Конспект интегративного занятия в старшей группе. Интегрированные и комплексные занятия в старшей группе доу
Дошкольники - маленькие первооткрыватели окружающего мира, который одновременно един и многообразен. Отдельные образовательные области направлены в преимущественно на одностороннее изучение данного единства, выделение в нём разрозненных фрагментов. Поэтому в ДОУ необходимо периодически проводить комплексные и интегрированные занятия. Такая деятельность нацелена на разностороннее изучение определённого объекта или явления, благодаря чему в сознании ребёнка выстраивается понятный целостный образ. Такие занятия уместны в разных возрастных группах, но особенно целесообразно их проводить со старшими дошкольниками.
Интегрированные и комплексные занятия в ДОУ: черты сходства и отличия
Одним из направлений деятельности педагогов ДОУ является проведение интегрированных и комплексных занятий на основе интеграции учебного материала из нескольких предметных областей вокруг одной темы или понятия. Это помогает заинтересовать ребят, не даёт им переутомиться, а полученные знания надолго остаются в памяти дошкольников.
Интегрированное занятие
Интегрированное занятие - это такой вид занятия, при котором определённая тема раскрывается с помощью нескольких видов деятельности. Образовательные области при этом взаимопроникают и взаимодополняют друг друга.
В центре образовательной деятельности находится определённый предмет либо явление (к примеру, вода). Он воплощается в определённом образе (живая капелька, которая будет путешествовать). В ходе такого путешествия дошкольники в непринуждённой форме познают свойства воды, узнают про неё важную информацию. При этом образовательные области плавно перетекают друг в друга (нет чёткого разграничения), поскольку занятие объединено общим сюжетом.
На интегрированном занятии на тему «Вода» дети беседуют о воде, проводят занимательные опыты, рисуют забавную капельку
Цель такой деятельности - изучение конкретного предмета, явления либо понятия с самых разных сторон. Например, в интегрированном занятии «Море» центральным понятием является само понятие «море». От него уже отходят слова, раскрывающие сущность данного понятия: это среда, свойства моря, морской транспорт, обитатели моря, развлечения, связанные с морем. Затем схема дополняется конкретными вариантами: видами водного транспорта, представителями морских растений и животных и пр.
Понятие «море» раскрывается с разных сторон с помощью ряда других понятий
Аналогичную схему можно нарисовать и для любого другого понятия: спорт, какое-то время года, вода, любое животное или растение, семья, профессия и пр. В ходе интегрированного занятия раскрывается каждая составляющая ключевого образа. Примеры раскрытия понятий:
- лес: множество обитающих в нём животных и растений, место для отдыха;
- магазин: продавцы и покупатели, товары, цена, деньги;
- стройка: рабочие, строительная техника, оборудование;
- живая природа: флора и фауна, ключевые свойства, условия жизни, охрана, экология;
- музей: ценные экспонаты, сотрудники, культура поведения в общественном месте.
Образно схему интеграции можно изобразить в виде дерева, ствол которого - художественный образ, корни - средства выразительности, а ветви - образовательные области.
Особенность проведения интегрированного занятия даёт возможность раскрыть тему предельно полно и глубоко, при том что такая деятельность не занимает много времени (как если бы воспитатель проводил отдельные занятия). За счёт этого у дошкольников высвобождается время для других полезных мероприятий, например, подвижной игры. Интегрированная образовательная деятельность, кроме непосредственной подачи нового материала, предполагает активную позицию ребёнка, поскольку большей частью состоит из игровых элементов.
Игровой элемент - неотъемлемая часть интегрированного занятия
Основные задачи интегрированного занятия:
- стремление к целостному восприятию детьми картины окружающего мира;
- формирование у дошкольников навыков самостоятельного освоения информации и её использования;
- развитие творческих способностей, художественного вкуса.
Очевидно, что интегрированные занятия являются более сложными в сравнении с традиционными видами образовательной деятельности. Они требуют от педагога определённого мастерства, серьёзной предварительной работы и подготовки дошкольников к восприятию материала, поэтому проводятся не очень часто - обычно 1–2 раза в квартал. Кроме того, на данном занятии часто помимо воспитателя задействуются и другие специалисты, например, музыкальный руководитель или инструктор по физической культуре.
Примерная структура интегрированного занятия:
- Вводная часть. Педагог мотивирует детей к деятельности, например, создаёт проблемную ситуацию, которую нужно решить (что произойдёт на нашей планете, если исчезнет вода или солнце станет более горячим?).
- Основная часть. Ребята получают новые знания, которые помогут им разрешить проблемный вопрос (к примеру, какое значение имеет вода в жизни человека и всех других живых существ в природе). При этом обязательна опора на наглядность. Одновременно проходит деятельность по развитию связной речи детей, обогащению их словаря.
- Заключительная часть. Дошкольники закрепляют полученные знания в процессе практической деятельности (это может быть рисование, лепка, аппликация) или увлекательной дидактической игры.
Значение интегрированных занятий в педагогическом процессе дошкольного учреждения:
- Знания у дошкольников формируются в единстве с умениями, расширяется детский кругозор, каждый предмет либо явления рассматривается со всех сторон.
- Повышается интерес к освоению знаний, у ребят снимается напряжённость, повышается уверенность в себе.
- В большей степени, чем традиционные занятия, помогают развитию речи, становлению мыслительных операций анализа, синтеза, умения сравнивать и обобщать.
- Развивают эмоциональную сферу дошкольников, поскольку включают в себя элементы музыки, хореографии, живописи, литературы.
Комплексное занятие
В комплексном занятии также взаимодействуют разные виды деятельности, однако они используются не одновременно, а последовательно. Каждый из них имеет свою задачу, хотя части занятия и объединяются общей темой. При этом какой-то один вид образовательной деятельности будет основным - доминировать над другими.
Например, в комплексном занятии «Приключения зайца в лесу» (старшая группа) заяц будет объединяющим персонажем, участвовать в развитии сюжета. Ребята могут выполнять примерно такие задания: зайчик беседует с белочкой о правилах поведения в лесу (познавательная деятельность), физкультминутка (опять-таки, связанная с зайчиком), дошкольники с помощью мимики и жестов показывают грустного и весёлого зайчика, определяют, каких зверей в лесу больше - зайцев или ёжиков (математика), изображают заячьи следы гуашью на фоне зимнего пейзажа (коллективное рисование) и т. п.
Каждое подобное задание преследует свои специфические цели (например, актуализировать знания о культуре поведения на природе, учиться передавать художественный образ). Одновременно ребята получают новые сведения по теме, актуализируют уже известные знания (в данном случае о зайце и лесе).
Другой пример комплексного занятия со старшими дошкольниками – «Прогулка на природу». Можно предложить ребятам такие задания (доминирующая образовательная область - познание):
- Беседа о понятии «природа».
- Упражнение - распределить картинки на 2 группы: то, что сотворено природой и человеком.
- Аналогичная подвижная игра с мячом: если педагог называет объект, связанный с природой, то ребёнок ловит мяч, если связанный с человеком - отталкивает.
- Рассматривание картинок с изображением цветов - выделить весенние (в том числе первоцветы) и летние. Посчитать, каких из них больше.
- Короткая беседа о Красной книге, куда занесены редкие растения. Рассматривание рукотворной жалобной книги в экологическом уголке группы. Воспитатель предлагает дорисовать туда ландыш.
- Рисование ландыша ватными палочками (индивидуальная работа, лучшие рисунки будут помещены в Жалобную книгу природы).
В ходе комплексного занятия «Прогулка на природу» дошкольники создают рисунки для пополнения Жалобной книги природы
Комплексное занятие образно можно сравнить со слоёным пирогом, каждый слой которого чётко просматривается - отделён от другого.
Общие черты интегрированных и комплексных занятий
- Соединяют в себе несколько образовательных областей.
- Помогают детям представить окружающий мир одновременно в многообразии и единстве.
- Предполагают активную позицию ребёнка - побуждают его к поиску самостоятельных решений, развивают коммуникативные способности.
- Необычная форма проведения исключает перенапряжение дошкольников, за счёт переключения с одного вида деятельности на другой возрастает интерес к познанию.
- Требуют серьёзной предварительной подготовки, поэтому проводятся не чаще, чем 1 раз в 2–3 месяца.
- Продолжительность занятия может превышать установленную норму для каждого дошкольного возраста (например, в старшей группе это 30–45 минут в соответствии с темой вместо традиционных 25 минут).
Таблица: отличия интегрированных и комплексных занятий
Критерии сравнения | Комплексное занятие | Интегрированное занятие |
Определение | Занятие, на котором ряд задач решается с помощью разных видов деятельности, ассоциативно связанных между собой (обычно один из них является доминирующим). | Занятие, на котором соединяются знания из нескольких образовательных областей, взаимодополняя друг друга. |
Содержание | В основе занятия лежит определённый сюжет. | В основе занятия находится главное понятие или образ (это объект интеграции). |
Задачи | Решается ряд задач, но одна из них будет основной. | Решается совокупность одинаково важных задач. |
Участие взрослых | Всё занятие проводит воспитатель. | Занятие проводит воспитатель, часто задействуются узкие специалисты. |
Компоненты занятия | Части чётко отделены друг от друга. Каждая из них по отдельности способствует развитию определённых умений и навыков: познавательных, двигательных, музыкальных, речевых, художественных. Компоненты занятия явные и чередуются между собой. | Компоненты взаимопроникают друг в друга, способствуя целостному развитию ребёнка. Иногда их даже сложно выделить в отдельности. |
Особенности данных форм работы в старшей группе
В каждой возрастной группе ДОУ комплексные и интегрированные занятия имеют свои особенности организации. Дошкольники шестого года жизни уже имеют определённый запас знаний и умений. Воспитатель проводит работу по их последующему расширению и углублению. Другой важный аспект деятельности - приведение знаний в систему, формирование у ребят способности самостоятельно делать выводы и обобщения.
Например, рассматривая тему природы, отметим, что старшие дошкольники уже способны постигать её сложные взаимосвязи, причинно-следственные связи (например, смену времён года, круговорот воды в природе, связь особенностей строения животного с его образом жизни). Это же касается и процесса производства (откуда берётся хлеб, как создаётся книга). Дети уже не ограничиваются просто восприятием отдельных сведений и фактов - им интересно проникнуть в сущность явления. Кроме того, ребята способны выразить красоту природы в выразительном и точном слове, а также в изобразительной деятельности.
Актуальные приёмы работы с детьми 5–6 лет
- Если в младшем и среднем возрасте педагог использует главным образом игровую мотивацию, то при работе со старшими дошкольникам уже целесообразно предлагать ребятам проблемную ситуацию (например, что будет, если на Земле исчезнут все насекомые). Задача воспитателя - с самого начала заинтриговать детей, заинтересовать их каким-то вопросом, на который они сами найдут ответ.
- Каждое новое знание должно основываться на субъективном опыте старших дошкольников. При этом учитываются их интересы и значимые ценности. Таким образом, процесс общения на занятии будет не односторонним воздействием педагога на детей, а взаимодействием равноправных партнёров.
- Детей 5–6 лет можно привлекать к созданию необходимых материалов для занятия - это также повысит их интерес (раскладывание атрибутов, участие в их изготовлении - вырезание снежинок, осенних листочков и т. п.).
- Воспитателю следует чаще использовать задания по принципу «докажи», «объясни», «как вы догадались, что?».
- При работе со старшими дошкольниками по-прежнему большое значение имеет наглядность. Это могут быть картинки для сравнения, видеоряд.
- В конце комплексного или интегрированного занятия обязательно нужно обсудить с детьми итоги деятельности. При этом дошкольники должны эмоционально выразить своё мнение, сделать самостоятельные выводы.
Как провести интегрированное и комплексное занятие в старшей группе
Многие педагоги ДОУ в качестве обобщающих занятий по отдельной теме останавливают свой выбор на интегрированном или комплексном занятии, поскольку оно позволяет решить несколько образовательных задач и даёт возможность проверить, насколько хорошо дошкольники усвоили пройденный материал.
Предметные области комплексных и интегрированных занятий
Комплексные и интегрированные занятия могут затрагивать самые разные образовательные области. Интересным получается соединение различных видов искусств. Художественный образ в данном случае раскрывается взаимосвязано. Дошкольникам предлагается познать, каким образом одно и то же явление отражают художник, композитор, поэт, какие выразительные средства они используют.
Популярное сочетание - это музыка и изо. Пример такого занятия – «В гостях у художника». Воспитатель рассказывает дошкольникам историю о том, как русский композитор М. Мусоргский посетил выставку художника В. Гартмана, своего друга. В связи с этим ребятам демонстрируются фото картин художника (слайды). Каждое изображение сопровождается звучанием отрывка из музыкальной пьесы Мусоргского. Задача ребят - определить характер музыки, её настроение и соотнести его с полотном живописца.
На занятии дошкольникам нужно соотнести настроение полотна Гартмана и музыкальной пьесы Мусоргского
В конце занятия детям предлагается самостоятельная продуктивная деятельность: нарисовать своего гнома (образ, навеянный картиной Гартмана). Аналогичное интегрированное занятие (музыка и изо) можно провести по сказочным иллюстрациям В.М. Васнецова: соотнести их с какой-либо классической музыкой.
Идеальный вариант - задействовать на подобных занятиях музыкального руководителя. Предлагаемый музыкальный репертуар может быть ранее апробирован.
Интегрированное и комплексное занятие может быть основано не только на синтезе искусств, но и комбинации других видов деятельности. Здесь возможны самые различные варианты.
- Познание + изо (например, изучение растений луга или огорода с их последующим рисованием).
- Коммуникация + изо (знакомство с литературным произведением, рисование его образов, например, В. Драгунский «Друг детства» - рисование своей любимой игрушки, другие варианты - В. Катаев «Цветик-семицветик», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный…»).
- Музыка + литература (стихотворение А. Толстого «Жаворонок» и «Песня жаворонка» П. Чайковкого или стихотворение С. Маршака «Цирк» и музыка К. Сен-Санса «Карнавал животных»).
- ФЭМП + конструирование или аппликация (в конце математического занятия каждый воспитанник выкладывает любую цифру на выбор необычным способом, например, с помощью насыпной аппликации крупой).
- Музыка + обучение грамоте (дошкольники путешествуют по нотной азбуке, отыскивают заданные ноты в словах, например, «домик», «река», «осина» и т. д.).
- Музыка + ФЭМП (пример задания - сосчитать удары барабана, стук деревянных ложек, аккорды фортепиано).
- Физическое воспитание + музыка + чтение художественной литературы (выполнение физических упражнений под музыку и чтение подходящих по теме стихотворений).
Комплексные и интегрированные занятия могут затрагивать самые разные образовательные области
Тематика комплексных и интегрированных занятий в старшей группе
При выборе тем для комплексных и интегрированных занятий воспитатель ориентируется на программу для старшей группы.
Комплексные занятия могут затрагивать следующие темы:
- «Дары природы - овощи» (беседа по картине «Уборка овощей на огороде», драматизация стихотворения Ю. Тувима «Овощи», продуктивная деятельность (рисование, лепка или аппликация). Аналогичным образом можно выстроить занятие по теме «Фрукты» или «Грибы» (подобрать соответствующую картину и литературное произведение).
- «Мыло - наш помощник» (загадки про мыло, знакомство с его разновидностями - жидкое, хозяйственное, опытно-экспериментальная деятельность с мылом - определение его цвета, запаха, растворимости в воде, чтение отрывков из «Мойдодыр» К. Чуковского, повторение алгоритма последовательности мытья рук, продуктивная деятельность - вырезание из цветной бумаги овального мыла и наклеивание его на общую основу).
- «Бережём здоровье» (доктор Айболит рассказывает ребятам и способах сохранения здоровья, закаливании, дошкольники выполняют дыхательную гимнастику или полезные упражнения для глаз, срезают лук, выращенный на огороде в группе, чтобы добавить его в суп).
- «Радуга» (рассказ воспитателя о природе этого явления, чтение стихотворения на эту тему, изображение радуги в необычной технике - пластилинографии или с помощью насыпной аппликации).
- «В гостях у художника» (уже упоминавшееся ранее сопоставление полотен известных художников с музыкальными композициями).
- «Такая разная музыка». Дошкольникам предлагается прослушать музыкальные произведения с тихой динамикой, но в высоком и низком регистре, задача ребят - сопоставить характер музыки. Например, нежный и светлый «Вальс» Майкапара и загадочная, зловещая «Баба-яга» П.И. Чайковского. Эти произведения дошкольники сопоставляют с полотнами живописцев.
- Тематикой комплексного занятия может стать настроение с его оттенками. Например, «Торжественное настроение» (от радостного до скорбного), «Радость» (от трепетного светлого чувства до торжества и бурного восторга). Все эти оттенки дети могут проследить на примере различных видов искусства и отобразить их творчески (создать рисунок) или в движениях (мимика и пантомимика).
- Удачная тема для комплексного занятия - любое время года. Например, это состояние природы в различные осенние месяцы: это урожайный сентябрь, богатый красками октябрь, мрачный ноябрь). Сюда могут включаться весёлые стихи и песни об урожае, грустные - об улетающих птицах, танцы и подвижные игры листочками, продуктивная деятельность (увлекательное печатание листьями, создание поделки из желудей).
- Комплексные занятия также можно связывать с праздничными датами (День Матери, Новый Год, День птиц, День Защитника Отечества).
Подбирая тему для интегрированного занятия, педагог исходит из того, что в центре его должен стоять какой-то образ (из мира природы, искусства, созданный человеком и т. д.). Приведём некоторые интересные идеи.
- «Радуга», «Путешествие снежинки», «Восходы и закаты», «Зимние узоры на стекле».
- «Моя малая Родина» (патриотическая направленность занятия). Здесь можно объединить математику, познание окружающего мира, конструирование: дошкольники считают дома на улицах родного города или посёлка, заселяют новый дом жильцами по определённому принципу (на каждом этаже, например, по 8 жильцов в двух квартирах), выкладывают из геометрических фигур красивую клумбу, чтобы украсить родную улицу. Сюда же можно включить отрывок из песни и физкультминутку на патриотическую тему.
- «Мама» (значение мамы в жизни человека, отображение этого образа в литературных произведениях).
- «Русский богатырь», «Баба-яга», «Снегурочка» (занятие можно обыграть как путешествие или театрализованное представление).
- Образ животного в русских народных сказках и живописи («Лиса - хитрая плутовка», «Косолапый медведь», «Зайчишка - трусишка»).
- Занятия-путешествия («Прогулка в сказочный зимний лес», «Путешествие в прошлое на машине времени», «Путешествие капельки»).
- «Симметрия в природе» (опыт с зеркалом, создание снежинок из мозаики, поиск симметричных животных и растений на картинках, вырезание листьев из сложенной вдвое бумаги, игра в парах «Ты - моё отражение»).
Таблица: примеры конспектов комплексного и интегрированного занятия в старшей группе ДОУ
Автор и название занятия | Ход занятия |
Пигида Е.П., Давыдова Л.Б. комплексное занятие «Солнечные лучики» | Сегодня утром в детский сад пришло письмо. Хотите узнать от кого? Отгадайте загадку:
В.: Звери, лесные обитатели просят нас помочь приблизить приход весны. Они наголодались и намёрзлись за долгую зиму и желают скорейшего прихода весны. Что влияет на скорый приход весны? (Солнце.)
В.: Какие вы знаете звуки? Какие звуки мы называем гласными?
Какие звуки мы называем согласными?
Давайте вспомним стихотворение о звуках.
В.: Ребята, посмотрите, подул ветерок и перемешал все буковки у нас, давайте мы из них составим слово. (Дети выкладывают слово весна). А сейчас, я вас приглашаю за столы сделать звуковой анализ слова «Весна».
В.: Вот и ещё один лучик загорается на нашем солнышке.
В.: Чтобы получить следующий лучик, нам нужно решить задачи.
В.: Вот и ещё один лучик получили. Давайте разомнём ваши пальчики.
В.: Размяли наши пальчики, а теперь пусть они потрудятся. Вам нужно соединить точки от 1 до 10 и раскрасить рисунок, который у вас получится. |
Ефимцева А.В. и узкие специалисты (логопед, инструктор по ФК, психолог) интегрированное занятие «В поисках музыкальных нот» | Организационная часть. Приветствие. Дети заходят в музыкальный зал. Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами в нашем музыкальном зале. Давайте друг друга поприветствуем. Приветствие проводится вместе с детьми:
Музыкальный руководитель: Ребята, мы много раз приходили с вами в музыкальный зал, где волшебная музыка дарила нам свои мелодии: грустные, весёлые, нежные, задорные, колыбельные и плясовые. И сегодня мы с вами совершим путешествие в прекрасную страну «Музыка», страну звуков, в мир мелодий, песен и танцев. В этой стране нас ждёт много интересного и необычного. Давайте закроем глаза, и пусть сказочная музыка перенесёт нас в эту волшебную страну.
Музыкальный руководитель: Сегодня у нас необычное занятие, мы пойдём с вами в гости к музыкальным нотам, которые помогают нам петь песни. Ребята, а чтобы зайти в дом, что для этого нужно? Правильно, ключ. А у ноток, так же как и у нас есть свой ключик.
Музыкальный руководитель: В дом вошли мы необычный, пять линеек, вот так дом! «Нотоносец» дом зовут, а по-другому этот дом называется «нотный стан». Дверь открыл нам ключ скрипичный, он хозяин в доме том.
Предлагает назвать картинки, далее дети медленно произносят слова и определяют, есть ли там нотка «До», лишние картинки убираются. |
Итоговое интегрированное и комплексное занятие
В конце учебного года в старшей группе обычно проводятся итоговые занятия, цель которых - обобщить и систематизировать знания дошкольников. Тематически их можно обозначить как «Переходим в подготовительную группу» или «Чему мы научились в старшей группе». Такая деятельность также может также подводить итог изучению определённой широкой темы, например, «Животные» или «Растения», «Что мы знаем о временах года». Итоговое занятие лучше всего делать интегрированным или комплексным.
Это целесообразно, поскольку в конце учебного года внимание дошкольников немного «расшатано» (чередование видов деятельности поможет решить эту проблему). По этой же причине занятия нужно наполнить рядом ненавязчивых заданий в игровой форме.
Таблица: примеры конспектов итоговых комплексного и интегрированного занятия в старшей группе
Автор и название занятия | Ход занятия |
Мирошниченко С.И. комплексное итоговое занятие «Путешествие по дорогам знаний» | В.: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы покажем с вами знания, полученные в нашем детском саду. Встаньте, пожалуйста, в круг.
Молодцы! А теперь давайте улыбнёмся нашим гостям.
Теперь я предлагаю вам присесть.
Молодцы! Вы справились с этим заданием.
Молодцы!
Молодцы и с этим заданием справились!
Молодцы! |
Цит. по: https://lastivka.educrimea.ru/activity/education/post/114393 | |
Иванова И.В. итоговое интегрированное занятие «Помоги капельке» | Дети с воспитателем заходят в группу и встают полукругом. В.: Доброе утро! Я вам говорю. Доброе утро! Я всех вас люблю! Желаю вам хорошо заниматься! Слушать внимательно, ума набираться Сегодня, ребята, у нас гости, поздоровайтесь. Дети: Доброе утро! Звук капающей воды. Из дверей появляется капелька. Капелька: Здравствуйте, ребята, угадайте, кто я? (Ответы детей.) Отгадайте задку: она и в озере, и в лужице, она и в реченьке бежит. (Вода.) Я, ребята, с моими подружками капельками спешу в морскую страну Водоландию. Только вот я чуточку заблудилась. Вы мне поможете добраться до Водоландии? В.: А что это такое Водоландия? Капелька: Водоландия - это чудесная страна, широкая, синяя и без края конца! В.: Так это же море! Капелька: Правильно, давайте туда и отправимся! По пути нам придётся преодолеть испытания. Мои подружки капельки помогут нам. А плыть мы будем на лодочках. Дети подходят к тазику с водой, берут в руки лодочки.
Капелька: Ребята, чтобы лодочка тронулась, нужно посчитать от 1 до 10 в обратном порядке, давайте по очереди запускать лодочки.
Воспитатель подводит ребят к панно на доске и спрашивает, кому нужна для жизни вода. |
Фотогалерея: комплексное занятие «Путешествие по дорогам знаний»
В начале занятия ребята выполняют математические задания Обучение грамоте - важный этап комплексного занятия Подвижные игры с мячом можно совместить с ответами детей на математические вопросы
Видеоматериалы по теме
Интегрированные и комплексные занятия часто обретают форму открытого просмотра, поэтому можно посмотреть их видеоверсию.
Видео: интегрированное занятие в старшей группе «Полёт в космос»
Видео: интегрированное музыкальное занятие «Сказка в музыке»
Видео: интегрированное занятие в старшей группе «Осень - чудесная пора»
Видео: комплексное занятие по развитию речи в старшей группе
В старшей группе всегда интересно проходят комплексные и интегрированные занятия. Ведь дети шестого года жизни уже многое знают и умеют, способны к обобщению и систематизации информации. Сочетание разных образовательных областей даёт ребятам возможность более осмысленно воспринимать окружающую среду, пробуждает живой познавательный интерес и творческую фантазию. Такая деятельность требует от воспитателя педагогического мастерства и длительной подготовки. Вот почему подобные занятия проводятся не так часто, как хотелось бы.
(рисование + математика)Программное содержание:
Уточнить знания детей о времени года, месяцах, последовательности дней недели. Закрепить навыки порядкового и обратного счёта в пределах 10.
Умение соотносить количество предметов с цифрой. Закрепить знания детей о геометрических фигурах. Стимулировать развитие мыслительных способностей детей, любознательность, познавательный интерес; умение доводить начатое дело до конца. Познакомить детей с новым видом рисования – процарапывание (граттаж). Учить видеть и ценить прекрасное. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать чувство взаимопомощи, сочувствия. Интерес к окружающему миру.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что каждый день начинается с рассвета. А чтобы каждый день рассвет был прекрасным нужно его встречать с улыбкой. Давайте улыбнемся новому дню, другу, нашим гостям и мне.
Воспитатель: Сегодня, я расскажу вам сказку. В ней немного грусти, свет, тепло, много радости и любви. И всё это вы обязательно почувствуете, я знаю. Итак… слушайте.
В давние предавние времена небо по ночам было совершенно тёмным, и жила там одна единственная крошечная звёздочка. (Черный лист и звездочка грустная).
Когда она оглядывалась вокруг, то понимала, что на небе одна – одинёшенька. И от этого ей становилось грустно. Звёздочке очень хотелось иметь сестёр, чтобы любить их и дарить им собственный свет. И тогда она решила обратиться к доброму волшебнику, жившему на высокой – высокой горе. Спустилась звёздочка пониже и спросила: « Можешь ли ты мне помочь?» Волшебник был старым и мудрым, он хорошо знал, что такое одиночество. А как вы, ребята думаете, что такое одиночество? (ответы детей). Волшебник решил помочь звездочке. Но как только он взмахнул волшебной палочкой, палочка вдруг сломалась. Что же делать? Нужна была новая волшебная палочка, и отправил волшебник звёздочку к волшебному вековому дубу за новой палочкой. И звёздочка отправилась в путь.
По дороге она встретила медведя(показать иллюстрацию) который только что проснулся после зимней спячки.
- Ребята, а где спят зимой медведи?
Правильно, в берлоге.
И вот. Мишка только что проснулся, вылез из берлоги и сидел, чесал у себя за ухом и думал:
"Какое же сейчас время года?" Ребята, давайте мишке поможем
(ответы детей)
Какой сейчас месяц?
А какие еще весенние месяца вы знаете? (колесо «временна года) сколько их?
В какое время года цветут цветы и зреет его любимая ягода малина?
А в какое время года желтеют на деревьях листья?
А когда зайчик одевает белую шубку?
А в какое время суток просыпаются птицы?
Молодцы, утром. Помогли медведю и полетела звездочка дальше. И вдруг она увидела лисят, которые сидели и плакали, (иллюстрация) лисята очень хотят пойти в школу, но учитель Филин сказал. Что, прежде всего они должны научиться правильно, составлять числовой ряд от 1 до 10.
Посмотрите, правильно ли лисята поставили цифры. 1 2 4 5 3 6 7 9 8 10. (дети исправляют ошибку каждый в своей карточке)
Игра « Покажи цифру».
Молодцы ребята, помогли лисятам, и они хотят с вами поиграть, у них есть картинки, а на них нарисованы предметы.
Посчитайте про себя, сколько предметов нарисовано и покажите нужную цифру.
Отправилась звёздочка дальше. И вдруг на земле она увидела странные знаки.
Что же это такое? Нужно соединить цифры попорядку, и вы узнаете, что там нарисовано. Давайте поможем звёздочке. Дети выполняют задание.
Звёздочка очень обрадовалась, ведь эти рисунки так были похожи на её сестричек звёздочек. И побежала она ещё быстрее. И оказалась она на железнодорожной станции, где ждали своего поезда зайчата. Зайчата были очень веселые и очень обрадовались звездочке: «Поиграй с нами, звёздочка, поиграй! Давайте и мы с вами поиграем.
Физминутка
Сопровождается показом картинок
В ладоши хлопни столько раз сколько кружечек у нас
Сколько покажу кружков столько выполни прыжков
Ножкой топни столько раз сколько уточек у нас
Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов.
Ты присядешь столько раз, сколько домиков сейчас.
Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки.
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
И тут объявили, что паровоз «Неделька» не может отправиться в путь потому, что все вагончики сошли с рельсов и перепутались…
- Давайте починим паровозик.
Как вы думаете, если паровозик называется «Неделька», то как называются его вагончики?
- какой вагончик будет первый? Далее дети самостоятельно собирают паровоз.
- Ну, вот, а теперь посадите зайчат по вагончикам. Всем хватило мест? Лишних вагончиков не осталось?
- А сколько дней в неделе?
- А на сколько вагончиков больше зайчат?
- А скажите мне не считая, если вагончиков 7, один вагончик остался лишний, сколько же было зайчат? (спрятать паровоз)
Последний вагончик остался для мамы зайчихи.
Зайчиха очень торопилась на паровоз, так бежала, что споткнулась и, уронила полное блюдо печенья, которое она напекла для всех своих зайчат. Давайте поможем его собрать и скажем у кого какой формы печенье.
Дети собирают геометрические фигуры и дают им характеристику.
- Собрали печенье, мама зайчиха успела на паровоз.
И поспешила звездочка дальше, нашла вековой дуб. Попросила у дуба веточку, чтобы волшебник сделал новую палочку. Сказала дубу волшебное, доброе слово какое? СПАСИБО и побежала обратно к волшебнику.
Прибежала звёздочка к волшебнику, отдала ему дубовую веточку, но как волшебник ни пытался, не смог он сделать новую палочку, видно забыл волшебные слова. Загрустила наша звёздочка: «Неужели я так и останусь на небе одна – одинёшенька, и горько, горько заплакала.
Давайте ребята поможем звёздочке. У нас есть волшебный кусочек черного неба, где живет звездочка и есть дубовые веточки с того самого волшебного дерева. И мы с вами сейчас немного побудем волшебниками и нарисуем сестренок для нашей звездочки.
Показ на А4 технику работы.
- Давайте сначала в воздухе попробуем нарисовать звездочку: сколько у звездочки углов (5)? Похожа звездочка на человечка?
Дети процарапывают звезды
Воспитатель: Ребята, а волшебство еще не кончилось, пока вы были заняты работой, волшебник нам подарил чудесный мешочек, в нём много звёздочек, посмотрите. Воспитатель рассыпает звёздочки на ковре.
Найдите две одинаковые звезды, одну оставьте себе, а другу подарите нашим гостям, чтобы никто в этом мире не был одинок.
- Ребята, смотрите, и наша звездочка со своими сестренками какая стала? (поменять на радостную)
Какие вы молодцы сколько подружек нарисовали для нее.
Понравилась сказка? А куда отправилась звездочка? Зачем? Почему?
А кого звездочка встретила на своем пути? Как помогла?
Интегрированное занятие в старшей группе «Путешествие по островам знаний».
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности:
Познавательно - исследовательская, коммуникативная, музыкальная, восприятие художественной литературы, конструирование, игровая, двигательная.
Методические приёмы:
Игровой (сюрпризные моменты, путешествие по островам).
Наглядный (демонстрационный - ИКТ презентация и раздаточный материал).
Словесный (на протяжении всего занятия).
Практический (выполнение заданий на каждом этапе занятия).
Цели:
Создать условия для осмысленного восприятия окружающего мира, побуждению фантазии, творчества и интереса, поддержанию положительно-эмоционального настроения.
Образовательные задачи:
Формировать уровень познавательной активности детей. Закреплять знание цифр в пределах 9 при помощи упражнения «Рисуем по точкам». Узнавать и называть геометрические фигуры. Учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно. Формировать навык контроля и самооценки. Расширять словарный запас. Учить конструировать из бумаги (оригами лодка).
Развивающие задачи:
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. Развивать воображение, память, логическое мышление, диалогическую речь, зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику рук, умение переключаться с одного вида деятельности на другой.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей навыки сотрудничества, самостоятельности, любознательности, сообразительности, умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.
Словарная работа:
Море, маршрут, острова, путешествие, сундук, клад, сигнал « SOS ».
Оборудование и материалы:
Мультимедийный проектор, музыкальный центр, записи звуков (шум моря, сигнал « SOS », песня мамонтёнка, песня «Чунга – Чанга», спокойная мелодия), ключи, сундук, подарки для детей (шоколадные монеты), настольная игра – театр «Динозаврики», воздушный шарик с картинкой пианино.
Раздаточный материал:
Листочки с цифрами и точками, восковые мелки, фломастеры, наборы геометрических фигур, «мастерская» квадрат, цветные квадраты (для оригами).
Ход СОД:
Воспитатель:
Ребята, сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко!
И мне очень хочется пожелать всем, всем «Доброго утра!», и приветливо улыбнуться вам. И вы ребята, улыбнитесь мне и друг другу, чтобы у вас весь день было хорошее настроение (дети замечают воздушный шарик за окном, на котором изображено пианино). Ребята к нам прилетел воздушный шарик, на нём изображено пианино. Как вы думаете, чтобы это значило? (проходят в музыкальный зал). Звучит запись шума моря.
Воспитатель: Ребята, послушайте какие необычные звуки. Что по своему звучанию они вам напоминают? (слайд №2)
Воспитатель: Правильно, ребята! Посмотрите на экран. Море выбросило волной на берег загадочную бутылку. В ней что-то есть! Как вы думаете, что внутри бутылки?
Воспитатель: Правильно, это карта. Давайте её хорошенько рассмотрим (слайд № 3).
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что изображено на карте?
Воспитатель: Правильно, здесь изображены острова и нарисован загадочный маршрут, который проложен от острова к острову. Ребята, посмотрите на последний остров с высокой горой. Что мы видим на этом острове?
Воспитатель: А что может находиться в сундуке?
Воспитатель: Чтобы добраться до клада, нужно отправиться в путешествие по островам и побывать на каждом острове, где ждут сложные, но очень интересные задания. За выполненное задание на каждом острове, будет даваться ключ, из этих ключей нужно будет подобрать правильный ключ к замку этого сундука (показывает ключи на островах). Справиться с заданиями могут только самые внимательные, сообразительные, ловкие, те, кто умеет слушать и думать.
Воспитатель: Вы желаете отправиться в путешествие?
Воспитатель: Хорошо. А вот на чём мы будем путешествовать, вы узнаете, если выполните первое задание (слайд № 4)
Воспитатель: Посмотрите на листочки, которые лежат перед вами. На них нарисованы точки с цифрами. А теперь посмотрите на экран и послушайте внимательно задание.
Вам необходимо соединить точки прямыми линиями в той последовательности, в которой расположены цифры. Приступаем к выполнению задания. Звучит спокойная музыка.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием. А что же за предмет у вас получился на листочке?
Воспитатель: Верно, корабль! Для того чтобы наш корабль двинулся в путь по волнам, что нам необходимо?
Воспитатель: Хорошо, а сейчас будьте внимательны, повторяйте за мной движения и мы вместе будем дуть на наш корабль.
Мы плывём под парусами
(руки вверх, кисти влево, вправо)
Крокодилы вслед за нами.
(руки змейкой)
Смотрят круглыми глазами.
(руками показать)
Пасти с острыми зубами
(руками показать пасти)
Ветер в парус дуй сильней
Чтоб от них уплыть скорей.
(дети дуют) (слайд №6)
Воспитатель: Вот чудо, мы приплыли к первому острову. Как, вы думаете, ребята, кто живёт на этом острове?
Воспитатель: А какие фигуры вы видите на этом острове?
Воспитатель: А сам остров по форме, на какую геометрическую фигуру похож?
Всё правильно, молодцы! Жители этого острова – фигурята, просят нас о помощи в геометрической мастерской, в которой пираты устроили полный беспорядок, когда искали клад. Фигурята просят расставить геометрические фигуры по местам (слайд № 7)
Ребята, у вас на столах наборы геометрических фигур и мастерская в виде квадрата. Слушайте меня внимательно. Положите в верхний правый угол квадрат. В нижний левый угол положите овал. В нижний правый угол положите треугольник. В верхний левый угол положите прямоугольник. В середине мастерской положите круг (показывает правильный образец задания слайд № 8)
Молодцы ребята! Задание вы выполнили правильно, и поэтому мы смело можем получить наш первый ключ (слайд № 9)
Воспитатель: А наше путешествие продолжается (слайд № 10)
Звучит сигнал « SOS ».
Вот и попали мы на следующий остров, но что-то здесь не так?
Ребята, вы слышите необычный сигнал? Как вы думаете, что это за сигнал?
Воспитатель: Кто из вас знает, когда подают такой сигнал « SOS »?
Воспитатель: Значит, этому острову требуется помощь. Этот остров заколдовал злой художник, который всё перепутал, когда рисовал картинку, поэтому остров перевернутый. Как мы можем помочь жителям этого острова справиться с их бедой?
Воспитатель: Внимательно рассмотрите первую картинку. Что же, по-вашему, на этой картине не так? (затем рассматривают вторую картинку) (слайд № 11-12)
Правильно, молодцы! Ну, что ж, ребята, жители острова благодарят вас за то, что вы увидели все ошибки художника и расколдовали остров (слайд № 13) , они дарят нам ещё один ключ.Какой по счету у нас ключ? (слайд № 14)
Воспитатель: Ребята, а мы отправляемся на следующий остров (Слайд № 15) .
Звучит песня «Чунга – Чанга»
Воспитатель: Перед нами ребята остров «Весёлая разминка».
Жители этого острова Чунга и Чанга любят веселые математические разминки и игры, они предлагают нам с ними поиграть.
Сколько точек в нашем круге
Столько раз поднимем руки. Слайд №16
Наклонитесь столько раз
Сколько палочек у нас Слайд № 17
Сколько рыбок до черты
Столько раз подпрыгни ты Слайд № 18
Воспитатель: Чунга и Чанга очень рады, что мы побывали у них в гостях. Они дарят нам ещё один ключ. Какой по счёту мы с вами получили ключ?
А теперь глазками немного поморгали
И на новый остров мы попали (слайд № 20)
Воспитатель: А вот, ребята, и последний остров, где находится волшебный сундук с кладом, а это жители этого острова. Ой, ребята, кажется с ними, что-то произошло. Посмотрите на их лица, какие они? А как вы, думаете, почему они грустят?
Воспитатель : А как вы думаете, они любят путешествовать по морю, у них есть на чём плавать? Как же им помочь, ребята? Что мы можем для них сделать?
Воспитатель: А строить лодочки мы будем так: положите квадрат перед собой вот так, чтобы один угол был направлен вверх, а теперь верхний и нижний углы соедините в центре – у нас получилась конфета, а вот теперь конфету превратим в лодочку, сложите её ровно пополам по горизонтальной линии вниз. Вот какие красивые лодочки у нас получились. Давайте покажем их жителям острова, как вы думаете, им понравились лодочки? (слайд № 21)
Воспитатель: Да, они очень рады и дарят нам волшебный сундук.
А теперь ребята мы можем взять волшебный сундук и отправиться домой в наш детский сад (звучит песня мамонтёнка). Ну, вот мы и дома в нашем детском саду, но открыть волшебный сундук можно только одним ключом, который подходит к замку от сундука. Посмотрите внимательно на ключи, как вы думаете, какой из них откроет замок?
Воспитатель: Давайте попробуем открыть. Открывают сундук.
Воспитатель: А в этом сундуке подарки всем вам дети, за то, что вы прекрасно справились со всеми заданиями. Но прежде чем получить подарки, давайте с вами вспомним, куда мы путешествовали, на чём?
Как нам удалось найти клад?
Какой ключ было труднее всего получить тебе Настя, а тебе Кирилл и т.д.?
Замечательное получилось путешествие, вы были дружные, смелые, внимательные.
Вручение подарков.
Русинова Надежда Владимировна, воспитатель МАДОУ «ЦРР – детский сад №2» г. Пермь
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»
Конспект занятия «Дерево дружбы» рассчитан на педагогов и воспитателей детей дошкольного возраста. Данное занятие предназначено для детей 5 – 6 лет (старшая группа). Интегрированное занятие «Дерево дружбы» имеет познавательную цель и диагностическую. На данном занятии дети закрепляют и расширяют знания о дружбе, а так же учатся анализировать особенности своего поведения и собственных качеств.
Детей старшего дошкольного возраста начинает волновать тема дружбы. Дети начинают взаимодействовать в игре, начинают играть в игры с правилами и придумывать правила самостоятельно. Для того, чтобы эмоциональная обстановка в группе была дружелюбной, а конфликтов меньше, воспитатели проводят много разных игр и бесед. Можно провести интегрированное занятие, которое позволит обобщить полученные знания детей о дружелюбных взаимоотношениях. Кроме того, с помощью данного занятия, можно провести небольшую диагностику: выявить детей, которые имеют проблемы в общении в данном коллективе (таким детям будет затруднительно найти место на «дереве дружбы»).
Цель:
поддержание и развитие дружелюбных отношений в коллективе детей.
Задачи
:
1. выявление самооценки ребенка, некоторых особенностей его самочувствия и особенности отношения в детском коллективе;
2. дать возможность каждому ребенку прочувствовать собственную значимость в группе;
3. снятие эмоционального напряжения в общении со сверстниками;
4. практическое закрепление знаний о понятии «дружба»;
5. воспитание в детях дружелюбные взаимоотношения.
Участники
: дети 5 - 6 лет, воспитатель.
Оборудование:
игрушки зайца, белочки и ежика, машинка, в которой могут поместиться эти игрушки, большой плакат дерева с зеленой кроной (необходимо нарисовать заранее), вырезанные из белого картона фигурки в форме яблок, цветные карандаши, большая открытка или картинка, заранее разрезанная на несколько частей (необходимо, чтобы каждому участнику досталось хотя бы по одной части).
Ход занятия.
Перед началом занятия дети встают в круг. Воспитатель приветствует детей:
«Здравствуйте дети. Я сегодня принесла дружным ребятам большой-прибольшой привет! Вы дружные ребята? Давайте передадим друг- другу вот такой привет!».
Воспитатель обнимает за плечи стоящего слева ребенка и весело говорит «Привет!». Ребенок «передает привет» дальше по кругу. Задача воспитателя: следить, чтобы дети никого не пропускали и помочь ребенку, если он стесняется (заставлять не нужно). В конце воспитатель принимает объятие от ребенка справа и благодарит их.
Воспитатель читает стихотворение Юрия Энтин:
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Воспитатель сообщает детям, что к ним сегодня приехали гости. Показывает игрушечный грузовичок с зайчиком, ежиком и белочкой.
Лесные зверюшки приветствуют ребят. И рассказывают о том, что они поехали искать чудесное дерево дружбы. Добрая волшебница показала им дорогу и открыла тайну: дерево дружбы смогут найти только хорошие друзья.
Зайчик: «Я хороший друг, потому что я добрый, всегда делюсь игрушками со своими друзьями и всегда выручаю в трудную минуту».
Ежик: «Я хороший друг, потому что я веселый, у меня всегда хорошее настроение и я люблю играть в разные игры со своими друзьями».
Белочка: «Я хороший друг, потому что я честная, никогда не обманываю своих друзей, не хвастаюсь и не завидую».
Воспитатель говорит о том, что ребята тоже дружат между собой и предлагает каждому по кругу сказать о себе положительное качество, или закончить предложение «Я хороший друг потому что …»
Белочка: «Мы очень долго ехали, а когда наконец-то нашли дерево друзей, очень расстроились: на нем нет дружных яблочек».
На доску вывешивается нарисованное «дерево дружбы» на уровне детей.
Воспитатель:
«Не расстраивайтесь, милые зверюшки, наши ребята вам помогут. Правда, ребята? Мы сейчас все вместе возьмем вот эти простые яблочки (демонстрация шаблона яблока), нарисуем на них себя, и они станут дружными».
Воспитатель объясняет, что можно изобразить себя в любых цветах, любым способом.
После того, как дети изобразили свои автопортреты на «яблочках», они встают во круг плаката с нарисованным деревом дружбы, по очереди демонстрируют свой автопортрет и рассказывают о нем (по желанию). Затем ребёнок приклеивает своё яблочко на дерево в любое место, которое сам выберет.
После маленького выступления все дети аплодируют. Стеснительные дети могут просто показать свой рисунок, получить похвалу и аплодисменты.
Зайчик и ежик хвалят детей и предлагают на прощание сыграть в игру «мы друзья». Все встают в круг, вытягивают кулачок правой руки, делают «столбик» из кулачков. Убирая кулачки, все говорят «мы друзья!»
Белочка говорит, что для всех своих друзей она везла огромную красивую открытку, но вот беда, путь был не лёгким и открыточка порвалась.
Воспитатель:
«Ничего страшного, белочка, давай мы с ребятами вместе соберем открытку и полюбуемся на нее».
Воспитатель выкладывает на стол разрезанную картинку формата А3, и предлагает детям коллективно собрать открытку.
Когда дети собрали открытку, воспитатель хвалит детей и говорит, что зверюшкам пора домой. Дети прощаются с гостями.
Подаренная открытка остаётся в группе. Ее воспитатель складывает в файл и кладёт на «коврик для примирения». Когда детки будут мириться, они могут (по желанию) еще и собирать вместе открытку.
Цель: введение детей в мир человеческих эмоций, помочь прожить определённые эмоциональные состояния.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- Учить детей передавать радостное настроение, используя выразительные средства музыки и пантомимики.
- закрепить у детей эмоциональное состояние обозначающее «радость».
- закреплять знания о профессиях работников цирка.
- корректировать координацию речи и движения.
- продолжать учить различать мажорное звучание.
Коррекционно – развивающие:
- развивать коммуникативные способности, умение работать сообща, оказывать друг другу помощь.
- развивать эмоциональный словарь, словарь по теме «Цирк».
- развивать пластику формообразующих движений, необходимых для передачи художественных образов.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра, группового единства.
- вызывать эмоциональный отклик на занятия.
Предварительная работа:
- Беседа о цирке;
- Элементы костюма для детей;
- Заготовки портретов;
- Элементы декораций;
Ход занятия:
Ребята! Встали в круг. Я рада вас видеть. Давайте создадим хорошее настроение. (Психологический настрой).
Улыбнитесь друг другу. Скажите друг другу добрые слова: хороший, добрый, ласковый, нежный, внимательный, счастливый.
Молодцы, ребята!
А наши пальчики хотят позвать друзей.
(Пальчиковая гимнастика «Колокольчик»).
«Динь – динь, динь – динь колокольчик, поскорей!
Динь – динь, динь – динь созывай моих друзей!
Динь – динь, динь – динь!».
Возьмите колокольчики и позвоните: тихо, а теперь громко
Молодцы! Повернитесь и посмотрите, сколько к нам пришло гостей.
Поздоровайтесь с ними, пропевая слова:
- «Здравствуйте», «Привет», «Доброе утро» и т.д. Посмотрите, какие радостные лица стали у наших гостей, им очень понравилось наше приветствие!
(Спускается с потолка паучок).
Ой, ребята! Посмотрите, кто это? (ответ детей).
Да это не простой паучок, это почтальон. Он нам принёс письмо. Давайте посмотрим, от кого же оно:
(Читают письмо).
«Дорогие ребята! Я знаю, что вы любите чудеса. Сегодня, я хочу пригласить вас в чудесную, волшебную страну, которая называется Страна Радости, а чтобы узнать, кто я, надо меня найти. Я нахожусь в предмете, который вам придётся найти, отгадав загадку».
Ваш друг.
Дети отгадывают загадку, находят предмет где находится разрезное панно «Клоун».
Ребята, посмотрим, что там внутри?
Подходят, смотрят, достают части, рассматривают.
Ребята! Как вы думаете, кто этот наш друг? Давайте соберём целое из частей и узнаем. – Кто это? (клоун).
Ребята! Клоун ждёт нас в стране Радости.
А вы хотите отправиться в гости к клоуну?
Как вы думаете, что нас ожидает в этой стране? (Чудеса, радость).
Тогда отправляемся в путь. Вставайте друг за другом.
Массаж «Паровозик».
Паровоз кричит ду-ду, Я иду, иду, иду. (Кулачками по спине).
А вагоны стучат, а вагоны говорят, так-так-так (ладошками по спине).
Вот мы и пришли в страну Радости.
Посмотрите, как здесь интересно, красиво.
(Звучит музыка).
Появляется клоун
Здравствуйте ребята! Я рад вас видеть! Меня зовут клоун Весельчак!
А вы знаете, кто такие клоуны? (артисты цирка);
А что они умеют делать в цирке? Устраивают весёлые представления, веселят зрителей.
Правильно ребята! Подойдите ко мне, посмотрите. А кто ещё работает в цирке, и чем они занимаются? Настя, кто работает в цирке? (сидят)
Дети по очереди, показывают картинку и называют; кто это? Чем занимаются? Во что они одеты? (Бросать мячи, жонглировать, показывать фокусы, дрессировать, ходить по канату, ездить на резвых лошадях и т.д.)
А как вы можете узнать меня среди всех артистов цирка?
Клоун одет в яркий, разноцветный костюм, на голове колпачок яркого цвета. (Клоун и дети встают).
Вы можете одеть меня для выступления?
(Дети одевают клоуна по образцу).
Ребята! А вы хотите превратиться в клоунов? (да).
Тогда надеваем разноцветные колпачки, закроем глаза и под музыку представим себя клоунами (танец детей).
Какое у вас сейчас настроение (весёлое, радостное, озорное).
– А сейчас, ребята, сядем и послушаем музыкальную пьесу
(Пьеса Д. Кабалевского «Клоуны»).
Вы узнали эту музыку? (да).
Чья она? (клоунов).
Какая музыка по характеру? (ответы детей: весёлая, звонкая, озорная, игривая).
А почему эта музыка подходит клоунам? (они такие же весёлые).
Молодцы ребята! Вам стало ещё радостнее?
Ребята! Радуются люди не только в цирке, но и в играх.
А вам бывает радостно, когда вы играете? (да).
Игра с мячом.
Давайте поиграем в игру.
Я буду вам бросать мяч, а вы будите делиться своей радостью, и бросаете мне мяч. я радуюсь, когда вы рядом со мной. Настя, когда ты радуешься?
Игра «Я радуюсь, когда».
Я радуюсь, когда светит солнце;
Я радуюсь, когда тепло;
Я радуюсь, когда мама рядом;
Я радуюсь, когда мама не болеет;
Я радуюсь, когда иду в цирк;
Я радуюсь, когда играю на улице.
Теперь, ребята, я знаю, когда нам всем радостно!
Ребята! В цирке есть храбрый слон, он любит ходить к озеру и чистить свой хоботок. Давайте сядем вокруг озера и вместе со слонёнком будим чистить язычки, зубки, хоботки.
(Артикуляционная гимнастик: «Храбрый слон»).
Слонёнок приглашает нас поиграть с ним и его подружками бабочками в интересную игру под музыку, будьте внимательными, мальчики будут слониками, а девочки – бабочками.
Этюд «Слон и бабочки».
Сделаем «хоботок», руки в замок и пошли вокруг озера, подняли хоботки и трубят. (тд-тд-тд-тд).
Вот какие храбрые и радостные наши слоны, и замечательные наши бабочки.
Ребята, а как вы думаете, чему или кому радовались слоны и бабочки?
(встреча с другими слонами, яркому солнцу, тёплой погоде).
Значит, и животные умеют радоваться всему прекрасному.
Хорошо ребята, а давайте опишем состояние радости.
Подойдите сюда, Дима, как ты думаешь? Как можно определить, что человеку радостно?
Хорошо, посмотрите на картину, пауза. Кого вы видите на картине?
(ответы детей).
Что она делает? (прыгает, скачет, бежит).
Посмотрите ребята на девочку внимательно, можно определить, что девочке радостно? Андрюша, как ты думаешь?
Какие у неё глаза? (светящиеся, весёлые).
Какой у неё рот, губы? (рот до ушей, губы улыбаются).
Так что девочка делает? (радуется, веселится).
Какое у неё настроение? (радостное). Чему она радуется?
(Солнышку, цветам, голубому небу, тёплому песочку)
Да ребята, на этой картинке мы видим радость?
Ребята! А ведь улыбку можно нарисовать.
Давайте улыбку нарисуем в воздухе.
(Дети рисуют улыбку в воздухе).
А теперь улыбнитесь друг другу как лучшие друзья.
– Молодцы ребята! И у меня есть друзья – это мои клоуны.
Я хочу вас с ними познакомить.
Посмотрите на портреты. Они похожи на меня?
Алина, чем не похож клоун на твоём портрете на меня?
(нет улыбки, весёлых глаз).
Ребята, найдите недостатки и исправьте их.
Расскажи мне о своём клоуне? Какой он у тебя?
Дети рассказывают о своих портретах – клоунах.
Да ребята, клоуны бывают радостные и грустные, как и у нас в жизни бывает радостно и грустно.
Как здорово, получились очень интересные портреты, я подарю их моим друзьям.
Ой, ребята, пока мы рисовали, набежала тучка, и закрыло солнышко.
Этюд «Цветок».
Пошёл тёплый дождь. И мы с удовольствием подставляем лица, под тёплый дождик. Какой приятный тёплый дождь. Пауза. Закончился дождь, выглянуло солнышко. Я посадила в землю зёрнышко.
(Дети садятся).
Из семечка вырос прекрасный цветок.
(Руки через стороны вверх, повороты к «солнышку»).
Ребята, чему радуется цветок?
(яркому солнцу, тёплой земле, тёплому дождю).
Ребята, но ещё я хочу предложить вам собрать цветок для моих друзей, при этом, рассказав пословицы и поговорки о радости. Он будет не простой, у него разные лепестки.
(Цвет: жёлтый, оранжевый, красный, розовый, зелёный, белый, чёрный, синий, фиолетовый, коричневый).
Когда мы его соберем то, произойдёт чудо, а какое, вы увидите.
Дети рассказывают пословицы, одновременно выкладывают цветок
Сердце веселится – и лицо цветёт.
Кручина крючит, а радость прямит.
Весело поётся, весело прядётся.
Горе старит, радость молодит.
Гость доволен – хозяин рад.
Ученику – удача, учителю – радость.
Давайте вдохнём аромат этого цветка, положили руки на животик, вдох носом, выдох ртом «ах». (Три раза).
Какой получился цветок? (Цветок радостный, разного цвета).
Молодцы, ребята! И вот случилось чудо! Крибле, крабле, бумс. (Киндер - сюрприз). Это мои друзья благодарят вас за то, что вы много хорошего знаете о цирке, делились своей радостью, правильно одели меня для выступления. Спасибо вам!
Ну, что ж, ребята, вам пора возвращаться в д/с, а мне нужно идти веселить других детей.
Я попрощаюсь с вами. (Клоун уходит).
(Музыка).
Раз, два, три повернись, в детском саду окажись.
Так где вы были ребята? (в стране Радости).
Кого вы там встретили? (клоуна).
О каком настроении говорили? (о радости).
Какими вы были? (радостными, весёлыми).
Понравилось вам в стране Радости (да).
Так что такое радость?
Ответы детей (когда все радуются, когда праздник, когда нет войны, когда никто не плачет. Это я! Потому что мама говорит: «Ты, моя радость».
Грустно возвращаться назад, покажите, как вам грустно. Но мы ещё обязательно вернёмся сюда, в страну Радости. Скорее улыбнитесь.
Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: «Мы хорошие!»: сначала громко, потом тихо, а затем шёпотом.
- Педикюр в стиле «френч» — модные идеи дизайна ногтей
- Макияж смоки айс: как сделать правильно в зависимости от цвета глаз и волос
- Аппликация своими руками из цветной бумаги для детей младшей группы детского сада "цветок для мамы" Аппликация цветок во второй младшей группе
- Сценарий новогоднего театрализованного представления для детей младшего школьного возраста Новогодний сценарий алиса и белый кролик