один иной день года не имеет]» .
Возможные исключения перечислены в моем материале «Пост женщины».
См.: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 3 т. Т. 3. С. 263.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если человек восполняет пропущенный обязательный пост, то ему выбирать: либо в разбивку, либо подряд [все пропущенные дни один за другим]». См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 248, хадис № 1690.
По этому поводу есть несколько хадисов. Степень достоверности у них не высокая, но в общей массе они имеют вес, дают основание именно для такого богословского заключения, а потому большинство ученых (джумхур) были согласны с возможностью выбора в данном вопросе. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 248; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 236.
См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 239; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]: В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 3. С. 1735; аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 44.
См., например: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 47.
Следует упомянуть о наличии авторитетного мнения, что если человек просрочил восполнение пропущенного до наступления очередного месяца обязательного поста, то он постится в наступивший Рамадан, а после восполняет ранее пропущенное, дополнительно кормя при этом по одному бедняку за каждый день (фидья). Замечу, что достоверных хадисов на этот счет нет. В богословской литературе это упоминается как мнение нескольких сподвижников. Большинство мусульманских богословов (в том числе богословы-шафииты) говорят о необходимости этого. Часть ученых, среди которых богословы ханафитского мазхаба и имам аль-Бухари, не соглашались с этим, говоря, что достаточно поста, а относительно чего-то большего соответствующих аргументов нет. Так же считал и имам аш-Шавкяни. Подробнее об этом см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 237–239; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1735, 1746; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 249, 250; аль-Буты Р. Машурат иджтима‘ия [Советы людям]. Дамаск: аль-Фикр, 2001. С. 41.
О том, в какие дни помимо месяца Рамадан предпочтительно, желательно соблюдать пост, читайте в соответствующем материале.
См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 249, 250; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 237; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1746.
Можно перевести это в денежный эквивалент, передать деньгами по тем направлениям, по которым передается ежегодный закят. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743, 1744.
См., например: Аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 44.
См., например: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 1. С. 355.
См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1700.
См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 236, хадис № 717; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 249, хадис № 1693; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 4. С. 1408, хадис № 2034.
Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари, Муслима, Ахмада и Абу Дауда. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 543, хадис № 9038, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 580, хадис № 1952; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 251, хадис № 1696; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 4. С. 1408, хадис № 2033.
Подробнее обо всем этом см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 241–243, хадисы № 1952, 1953 и комментарии к ним; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 250–253, хадис № 1696 и комментарии к нему; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 4. С. 1408, 1409, хадисы № 2033–2035 и комментарии к ним.
Отмечу, что касательно молитвы-намаза мнение ученых едино, то есть разногласия отсутствуют относительно того, что один не может совершать намазы за другого ни при жизни того, ни после смерти. Ныне здравствующие не совершают долговые обязательные молитвы-намазы за покойных. См., например: Аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. В 20 т. Т. 17. С. 75; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 1. С. 355.
См., например: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 60.
Подробнее об этом читайте в моем материале «60 дней или нет? Преднамеренное нарушение поста».
Фидью можно передать деньгами по тем направлениям, по которым передается ежегодный закят. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743, 1744.
Подробнее об этих направлениях см. в моем переводе смыслов Священного Корана (9:60). Т. 2. С. 194, 195.
«…Те же, кто не сможет восполнить пост [именно постом] в другие дни [по причине старческой немощности или неизлечимой болезни], должны накормить бедняка [из среднего, обычного, чем кормят семью]. Кто сделает больше [чем накормит бедняка], то это лучше для него самого…» (см.: Св. Коран, 2:184). Также см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743, 1744.
«…Из среднего [обычного], чем вы кормите семью» (см.: Св. Коран, 5:89). Подробнее о том, чем может измеряться фидья, и о том, что Сунной размер ее не определен и не ограничен каким-то продуктом питания, см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 247; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах [Ступени успеха с помощью Открывающего все Господа]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. С. 244; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих: В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 4. С. 1408.
Можно перевести это (среднесуточные расходы на питание) в денежный эквивалент, передать деньгами по тем направлениям, по которым передается ежегодный закят. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743, 1744.
Подробнее об этих направлениях смотрите в моем переводе смыслов Священного Корана (9:60). Т. 2. С. 194, 195.
Неофит - новый приверженец какой-нибудь религии.
Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Абу Дауда, Ибн Маджа и др. См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 238, хадис № 722; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 272, хадис № 2396; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 183, хадис № 1672; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 517, хадис № 8492, «хасан»; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 308.
Особенность уразы летом в том, что она приходится на самый длинный световой день. Так, в Казани верующие начнут поститься 18 июня в 0.57 и закончат лишь в 20.31. Для каждого региона устанавливается свое время в зависимости от времени восхода и захода солнца. Как правильно подготовиться к 20-часовому воздержанию?
Как питаться в уразу?
Общие рекомендации таковы: после заката солнца постящийся принимает легкую пищу, за два часа перед зарей — более плотную еду. Так как время для разговения в этом году весьма ограничено - около 4,5 часов, которые приходятся на ночь, - лучше избегать жирной и острой пищи, которая может вызвать жажду.
Мусульмане, ежегодно соблюдающие пост, замечают, что тяжело бывает в первые два дня, а затем организм перестраивается. Главное - не наедаться сразу после ифтара, сначала съесть финики, попить воды, а спустя время перейти к основным блюдам.
В уразу отдайте предпочтение легким блюдам. Фото: АиФ/ Алия Шарафутдинова «Если правильно подобрать продуты, то пост несложно соблюдать. Главное настроиться, - говорит глава Союза мусульманок Татарстана Наиля Зиганшина . - Если человек украсит свой день благими делами, то он отвлечется от мыслей о еде и день пройдет незаметно».
Наиля ханум советует в часы разговения пить столько, сколько требует организм. Еда должна быть сбалансированной по составу: «Мы дома добавляем в рацион много овощей и фруктов, едим рыбу, мясо готовим на пару. Такое питание не вызовет жажды и расстройство желудка».
«Чтобы в жару во время поста меньше хотелось пить, нужно меньше есть. Я, например, во время положенного утреннего приёма пищи не ем, а только пью воду. Мне так легче переносить пост, - рассказывает заместитель муфтия Татарстана Рустам хазрат Батров . -
«Нужно молиться, чтобы Всевышний облегчил тяжесть поста, - добавляет Наиля Зиганшина. - В прошлом году до наступления Рамадана стояла жара, а после коллективного совершения молитвы на весь месяц установилась прохладная погода. Поэтому желаю каждому постящемуся облегчения!»
Принципы уразы
Соблюдение 30-дневного поста связано с упоминанием в Коране о том, что в этот месяц Аллах через архангела Джабраила ниспослал Пророку Мухаммеду в виде откровения Коран.
«Пост был известен арабам еще до возникновения ислама и соблюдался не только из-за нехватки продуктов, а имел определенный религиозный смысл: не исключено, что арабы знали о целебных свойствах голода, так как все народы тысячелетиями копили знания о человеческом организме. Об этом свидетельствует наличие поста во всех религиях», - говорит краевед и хаджи Абдулла Дубин .
Почему время начала уразы постоянно сдвигается?
Мусульманское летоисчисление ведется по лунному календарю, который короче солнечного. Поэтому время наступления месяца Рамадан и всех мусульманских праздников постоянно смещается на 10 - 12 дней вперед. Таким образом, за весь 33-летний цикл мусульманин проходит через все сезонные и часовые периоды - от летнего до зимнего солнцестояний.Ураза заключается в полном воздержании в светлое время суток от приема пищи и жевания жвачки, питья, курения, употребления алкоголя, сексуальных отношений. Но помимо телесного очищения, нужно и духовное.
«Это шанс, данный каждому из нас облагородить свои нравы, побороть вредные привычки и лишиться тяжкого груза собственных грехов, - говорит муфтий Татарстана Камиль Самигуллин . - Близкие нам люди, родственники, друзья, наши соседи и знакомые нуждаются в добром слове, помощи и сострадании. Пусть этот месяц станет временем для сплочения сердец, сделает нас великодушными и отзывчивыми».
На протяжении священного месяца Рамадан мусульмане не должны ссориться и спорить, испытывать негативные эмоции, а должны совершать богоугодные дела, давать милостыню, помогать нуждающимся и, конечно, больше внимания уделять молитве. Время молитвы для Татарстана смотрите здесь.
Просите Всевышнего облегчить вам пост. Фото: www.russianlook.com Пост обязателен для всех мусульман старше 12 лет за исключением тех, кто не может соблюдать его по уважительным причинам - болезнь, беременность, глубокая старость. Ислам допускает соблюдение поста только, если это не наносит вреда здоровью человека. В Коране указано, что больные, старики, путники, беременные и все те, для кого пост в тягость, могут отложить его до более благоприятного времени. Например, путник - до возвращения домой, больной - до выздоровления, беременная или кормящая мать - до окончания периода кормления ребёнка грудью.
Если же мусульманин по каким-то причинам держал уразу не полностью, он обязан возместить пропущенные дни после окончания Рамадана. За каждый день поста, пропущенный по состоянию здоровья, можно заплатить фидию - 200 руб. Размер фитр-садаки (милостыни разговения) в этом году для татарстанцев установлен в 100 или 500 рублей - сколько заплатить, верующий выбирает сам.
Каждый мусульманин, с благоговейным трепетом ожидающий наступления священного месяца, называющегося «Рамадан», задается вопросом, как провести этот великий месяц с максимальной пользой для своей души? О каких правилах и запретах необходимо знать? Как себя вести?
Важнейшие правила поста
Чтобы пост мусульманина был принят, необходимо помнить о важнейших составляющих: Намерение.
Человек должен приступать к посту с чистым, искренним намерением поститься ради Аллаха, при этом следует произносить слова, выражающие его желание поститься:
«Навяйту ан асуума савма шахри Рамадаана мин аль-фаджри иляль-магриби хаалисан лильляяхи та‘ааля»
что переводится на русский язык, как «Я вознамерился держать пост месяца Рамадан от рассвета до захода искренне ради Всевышнего Аллаха».
Следует высказать свое искреннее намерение поститься до того, как наступит время утренней молитвы, в противном случае пост не будет засчитан человеку. Данные выше слова нужно повторять каждую ночь до утренней молитвы и только после этого приступать к посту.
Воздержание
Следующее важнейшее правило поста – это воздержание. Постящийся мусульманин воздерживается от любой еды и напитков с момента восхода солнца и до тех пор, пока не наступит закат. Также во время поста запрещено вступать в интимную близость днем. Воздержание от сигарет и жвачки тоже является обязательным условием.
Мусульманин во время поста должен следить не только за своим физическим состоянием, но и за своей душой. Важно от всего сердца делать добрые дела, помогать неимущим, поддерживать стариков, остерегаться плохих, грубых слов (не злословить, не грубить, не ругаться) Терпение, выдержка, смирение, уважительное отношение к людям – все это необходимо для того чтобы пост засчитался. Если существует вероятность того, что пост может усилить болезнь человека или замедлить процесс излечения от нее, то ему разрешено не поститься. Если человек плохо переносит пост, ему также можно его не держать. Мусульманин должен возместить пропущенные дни, когда почувствует, что в состоянии сделать это без негативных последствий для своего здоровья.
Что может нарушить Великий пост
Если человек целенаправленно употребляет во время поста пищу или какие-либо напитки, его пост засчитан не будет. Но в том случае, если он это делает не осознанно, а, забыв о том, что постится, Аллах его за это прощает. Считается, что Аллах сам его накормил пищей, которую он нечаянно принял внутрь. Также пост не засчитается, если в нос, рот, половые органы, задний проход или уши произошло проникновение каких-либо физических тел. Например, если постящийся мусульманин осознанно воспользовался каплями для носа во время поста, то его пост не засчитывается.
Клизма находится под запретом, но уколы во время поста разрешаются, за исключением тех, которые делаются с целью облегчения поста. Глотать собственную слюну во время поста можно, но она не должна быть смешана с какими-либо веществами, к примеру, с кровью. Чтобы пост засчитался, важно провести полоскание ротовой полости с помощью чистой воды, после чего необходимо освободить рот от воды, чтобы ей не удалось проникнуть внутрь.
С чисткой зубов также следует быть осторожным. Ни вода, ни зубная паста не должны попасть внутрь человека.
Запрещено искусственно вызывать у себя рвоту.
Также если человек осознанно вступает в интимную связь во время поста, его пост не принимается Аллахом. В этом случае ему необходимо возместить этот день после того, как Рамадан закончится. Если у человека произойдет семяизвержение во время поста, его пост не будет принят.
Поцелуи не нарушают пост в том случае, если они не приводят к семяизвержению. Кровяные выделения из влагалища (месячные, послеродовые выделения) делают пост недействительным.
Если постящийся человек нарушил пост, ему необходимо искупить свою вину перед Аллахом. В первую очередь, искренне покаяться и попросить прощения за свои деяния, а затем раздать деньги или продукты нуждающимся людям. Если он осознанно вступил в интимную близость, ему следует поститься в течение 60 дней или накормить досыта 60 бедных людей.
Как вести себя женщине в Рамадан
Женщинам разрешено дегустировать еду во время поста, но эта еда не должна проникнуть внутрь. Если у постящейся женщины наступила менструация, то ей необходимо прервать пост до тех пор, пока она не очистится, а эти дни следует впоследствии искупить. Женщина должна быть максимально терпеливой и корректной во время поста. Большим грехом считается сердиться, злословить, произносить ругательства и проклятия, оправдывая себя тем, что подобное поведение является последствием поста. Пост очищает душу и освещает её и никак не может вызвать ненависть, грубость, дерзость в женщине.
Если у женщины во время Рамадана появились месячные или у нее все еще идут выделения после родов, ей нужно прервать пост, но поминать Аллаха, слушать Коран, помнить о необходимости быть истинной, благодетельной мусульманкой.
Женщина должна постепенно приучать детей к посту, объяснять им его важность и рассказывать о его правилах и запретах. Благочестивые родители начинают приучать детей к посту с того момента, как им исполнится 7 лет.
Кому разрешается держать уразу
Поститься разрешается людям, достигшим зрелости как физической, так психологической. Если ребенок прошел этап полового созревания и он готов к посту, то ему можно поститься.
Кто может не поститься:
- Путник, если он находится вдали от родных мест минимум на 86 км.
- Болеющий человек.
- Беременная женщина.
- Кормящая грудью мать.
- Маленькие дети.
- Старики, которые не в сотоянии поститься.
- Лишившиеся рассудка люди.
Сухур и ифтар
Принимать пищу внутрь можно только до момента наступления рассвета. Сухур (употребление еды до рассвета) крайне важен для постящегося, так как он наполняет его силами и энергией, которые необходимы для поста. Полезно есть в это время блюда, приготовленные из продуктов, содержащих сложные углеводы. Свежие салаты, цельнозерновой хлеб, фрукты, сухофрукты, крупы – все это благотворно скажется на состоянии постящегося. Также следует помнить о рыбе, мясе и яйцах. Запивать еду можно кисломолочными напитками.
Ифтаром называется принятие пищи, которое совершается после того, как солнце заходит. Рекомендуется после заката съесть финики, запить чистой водой и приступить к намазу. Вся еда, употребляемая мусульманином во время ифтара, должна быть полезной и здоровой.
Стоит ограничить количество тяжелой, жареной пищи, а также мучные изделия. Умеренное количество сладостей, качественное мясо, свежие овощные или фруктовые салаты разрешены. Но воздержаться следует от еды быстрого приготовления, кондитерских, мучных, колбасных изделий. Такая пища будет стремительно усвоена организмом, что станет причиной того, что человек быстро ощутит чувство голода.
«Аллаахумма лякя сумту ва ‘аляя ризкыкя афтарту ва ‘аляйкя таваккяльту ва бикя аамант. Йа вааси‘аль-фадли-гфир лий. Аль-хамду лил-ляяхил-лязии э‘аанани фа сумту ва разакани фа афтарт».
«О Господи, я постился для Тебя (ради Твоего довольства мною) и, используя Твои блага, разговелся. На Тебя надеюсь и в Тебя верю. Прости меня, о. Тот, Чья милость безгранична. Хвала Всевышнему, Который помог мне поститься и накормил меня, когда я разговлялся»
Учеными давно доказан тот факт, что пост в священный месяц благотворно сказывается на здоровье человека, также он очищает и озаряет человеческую душу, наполняя ее светом и мудростью. Рамадан является великой милостью Аллаха, и об этом не должен забывать ни один мусульманин.