Скороговорки и чистоговорки: улучшаем дикцию и артикуляцию. Скороговорки для развития речи и дикции: упражнения детям, подросткам и взрослым Речевые скороговорки
Веселые, смешные скороговорки для развития речи и дикции читать можно прямо на этой странице. Попробуйте выучить несколько коротких скороговорок для детей и взрослых, чтобы улучшить дикцию. В этом не ничего сложного. Это даже весело и забавно получится. Главное отнеситесь с юмором и не огорчайтесь, если с первого раза произнести скороговорку у вас не получится. Пробуйте читать ее еще раз и все будет замечательно!
Красивая дикция – украшение человека. Для ее усовершенствования хорошо подойдут скороговорки. Тем более что изучать их можно на протяжении всей жизни.
Скороговорки для хорошей дикции
(Б,р) — Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
(Б) — Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела — белой даже не была.
(Б,в) — Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные.
(Б,п) — Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
(В,л) — Вавилу ветрило промоклосквозило.
(В,щ,ш) — Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.
(В,т,р) — Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
(В,р,ч) — Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.
(В,р) — Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.
***
(Г,в,л) — Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
(Д,б,л) — Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.
(Д,л,г,з) — Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
(Д,р) — Два дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
***
(Ж,в) — Вожжи из кожи в хомут вхожи.
(Ж) — Жужжит-жужжит жужелица, жужжит да кружится. Говорю ей, не жужжи, не кружись, а ты лучше спать ложись. Всех соседей перебудишь, коль жужжать под ухом будешь.
(Й,р,в) — Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.
***
(К,б) — В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
(К,в) — Все скороговорки не перевыскороговоришь.
(К,п) — Вбили кол в частокол, подприколошматили.
(К,н,л) — Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
К,п,р) — Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.
(К,р) — Курьера курьер обгоняет в карьер.
(К,с,в) — Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
(К,с) — Коси, коса, пока роса, роса долой — и мы домой.
(К,л,б) — Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.(К,л,ц) — Около колодца кольцо не найдётся.
(К,т,н) — Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.
(К,л,п,в) — Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
(К,р,л) — Кристалл кристаллизовался, кристаллизовался да не выкристаллизовался.
(Л,ч) — Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!
(Л,к) — Клавка искала булавку, а булавка упала под лавку.
(Л) — Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
(Л,н) — На речной мели мы на налима набрели.
(Л,м,н) — На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня.
(Л) — Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.
(Л,б) — Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.(Л,к) — В Луку Клим луком кинул.
(М,л) — Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
(П,р,м) — Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
(П,г) — Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай — Попугай, попугай, попугай!(П,к,щ) — Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
(П) — Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
(П) — Когда-то галок поп пугая, в кустах заметил попугая, и говорит тут попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай. Но только галок, поп, пугая, не смей пугать ты попугая!»(П) — Пошла Поля полоть в поле.
(П,р,к) — Пришёл Прокоп — кипит укроп, ушёл Прокоп — кипит укроп. Как при Прокопе кипит укроп, и так и без Прокопа кипит укроп.
(П,р,ч,к) — Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего.
(П,к,р,т) — Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
(П,р) — У перепела и перепёлки пять перепелят.
(П,р,в) — Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.
(П,к) — Расскажите про покупки! — Про какие про покупки? — Про покупки, про покупки, про покупочки мои.(П) — Стоит копна с подприкопёночком, а под копной перепёлка с перепелёночком.
(П,к) — Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
(П,р,т) — Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт.
(П,р,л) — Параллелограмм паралеллограммил паралеллограммил да не выпараллелограммировал.
(П,т) — Пошёл Ипат лопаты покупать.
Купил Ипат пяток лопат.
Шёл через пруд — уцепился за прут.
Упал Ипат — пропали пять лопат.(П,р,т) — Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.
(Р,п,т,к) — Забыл Панкрат кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
(С,м,н) — В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.(С,к,в,р) — Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил — что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.
(С,к,п,р) — Как всех скороговорок не перескороговорить, не перескоровыговорить, так и всех скоропословиц не перескоропословить, не перескоровыпословить, и только все скоропоговорки можно перескоропоговорить, перескоровыпоговорить!(С,к) — Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
(С,к,р) — Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок — сорок морок.
(С,нь,к) — Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
(С,р,т) — Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.
(Т,р,с) — Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
(Т,к) — Ткёт ткач ткани на платки Тане.
(Т,к) — Толком толковать, Да без толку расперетолковывать.
(Т,ть) — Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.
(Т,р) — Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок.
(Т) — Не ходи то-то по то-то, не проси то-то того-то — вот тебе то-то за то-то.
(Т,к) — Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури турка трубку, не клюй курка крупку.
***Ф) — Фофанова фуфайка Фефёле впору.
(Ф,д,б,р) — Дефибриллятор дефибриллировал дефибриллировал да не выдефибриллировал.
(Ф,л,в) — Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
(Х,т) — Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!
(Х,ч,п) — Был в саду переполох —
Там расцвёл чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.(Х,щ) — Хрущи хватают хвощи.
Охапки хины хватает на щи.
(Ц,п) — Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цеп.
(Ц,х) — Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
(Ц,р) — Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, все с творогом.
***
(Ч,т) — Четверть четверика гороха, без червоточинки.
(Ч,щ,ш) — Чешуя у щучки, щетинка у чушки.(Ч) — Наша дочь речистая, у неё речь чистая.
(Ч) — Чеpепахa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.
(Ч,р) — Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.
(Ч,ш) — Летят три пичужки через три пустых избушки.
***
(Ш,с) — Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте и сосала сушку.
(Ш) — Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
(Ш) — Высшие эшелоны шествовали подшофе.
(Ш) — Шёл Шишига по шоссе, шёл шуpша штанами. Шаг шагнёт, шепнёт: «Ошибка». Шевельнёт ушами.
(Ш) — Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
(Ш) — Шли сорок мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
(Ш,к) — Два щенка щека к щеке щиплют щёку в уголке.
(Ш,р) — Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
(Ш,с) — У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.(Ш,ж) — Поршень — не шершень:
не жужжит, тихо скользит.
(Ш,р,к) — У крошки матрёшки пропали серёжки.
Серёжки Серёжка нашёл на дорожке.
(Ш,с,к) — Глядят подсолнухи на солнышко,
А солнышко — на подсолнушки.
Но подсолнухов много у солнышка,
А солнышко одно у подсолнушка.
Под солнцем подсолнух солнечно смеялся пока зрел.
Созрел, подсох, склевался.
(Ш,с) — Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
(Ш,п,к) — У Ерёмы и Фомы кушаки — во всю спину широки,
Колпаки переколпачены, новы,
Да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.
(Ш,р) — Шушера шушере шуршала,
Что шурша шушере шуршать мешала.
(Ш) — Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
(Ш,к) — Трошкина шавка
Укусила Пашку.
Бьёт Пашка шапкой
Трошкину шавку.(Ш,к,ч) — Под горой у сосновой опушки
Жили-были четыре старушки,
Все четыре большие болтушки.
Целый день на пороге избушки
Тараторили, будто индюшки.
Замолкали на соснах кукушки,
Выползали из лужи лягушки,
Тополя наклоняли макушки —
Услыхать, что болтают старушки.
(Ш,к,п) — Пашкина шавка укусила Павку за ногу, бьёт Павка шапкой Пашкину шавку.
(Щ,т) — Тщетно тщится щука ущемить леща.
(Щ,т) — Тащу, тащу боюсь не дотащу,
Но точно не выпущу.
(Щ,ж,ц) — В луже, посредине рощи
Есть у жаб своя жилплощадь.
Здесь живёт ещё жилец —
Водяной жук-плавунец.
(Щ,ж,ч) — Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
(Щ,ч) — Этой щёткой чищу зубы,
Этой чищу башмаки,
Этой чищу свои брюки,
Эти щётки все нужны.
Скороговорки для развития речи и дикции
Кощей
Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.
Попугай
Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!
Скороговорка про покупки
Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
Скороговорка на букву Ж
С
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
Скороговорка на букву Ч
У четырех черепашек четыре черепашонка.
Скороговорка на букву Ш
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
В шалаше
В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.
Карасёнок
Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!
Жили были три китайца — скороговорка, полная версия
Попробуйте выучить и поговорить этот скороговорку про китайцев. Если у вас получится с дикцией значит, все в порядке.
Жили-были три китайца: Як, Як Цидрок и Як Цидрок Цидроне.
Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа Дрыпа, Цыпа Дрыпа Лимпопоне.
Вот они переженились: Як на Цыпе, Як Цидрок на Цыпе Дрыпе, Як Цидрок Цидроне на Цыпе Дрыпе Лимпопоне.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах, у Як Цидрока с Цыпой Дрыпой — Шах Шарах, у Як Цидрока Цидроне с Цыпой Дрыпой Лимпопоне — Шах Шарах Шароне.
Детские скороговорки для развития речи короткие
(Б,р) — Все бобры добры для своих бобрят.
(В,п) — Водовоз вёз воду из-под водопровода.
(Ж) — У ежа ежата, у ужа ужата.
(К,п) — Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.
(К,з,с) — Идёт с козой косой козёл.
(К,л) — Колотил Клим в один блин клин.
(К,р,л) — Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.
(К,р,в,л) — Королева кавалеру подарила каравеллу.
(К,р,м,н) — Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.
(П,х) — Вставай, Архип, петух охрип.
(П,к,р) — В пруду у Поликарпа — три карася, три карпа.
(П,т,р) — Дробью по перепелам да по тетеревам.
(П,т) — От топота копыт пыль по полю летит.
(П,х) — Осип охрип, Архип осип.
(П,р) — Перепёлка перепелят прятала от ребят.
(Ш,к) — У Сашки в кармашке шишки и шашки.
(Ч,р) — У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
(Ф,р) — Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
(С) — У осы не усы, не усищи, а усики.
(С,м,н) — У Сени с Саней в сетях сом с усами.
(К,ш,п,н) — Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.
(П,к) — Наш Полкан попал в капкан.
(Ц) — Молодец среди овец, а против молодца сам овца.
Скороговорки для развития речи на букву «р»
(Р,г) — На ура у гуру инаугурация прошла.
(Р,т,в) — Интервьюер интервьюента интервьюером интервьюировал, интервьюировал, да не выинтервьюировал.
(Р,л) — Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.
(Р,м,н) — Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в «Ромэн» на «Кармен».
(Р,в) — На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!
(Р,к) — Ехал грека через реку, видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку — цап!
(Р,п) — Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.
(Р,л) — Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она рыла.
(Р) — На горе Арарат корова рогами горох собирала.
(Р,л,г) — Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
(Р,м,т) — Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
Скороговорки для улучшения дикции для детей 3-4-5 лет
(Б,д) — Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы.
(Б) — Окул бабу обул, да и Окула баба обула.
(В,с) — Свиристель свиристит свирелью.
(В,л,д) — Не видно — ликвидны акции или не ликвидны.
(К,т,р) — У Кондрата куртка коротковата.
(П) — У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
(С,н) — Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.
(Т) — Стоит, стоит у ворот Бык тупо-губо-широкорот.
(Ш,к,в,р) — Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.
(Ш) — Шесть мышат в камышах шуршат.
(Ш,р) — Шарики шарикоподшипника шарят по подшипнику.
(Ш,м) — Яшма в замше замшела.
(Ч) — Обычай бычий, ум телячий.
(Ф,ч,н) — У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
(П,р) — Перпендикуляры рисуют без транспортиров.
(К,р,г) — Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу — грабь граблями гравий, краб.
(Щ,ч) — Щеночкам щёточками чистили щёчки.
(Щ,т) — Волки pыщут — пищу ищут.
Малые фольклорные жанры с раннего детства входят в жизнь человека. Колыбельные, потешки, пестушки вызывают интерес во младенческом возрасте, а вот скороговорки привлекают внимание на протяжении всей жизни.
Ведь скороговорка – это интересная фраза с подбором звуков, трудных для произношения, которая быстро и четко проговаривается.
Существует огромное количество различных скороговорок. Их можно поделить на простые и сложные. Простые предназначены для усовершенствования выговаривания только одного звука. Намного сложнее научится проговаривать сочетание трудных фонем либо различать близкие по значению звуки. Тут на помощь приходят сложные скороговорки. Они также делятся на короткие, состоящие из одного слова и длинные – складываются из нескольких слов, бессюжетные и с сюжетной линией, написаны в прозаичной форме или стихом. Часто встречается деление по возрастной категории – детские и взрослые.
Значение скороговорок переоценить сложно. Они помогают развивать хорошую дикцию, улучшают память, расширяют словарный запас, развивают слуховое внимание. Разучивать скороговорки можно начинать когда ребенок только научился говорить. Сначала он будет слушать, но со временем захочет повторить. Выбирать нужно забавные стихи, с занимательным сюжетом дабы заинтересовать малыша. Такие скороговорки-рифмы будут интересны и для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Хотя произносить их надо быстро, но они обучают малыша проговаривать фразы медленнее, не «проглатывая» окончания, чтобы его поняли.
Скороговорки – это еще и забава. Ведь чтобы правильно ее выговорить нужно повторить несколько раз иногда совершая ошибки. Хорошо посмеяться вместе, над словами, которые не получаются. Но здесь скрывается еще один смысл. Ребенок учится воспринимать маленькие неудачи, в виде корявых слов. Он видит, что и старшие делают похожие ошибки. Такая совместная работа научит детей не так болезненно воспринимать промахи в будущем.
Необходим и правильный подход к разучиванию скороговорок. Для начала нужно понимать, что для ребенка это должно быть игрой. Выбор надо остановить на интересных и полезных стишках. Для маленьких выбирать надо легкие и простые, а для старших – посложнее. Сперва скороговорку нужно медленно прочитать либо рассказать, четко выговаривая все звуки. Затем выучить ее наизусть, проговорить безмолвно, затем шепотом. Только после этого рассказать вслух неспешно. А с каждым следующим разом ускорять темп. Уже через некоторое время ребенок с легкостью будет произносить заковыристые предложения.
Скороговорки
Как с ними работать?
1. В самом начале можно проговаривать полюбившиеся скороговорки от двух до пяти раз в день и делать это в виде шуточных перерывов в течение 10 минут.
2. В дальнейшем, для новизны ощущений и регулярности тренировок можно добавлять новые скороговорки для дикции. Лучше распечатывать их яркими крупными буквами на листе бумаги.
3. Если вы занимаетесь не с ребенком, а сами хотите улучшить свою дикцию, то было бы хорошо разместить листы с текстом в местах, привлекающих ваше внимание – рядом с телефоном, компьютером, зеркалом, окном и т.д.
4. Скороговорки должны периодически заменяться новыми (примерно каждые 10 дней). Так вы не позволите своему артикуляционному аппарату привыкнуть к одному и тому же произношению.
5. Для себя и вашего малыша подбирайте скороговорки с теми проблемными буквами, которые вам необходимо освоить.
Ну а теперь самое интересное! Выбирайте, какие скороговорки вам по душе и тренируйтесь!
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
Сачок зацепился за сучок.
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
Жутко жуку жить на суку.
В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
Цыган подошел на цыпочках к цыпленку и цыкнул: «цыц!
Сшит колпак, да не по-колпаковски;
Вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать;
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать,
Надо все скороговорки переговорить, перевыскороговорить
И тогда так заговоришь,
Словно реченька зажурчишь.
Сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломаными ножками едет на сиреневеньком бронетранспортёрчике с передним предподвыподвертом.
Скороговорун скоровыговорил, что все скороговорки не перескороговоришь, не выскороговоришь, позже убедился, что все скороговорки выговоришь, да перевыговоришь.
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке!
Говорил, говорил – проговаривал,
Да не выговаривал,
Скороговорки прочитал, читал – читал,
Но быстрей говорить не стал.
Может просто плохо проговаривал
Невыговариваемые скороговорки.
Эйяфьятлайокудль эйяфьятлайокудляли, эйяфьятлайокудляли, но не выэйяфьятлайокудляли.
Надо эйяфьятлайокудль переэйяфьятлайокудлевать да перевыэйяфьятлайокудлевать.
Чистоговорки
Для отработки отдельных звуков речи и их сочетаний служат специально составленные фразы - чистоговорки. В них неоднократно повторяется тренируемый звук или сочетание звуков.
Как с ними работать?
1. Работать над чистоговорками надо не торопясь, заботливо проверяя установку каждого звука, тщательно отрабатывая его верное звучание.
2. Перед началом работы над чистоговорками внимательно изучите нормы произношения. Надо знать, как произносятся отдельные звуки и их сочетания по законам устной речи, чтобы не наработать неверного навыка. Например, слова «редко» (редька редко росла на грядке) и «грядка» звучат - «реТко», «гряТка»; «сшила» (сшила капюшон) как «ШШыла» и т. д.
3. Записывайте упражнения с чистоговорками на диктофон, это позволит вам услышать себя со стороны, заметить и быстрее исправить недостатки речи, а также внести коррективы в процессе работы.
И несколько примеров:
Бык тупогуб, тупогубенький бычок у быка бела губа была тупа.
От топота копыт пыль по полю летит.
Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.
Пришел Прокоп - кипел укроп, ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
Рыла свинья тупорыла-белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла да подрыла.
Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки - скок, Соньку с ног, Саньку - в бок, Сеньку - в лоб, все - в сугроб!
Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.
Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.
Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.
В Чите течет Читинка.
Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.
Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.
И ещё несколько упражнений на улучшение дикции
1. Помассируйте языком ротовую полость изнутри. Делайте языком вращательные движения. Проводите им по зубам, как будто вы чистите зубы, старайтесь достать языком нёба.
2. Помассируйте пальцами губы, щеки, нос, кожу под подбородком. Надуйте щеки, как будто ваша кожа - натянутый барабан. Стучите по всем этим местам подушечками пальцев, как барабанными палочками.
3. Произносите скороговорки для улучшения дикции и артикуляции каждый день, хотя бы по 5-10 минут.
4. Упражнение на произнесение скороговорок можно усложнить. Например, перед тем, как произносить скороговорки, можно положить в рот несколько мелких камешков или орешков. Ясное дело, чтобы в этом случае произнести фразу красиво и четко, следует приложить усилия. Так тренируются мышцы рта, улучшая артикуляцию.
5. Еще одним популярным упражнением в разговорной практике является также разговор с закрытым ртом. Поскольку губы сомкнуты, усложняется произношение звуков. В этом случае также нужно проявить дополнительную сноровку, волю, чтобы сказать хоть сколько-нибудь понятные слова. После такой тренировки дикция и артикуляция обычной разговорной речью значительно улучшаются.
Будет очень полезно, если перед каждым публичной речью или возможностью выступить перед людьми, вы в течении 5-7 минут проделаете первые три упражнения.
Необходимость создавать обучающие видео и аудио материалы, предъявляет повышенные требования к качеству речи. Поскольку моя дикция далека от идеала, задался вопросом, как улучшить дикцию и речь? Собственно говоря, гадать необходимости нет, поскольку известно, что улучшить дикцию и четкость речи можно при помощи скороговорок. На YouTube нашел хороший пример - скороговорка "Лигурия" в исполнении Светланы Тульской.
Скороговорка довольно длинная - даже проговаривая ее всего один раз в день, можно добиться существенного прогресса в течение месяца. Скопируйте текст скороговорки на свой компьютер и приступайте к занятиям.
Текст скороговорки "Лигурия"
В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа
лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии,
но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент,
лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе,
где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке,
который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку,
купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи,
а то придет бомбардир из Бранденбурга - бомбами забомбардирует за то,
что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл;
но на самом деле турка не был в деле,
да и Клара-к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет,
а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали;
но грех - не смех - не уложить в орех: о Кларе с Карлом во
мраке все раки шумели в драке, - вот и не до бомбардира ворам было, и
не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей;
зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова - не вместились все дрова,
и два дровосека, два- дровокола- дроворуба для расчувствовавшейся Варвары
выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор,
где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла;
цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь;
молодец против овец, а против молодца сам овца,
которой носит Сеня сено в сани,
потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках:
санки- скок, Сеньку- в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб,
а Сашка только шапкой шишки сшиб,
затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел;
Сонька же - Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку,
да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки -
аккурат в медовик, но ей не до медовика -
Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, - перевыпономарит:
жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится:
была у Фрола - Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет,
что - вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей,
что у ужа - ужата, а у ежа- ежата,
а у него высокопоставленный гость унес трость,
и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши,
- о всем о том около кола колокола звоном раззванивали,
да так, что даже Константин - зальцбуржский бссперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать,
так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить;
но попытка - не пытка.
Дополнительные упражнения
Демосфен считается одним из знаменитейших ораторов древнего мира (384-322 г. до нашей эры). Добиться выдающихся результатов, ему удалось несмотря на то, что он с детства страдал косноязычием (невнятная речь), имел слабый голос и короткое дыхание. Плюс ко всему этому набору, у Демосфена была привычка подергивать плечом. Что бы научиться ясно произносить слова, он произносил речи с камнями во рту. Подобный способ тренировки речи используется и сейчас.
- Читайте скороговорки положив в рот несколько орехов.
- Можно читать скороговорки зажав зубами пробку от вина или обычный карандаш.
- Старайтесь произносить слова как можно более ясно. Чтобы оценить качество произношения, запишите звук на компьютер или диктофон, а потом прослушайте его. Можно будет сравнить внятность речи в первый день занятий и по прошествии определенного срока, например двух недель.
Поговаривают, что подобные упражнения позволяют в короткие сроки значительно улучшить дикцию речи. Проверим.
7Позитивная психология 20.04.2018
Дорогие читатели, все мы знаем, что скороговорки это не только веселая забава, но и полезное упражнение для развития речи детей и взрослых. Именно поэтому они остаются востребованы, и мы прибегаем к ним, когда нужно улучшить дикцию, сделать речь более быстрой, четкой и выразительной.
Существуют скороговорки для общего развития речи, а также те, что помогут научиться выговаривать отдельные звуки. Также они делятся на простые и сложные. Начинать, конечно, стоит с простых и после этого переходить к сложным, постепенно улучшая и совершенствуя дикцию.
Простые скороговорки
Приступая к занятиям по тренировке дикции, лучше всего прибегнуть к легким скороговоркам для развития речи, которые состоят всего из нескольких слов.
Укол – укор.
Кишлак – дуршлаг.
Галка – мигалка.
Мальвина – малина.
Муж – уж.
С горы – не в гору.
Клара у Вали играет на рояле.
Шустрая норка юркнула в норку.
Гошка на окошке как кошка.
Красивая коса у девушки длинна.
Кот идёт, кошку найдёт.
Сшита шуба из шиншилл.
Елена лён мяла.
Лара играла на лире.
Король – орёл.
Авто-мото, вело-фото.
Во поле кони затопали.
Приезжие разъездились.
Разъезженный разъезд.
Прекратите пререкаться.
Живое заживает выживая.
Ёж под ёлкой ел мёд.
Данил и Лина в долине Нила.
У бабульки батоны, бублики и булки.
Геракл орла прогоняет.
Баба Клава распугала попугаев.
Ашан на Осташковском шоссе.
Озадачили на даче Зою задачами.
Скороговорки для дикции взрослых
Чтобы сделать свою речь более красивой и четкой, нужно ежедневно тренироваться в проговаривании обычных детских скороговорок. Повторяя каждую фразу по 5-6 раз, можно исправить проблемы с дикцией. В этом разделе скороговорки для развития и улучшения дикции у взрослых.
Скороговорки со звуком «р»
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Забыл Панкрат Кондратьевич домкрат, а без домкрата ну не поднять на тракте трактор.
Рододендроны из дендрария.
Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
Дробью по перепелам, да по тетеревам.
У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
Клара-краля кралась к Ларе.
Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
Если бы Карл не крал кораллы, то и Клара б не крала кларнет.
Собирала Маргарита маргаритки на траве. Растеряла Маргарита маргаритки, да не все.
Скороговорки со звуком «л»
Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.
Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию.
Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
На мели мы лениво налима ловили, на мели мы ловили линя.
Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила.
Орёл на горе, перо на орле, гора под орлом, орёл под пером.
Горят лампы на рампе.
У ёлки иголки колки.
Лапти лыковые, лыки липовые.
Платон плыл на плоту.
Скороговорки со звуком «п»
Поле, полное полыни, выпало полоть Полине.
Пилил Филипп полено из лип, притупил пилу Филипп.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
Про пёстрых птиц поёт петух, про перья пышные, про пух.
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
У Полкана под лапкой палка.
У перепелa и перепёлки пять перепелят.
Пакет из-под попкорна, из-под попкорна пакет.
Птичку напичкали спичками.
Вырастил Толя тополь за полем. По полю, по полю шёл к тополю Толя.
Пётр Петру пёк пироги.
Поля пошла полоть петрушку в поле.
Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
Летят три пичужки через три пустых избушки.
Скороговорки со звуком «ч»
Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь, чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала.
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
Четыре чёрных, чумазых чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.
Горячи калачи доставай из печи.
В городе Сочи темные ночи.
Часы стучали и стучали, час за часом отбивали.
У четырёх черепашек четыре черепашонка.
У зайчихи – зайчата, у крольчихи – крольчата.
Течет ручеек через лесочек под мосточек.
На крючке – червячок, ловись плотвичка и судачок.
Сетчатый сачок зацепился за сучок.
Чеpепaхa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.
Чукча в чуме чистит чуни, чистота у чукчи в чуме.
Наменял старик мочал, а лапти не вылапотничал.
В предвечерний час ворчат черти через раз.
Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет.
Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.
В роще щебечут стрижи, чечётки, щеглы и чижи.
Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Не найду я ушки у нашей лягушки.
Пыхтит как пышка пухлый Мишка.
Я по камешкам пошёл, шубу шёлкову нашёл.
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
Кошка на окошке шьёт рубашку для Ермошки.
По ремешку, по брёвешку боком проведу кобылку.
На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка.
Также существуют скороговорки для развития речи и дикции, которые позволяют отрабатывать сразу несколько звуков одновременно. Именно им посвящен данный раздел.
Баркарола − песня гондольеров Венеции.
(Звуки к, л, р)
Вор вора обворовал, по задворкам плутал, весь товар растерял.
(Звуки в, р, т)
Брат Филипп, втравит тебя, брат Федот, в конфликт!
(Звуки в, р, т)
Весь март кот поёт, второй кот вторит.
(Звуки в, р, т)
Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь.
(Звуки в, з, с)
Купили каракатице кружевное платьице, ходит каракатица хвастается платьицем.
(Звуки к, р, т, ц)
Теоретизировали, теоретизировали и дотеоретизировались.
(Звуки в, л, р, т)
Всех денег не перезаработать, не перевызаработать.
(Звуки з, п, р)
Пятнадцать птиц подписали петицию, пятьдесят птиц не подписали петицию.
(Звуки п, т, ц)
Брат! Брал бра?
Брал, брат, бра.
Бра, брат, брал.
(Звуки б, л, р, т)
Всё может быть. Но, быть может, только то не может быть, что, быть может, быть не может – остальное может быть.
(Звуки б, ж, м)
У хламидомонады и хлореллы в хроматофорах хранится хлорофилл.
(Звуки л, м, р)
Жизнь жестока к жестоким, жестокостью ожесточённым.
(Звуки ж, с, т)
Более сложные скороговорки
Порой возникает необходимость улучшить дикцию не просто для себя, но и потому что этого требует профессиональная деятельность. В этом случае простыми упражнениями не обойтись, и понадобятся скороговорки для дикции взрослых более сложные. Именно их вы найдете в этом разделе.
Гурбангулы Бердымухамедов украл у Танирбергена Бердонгарова кораллы.
Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: «Грабь граблями гравий, краб».
Из-под Костромщины шли четыре мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.
Стоит в яме холм с кулями, выйду на холм, куль поправлю.
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все – в сугроб.
Турка курит трубку, курка клюет крупку.
Не кури, турка, трубку; не клюй, курка, крупку.
Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
Два дровосека, два дроворуба,
Два дровокола отточили топоры,
Топоры остры-то до поры,
До поры остры топоры, до времени.
Встретил в чаще ёж ежа,
– Как погода, ёж?
– Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съёжась, два ежа.
Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принес на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.
На мели мы налима лениво ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили
И в туманы лимана манили меня.
Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал уже – ужа ужица съест на ужин
И скажет: (начинай сначала).
Георгий Георгиевич говорит Григорию Григорьевичу о Григории Георгиевиче, а Григорий Григорьевич говорит Георгию Георгиевичу o Георгии Григорьевиче.
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши – и не пачкай больше уши.
Карлик-лекарь Карл у карлицы-крали Клары украл кораллы. А карлица-краля Клара у карлика-лекаря Карла украла кларнет. Если бы карлик-лекарь Карл у карлицы Клары-крали не крал кораллы, то карлица-краля Клара у карлика-лекаря Карла не крала бы кларнет.
Граф Пато играет в лото. Графиня Пато знает про то, что граф Пато играет в лото, а граф Пато не знает про то, что графиня Пато знает про то, что граф Пато играет в лото
Откуда на просеке просо? Просыпали просо здесь просто. Про просо просянки прознали. Без спроса все просо склевали.
Самые эффективные скороговорки
Оказывается, детские стихотворные скороговорки самые эффективные для улучшения дикции взрослых. Они замечательно тренируют дикцию, и в результате произношение становится правильным и чистым. Хотя, безусловно, вряд ли все получится сразу, так что главное, дать себе время на тренировку и не отступать при первых же неудачах.
У пчелы, у пчёлки
Почему нет чёлки?
Отвечаем почему:
Чёлка пчёлке ни к чему.
Мы чаёк горячий
Будем пить на даче,
Пить с печеньем, с калачом,
Пирог с черникой испечём.
Уж пожаловал ежам
Новых дюжину пижам.
Прежние пижамы
Исколоты ежами.
Жук жужжит в железной банке,
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.
Тучи гуще, гуще, гуще,
Дождик пуще, пуще, пуще,
Даже щуки и лещи
Ищут шляпы и плащи.
Сова советует сове:
«Спи, соседка, на софе:
На софе так сладко спится –
О совятах сон приснится!»
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
За деревней, за просёлком
Пела песни перепёлка.
Перепёл прилетел,
Перепёлку перепел.
Посмотрите на Иринку:
Ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандаринку,
Бросит корочки в корзинку.
***
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Ныне волчата галдят, как галчата.
И, как волчата, галчата молчат.
В четверг четвёртого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре чёрненьких курчавеньких чертёнка
Чертили чёрными чернилами чертёж.
Мяч скучал на чердаке.
Мячик ищут в сундуке.
Тщетно ищут мячик
Девочка и мальчик.
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
Мы режем, режем, режем,
Бумагу всю изрежем,
Вырежем жука – желтые бока.
И как станет жук жужжать,
Все должны мы убежать!
Ж-ж-ж-ж-ж…
Над Жорой жук жужжа кружит.
От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит?
Совсем не страшно жук жужжит.
В огороде Фёкла ахала и охала,
Уродилась свёкла не на грядке – около.
Жалко Фёкле свёклу, жалко свекле Фёклу,
Жаловалась Фёкла: «Заблудилась свёкла!»
Длинная сложная скороговорка для развития дикции
Эта супер-скороговорка совмещает в себе мотивы множества других более коротких скороговорок и поможет продемонстрировать навыки быстрой четкой речи в полной мере.
В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга, бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех – не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было и не до вдовы; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола- дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках: санки- скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел; Сонька была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, что у ужа – ужата, а у ежа – ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши; о всем об этом около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.
С развитием речи неразрывно связано развитие мышления. Многие считают, что научившись говорить, человек достигает предела возможного речевого развития. Но это далеко не так. Люди таких профессий, как дикторы, операторы, певцы постоянно работают над совершенствованием речевых навыков, их обязывает профессия.
Но постоянное развитие речи не помешает любому человеку. Живя в социуме, мы все время общаемся с людьми, хотим, чтобы нас слушали и слышали. Человек, который умеет четко и красиво говорить, убедителен и как правило успешен в жизни. Такие люди могут словами подводить собеседника к нужному ему результату. Умение говорить очень свойственно многим успешным бизнесменам, которые добивались всего сами.
Хорошо поставленной убедительной речью должен владеть менеджер по продажам, консультант, представитель компании, то есть те люди, которые словами приводят клиента к результату: покупке товара или услуги, партнерству, заключению договора.
Для того, чтобы человеку совершенствовать и развивать речь, не обязательно тратить много времени и денежных средств. Развитие речи происходит по средствам тренировки языка. Скороговорки для развития речи прекрасный способ совершенствования языковой гибкости. Этим можно заниматься дома, на работе в свободные минуты, читая и произнося оптимально подобранные скороговорки. Это проверенный метод, который подходит и детям и взрослым. В этой статье подобран целый комплекс скороговорок для всестороннего речевого развития и даны рекомендации по занятиям. Комплекс направлен на развитие всех групп звуков. Уже через месяц ежедневных тренировок вы заметите колоссальный результат: речь станет более четкой и грамотно построенной, язык гибким, улучшится память, мышление, восприятие чужой речи.
Как тренировать речь с помощью скороговорок
Многие скороговорки в комплексе знакомы еще с детства, некоторые совсем новые, есть простые вводные и сложные закрепляющие скороговорки. Порядок произношения подобран от простых с чередованием скороговорок средней сложности до сложных в конце. Заниматься лучше всего по утрам. Всего около 10 минут времени уйдет на весь комплекс. Каждую скороговорку нужно произносить два раза. С начала тренировок не все скороговорки удастся выговорить четко. Здесь главное не скорость, а правильность произношения. Когда вы уже сможете четко произносить тексты, можно увеличивать скорость, но без ущерба четкости. Через несколько занятий вы заметите, что многие скороговорки знаете наизусть. Тогда произносите их по памяти, не читая текст. Следите по тексту только за последовательностью.
Скороговорки для развития речи: комплекс для тренировок
Косой Косой косил косой косой.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Забыл Панкрат Кондратьевич домкрат, а без домкрату ну не поднять на тракте трактор.
Интервьюер интервента интервьюировал.
Рапортовал, да не дорапортовал, потом дорапортовывал, да зарапортовался.
Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.
Ехал Грека через реку, видит Грека - в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку - цап!
Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
Брит Клим брат, брит Игнат брат, а брат Панкрат - бородат.
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Говорил командир при полковнике про подпоручицу, а при подполковнице про подпрапорщицу промолчал.
Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
Водовоз вёз воду из-под водопровода.
Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.
Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
Рододендроны из дендрария.
Сорока со скоросоковыжималкой.
У перепела и перепёлки пять перепелят.
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
Во дворе-подворье погода размокропогодилась.
Два дровосека говорили про Ларьку да про Варьку.
Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку.
Ал лал, бел алмаз, зелен изумруд.
Из-под Костромщины шли четверы мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкупки.
Шли сорок мышей, нашли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два гроша.
Свинья тупорыла, белорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.
Архип осип, Осип охрип.
Добр бобр до бобрят.
Вбили кол в частокол, подприколошматили.
Вожжи из кожи в хомут вхожи.
В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
Гроза грозна, грозна гроза.
Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Добры бобры идут в боры.
Дровоколорубы рубили дубы.
Евсей, Евсей, муку просей, а просеешь муку испеки в печи калачи да мечи на стол горячи.
Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.
Колотил Клим в один блин клин.
Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. Грабь граблями гравий, краб.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.
Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
Оса на ноги боса и без пояса.
От топота копыт пыль по полю летит.
Пошла Поля полоть в поле.
Пришел Прокоп - кипит укроп, ушел Прокоп - кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.
Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
Стоит, стоит у ворот бык ТУПОГУБОШИРОКОРОТ.
Столы белодубовые, ГЛАДКОТЕСОВЫСТРУГАННЫЕ.
Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски. Вылит колокол, кован колокол, Да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, Да перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, Да перевыколоколовать.
Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
У осы не усы, не усищи, а усики.
У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.
У четырех черепашек по четыре черепашонка.
Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!
Цапля чахла, цапля сохла.
Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте и сосала сушку.
Сложные скороговорки:
Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескороговыговариваешь, но заскороговорившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь.
Ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле земляничника, то значит земляничное варенье вам привычное и вовсе не привычное варенье ежевичное. Ежели вы жили возле ежевичника, то значит, ежевичное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье земляничное. Но ежели вы жили возле ежевичника и ежели вы жили возле земляничника и ежели вы времени на лес не пожалели, то значит, преотличное варенье ежевичное, варенье земляничное вы ежедневно ели.
У короля Кларика краля, у королевы Карлайлы карлик. Карлик – Карл, а краля – Клара, у Клары кларнет, у Карла кораллы. Клара украла кораллы у Карла, а Карл у Клары украл кларнет. Нет кларнета у Клары, но есть кораллы. У Карла – кларнет, а кораллов нет. Королева Карлайла карала Клару за кражу кораллов у карлика Карла, а Кларик король Карла карал, того, кто кларнет у крали украл. Если бы Карл не крал у Клары, Клара тогда бы не крала кораллы, слушал бы Кларик кларнет своей крали, а Карл подарил кораллы Карлайле.
В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров! Быдра - cмесь бобра и выдры - бодро тырит ядра кедра в недрах тундры в ведрах! Выдрав с выдры в тундре гетры, вытру выдрой ядра кедра, вытру гетрой выдре морду - выдру в тундру, ядра в вёдра. Бобр Пётр выдрам бёдра вытер, вёдра выдрал, ядра выбрал. Сдали выдры гетры Гретхен. Грех у Гретхен гетры тырить! В тундре выдрам вторят урки. Тырят урки в тундре втулки. Впарят втулки урки туркам. Вставят турки втулки в куртки. Ворот куртки - морда выдры. Модна выдра в недрах тундры!
Жили-были три китайца: Як, Як-Цидрак, ЯкЦидракЦидракЦидрони. Жили были три китайки: Цыпа, Цыпа-Дрыпа, ЦыпаДрыпаДрымпампоня. Поженились: Як на Цыпе, ЯкЦидрак на ЦыпеДрыпе, ЯкЦидракЦидрак Цидрони на ЦыпеДрыпе Дрымпампоне. Народились у них дети: Якципа - у Яка с Цыпой, Якцидракципадрыпа - у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой, Якцидракцидрони ципадрыпа дрымпампони - у ЯкЦидракЦидрак Цидроня с ЦыпойДрыпой Дрымпампоней.
Сложные скороговорки по началу трудно даже прочесть, не то что запомнить наизусть. Но со временем вы с удовольствием отметите, как они “отлетают от зубов”