Индивидуальный план работы с семьями тжс. Программа "Преодоление" для работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (классный руководитель)
Марина Валентиновна Рюгина-Семенова
План работы с детьми-сиротами, оставшимися без попечения родителей; с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации
Согласовано : Утверждаю :
ведущий специалист - эксперт Заведующая муниципального бюджетного
Департамента Министерства здравоохранения, дошкольного образовательного учреждения
семьи и социального благополучия детского сада № 194
Ульяновской области
Л. Ю. Верховцева
План работы
с детьми - сиротами или детьми ,
с семьями , ,
социально-опасном положении
МБДОУ № 194
на 2017– 2018 учебный год.
город Ульяновск
План работы
Вид работы
Мероприятия
Сроки выполнения Сроки
Организацио-нно-социально - педагогическая работа 1 . Планирование работы на учебный 2016-2017 учебный год :
Планирование работы с детьми – сиротами или детьми , оставшимися без попечения родителей . ; профилактической работы с семьями , находящимися в социально-опасном положении, в трудной жизненной ситуации .
2. Выявление :
опекаемых детей, детей находящихся в социально -опасном положении;
воспитанников, оставшихся без попечения (отдельно проживающих от родителей без установления опеки, оказываемых в иной трудной жизненной ситуации .
воспитанников, чьи права нарушают родители , применяя к нему физическое или психическое насилие. (утренний прием - осмотр медицинским работником , воспитателем)
воспитанников, прекративших посещать МБДОУ без уважительной причины.
3. Изучение новых нормативных документов и методической литературы.
4. Формирование банка данных «Социальный паспорт семьи » .
5. Обеспечение контроля посещаемости детьми МБДОУ и принятие мер по недопущению не посещаемости без уважительной причины.
все группы
все возрастные группы
все возрастные группы
Август-сентябрь
август-сентябрь
в течении года
сентябрь - октябрь
систематически
Сентябрь
Педагог-психолог
Рюгина-Семенова М. В.
Рюгина-Семенова М. В.
воспитатели групп
Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,
2 Вид работы Мероприятия Группы Сроки выполнения Сроки предоставления в отдел опеки и попечительства Ответственный
Работа с опекаемыми детьми .
1. Анализ отчетов воспитателей
Составление и уточнение списков опекаемых детей. (выявление детей оставшихся без попечения родителей )
2. Первичное (контрольное)
обследование условий жизни и воспитания опекаемого ребенка.
(Посещение на дому детей находящихся под опекой , заполнение актов обследования материально бытовых условий, заполнение документации (портфолио детей)
3. Осуществление контроля (мониторинг) за посещаемостью детьми МБДОУ , здоровьем, воспитанием и развитием детей.
4. Составление психолого-педагогической характеристики на опекаемого (на основе наблюдения, диагностирования)
5. Первичные сведения о летней занятости детей, находящихся под опекой .
6. Индивидуальные беседы с опекаемыми, опекунами.
7. Выставка рисунков «Моя дружная семья »
Праздник «День защиты детей» , «День семьи » , ДРК «Здоровье» , «День отца» , «День матери» , «День пожилого человека» и т. д.
8. Фестиваль детского творчества "Юные таланты Ульяновска»
все группы,
при наличии
опекаемых детей
при наличии
опекаемых детей
при наличии
опекаемых детей
все возрастные группы
сентябрь - май
апрель, октябрь
систематически
в течении года (по плану )
Инспектор по охране детства Петрунина И. В., педагог-психолог
Рюгина-Семенова М. В. воспитатель группы
педагог-психолог медицинская сестра Власова К. С.
педагог-психолог
Рюгина-Семенова М. В.
Инспектор по охране детства Петрунина И. В. ,
педагог-психолог
Рюгина-Семенова М. В., музыкальный руководитель Кшняскина Е. Ю., воспитатели
музыкальный руководитель Кшняскина Е. Ю
№ п/п Вид работы Мероприятия Группа Сроки
выполнения Сроки предоставления в отдел опеки и попечительства Ответственный
5. Взаимодействие с семьей
Мониторинг.
1. Диагностика стиля семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в тех семьях , в которых нарушаются права детей.
Беседа с воспитателями.
2. Диагностика эмоционального состояния ребенка в семье и детском саду .
Кинетический рисунок семьи .
Выявление детей «группы риска» (заниженная самооценка, агрессивные, гиперактивные, тревожные, замкнутые, с нарушением поведения)
Коррекционная работа .
1. Совместно-образовательная коррекционная деятельность с детьми , имеющими низкий уровень развития познавательной сферы.
2. Коррекция эмоциональной сферы детей.
3. Тренинги, мастер-классы с родителями
Профилактическая работа
1. Индивидуальные консультации родителей (законных представителей) по итогам диагностики.
2. Проведение рейдов в семьи , находящихся
3. Проведение общих и групповых родительских собраний с привлеченными специалистами :
-«О защите прав ребенка в современных условиях»
- "Жестокое отношение к детям»
4. Подбор раздача буклетов по профилактике семейного насилия, жестокого обращения с детьми . Стилям общения с ребенком, по правам ребенка и др.
5. Выступление на общем родительском собрании «Жестокое обращение с детьми »
Проведение цикла бесед, занятий :
«Большие права маленького человека» .
"О эмоциональном благополучии ребенка в семье "
«О значении посещения дошкольного учреждения»
«О реализации программы «Здоровье» в ДОУ.
Консультация : «Жестокое обращение с детьми : что это такое?»
родителях , совершивших правонарушения.
3. Работа с органами социальной защиты населения. все возрастные группы
со средней группы
все воспитанники имеющие низкий уровень
родители
родители (законные представители) 1 мл. гр.
Родите
ли (законные представители)
по запросу
октябрь - май
в течении года
в течении года
ежемесячно
ежемесячно педагог-психолог
Рюгина-Семенова М. В.
педагог-психолог
Рюгина-Семенова М. В.
Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,
педагог-психолог
Рюгина-Семенова М. В.
воспитатели групп
воспитатели групп
педагог-психолог
Рюгина-Семенова М. В. ,
Воспитатели групп
№ п/п Вид работы Мероприятия Группа Сроки
выполнения Сроки предоставления в отдел опеки и попечительства Ответственный
5. Взаимодействие с семьей
Работа клуба молодой семьи «Забота»
1. Беседа «родитель – это звучит гордо !»
2. Практикум «Адаптируемся месте»
3. Консультация «Растим малыша здоровым»
4. Тренинг «Правила жизни моего ребенка »
5. Тренинг «Мотивы детской истерики»
6. Деловая игра «Что наша жизнь ? – Игра»
7. Консультация «Ладушки – ладушки» (о развитии мелкой моторики)
8. Круглый стол «Поговори со мною, мама» (о развитии речи)
9. Практикум «В царстве упрямства и капризов»
10. Итоговое заседание.
Работа консультативного пункта для родителей детей , воспитывающихся в условиях семьи и не посещающих детские сады.
Организационные мероприятия :
1. Организация фотовыставки «Отдыхаем семьей »
2. Мероприятия ко дню матери, международному женскому дню «Самая прекрасная, мамочка моя»
3. Мероприятия ко Дню защитника Отечества, ко Дню отца
4. «Папа, мама, я - спортивная семья »
5. Мероприятия ко дню семьи «Моя СемьЯ »
6. Акция – конкурс «Дети – цветы жизни ! – Даешь букет!»
7. "Дарите детям радость!» -посвященных Дню защиты детей
8.«21 век – век ребенка» - к Всемирному дню ребенка (день принятия ООН Конвенции о правах ребенка)
Консультирование воспитателей по итогам диагностики.
1. Работа с органами опеки и попечительства
2. Консультации правоохранительных органов о родителях , совершивших правонарушения.
3. Работа с органами социальной защиты населения. С молодыми семьями
со средней группы
дошкольные группы
дошкольные группы
дошкольные группы
Сентябрь- май
Сентябрь,
сентябрь-октябрь
сентябрь
июнь Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,
педагог-психолог
Рюгина-Семенова М. В.
воспитатели групп
Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,
педагог-психолог
Рюгина-Семенова М. В.
воспитатели групп
Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,
педагог-психолог
Рюгина-Семенова М. В.
воспитатели групп
5. Работа с педагогическим коллективом.
1. Диагностика определения стиля общения.
2. Диагностика ориентированности педагога на личностную
модель взаимо-действия с детьми
3. Совместное посещение семей, находящихся в социально-опасном
положении.
Работа с государственными и общественными организациями. 1. Мониторинг определения стиля общения.
Тест «Ваш стиль общения» .
Диагностика ориентированности на личностную модель взаимодействия с детьми .
2. Совместное посещение семей, находящихся в социально-опасном положении.
Заполнение актов материально-бытовых условий, социальной истории семей.
3. Консультирование воспитателей по итогам мониторинга.
4. Проведение общего собрания по теме : «Взаимодействие МБДОУ с семьями , находящимся в социально опасном положении»
Проведение групповых консультаций по теме : «Растим гражданина в семье »
5. Проведение педагогического совета :
с вопросом : Анализ и утверждение плана работы с опекаемыми детьми . Профилактическая работа с семьями , находящимися в трудной жизненной ситуации
6. Проведение консультации «Игра в жизни в ребенка » ,
«Безопасность и здоровье наших детей» ,
При наличии опекаемых детей
все возрастные группы
все возрастные группы
все группы
все В течении года (по плану )
февраль (по «сигналу» )
по необходимости
1 раз в квартал
по плану
февраль педагог-психолог
Рюгина-Семенова М. В.
Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,
педагог-психолог
Рюгина-Семенова М. В.
воспитатели групп
педагог-психолог
Рюгина-Семенова М. В.
заведующая Цветкова М. Г., воспитатели групп
заместитель заведующей по УВР Петрунина И. В., педагог-психолог
Рюгина-Семенова М. В.
№ п/п Вид работы Мероприятия Группа Сроки выполнения Сроки предоставления в отдел опеки и попечительства Ответственный
Работа с государственными и
общественными организациями
1. Работа с органами опеки и попечительства
2. Консультации правоохранительных органов о родителях , совершивших правонарушения.
3. Работа с органами социальной защиты населения, администрацией района
4. Центр социально-психологической помощи семье и детям «Семья »
5. Консультирование с представителями ПДН
Информирование об имеющихся признаках насилия, синяков, психического расстройства и др.
В течении года Заведующая Цветкова М. Г., заместитель заведующей по УВР Петрунина И. В.
Педагог-психолог Рюгина-Семенова М. В.
Инспектор по охране детства Петрунина И. В.
Заведующая МБДОУ № 194 Цветкова М. Г.
Отчет о работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (образец).
Предоставить:
Программу индивидуального сопровождения.
Диагностику.
2 акта обследования семьи (начало и конец года).
Характеристику.
Участие в классных часах, проектах, спортивных мероприятиях.
Социальную карту работы с семьей.
Социальную карту работы с обучающимся.
Лист проблем.
Карту интересов.
Характеристика на ученика 3-го класса
МОУ Бурмакинской средней общеобразовательной школы №2 Некрасовского муниципального округа ________________________.
Родился _______________ года. По национальности русский. Проживает по адресу:_______________________________ В МОУ Бурмакинской средней общеобразовательной школе №2 обучается с 1 сентября 201_ г. До школы посещал детский комбинат.
За время обучения проявил себя с положительной стороны. Второй класс закончил с тройками по основным предметам (математика, русский язык, окружающий мир). Мальчик требует к себе большого внимания, задает много вопросов. На учебных занятиях активен, но часто отвлекается. Самостоятельно работать умеет, но нуждается в поддержке. Проявил интерес к таким предметам как математика, литературное чтение, окружающий мир. Все поручения учителя выполняет, часто сам предлагает свою помощь. Участвует в школьных конкурсах.
Мальчик очень подвижный, общительный, у него много друзей. Часто у Максима возникают конфликты с одноклассниками, но они всегда мирно разрешаются, т.к. он, если виноват, умеет просить прощение. Реакция на замечания и похвалу адекватная.
С первого класса посещает 10 кружков, предусмотренных по ФГОС. К взрослым относится уважительно. Физически развит. Физкультурная группа II основная.
Все необходимое для учебы у Максима имеется. Без уважительных причин школу не пропускает. Живет у бабушки. Мама периодически посещает школу и интересуется успехами сына.
Классный руководитель: Лещёва С.Н
Программа индивидуального сопровождения
обучающегося 3 класса _________________________________
_____________________________________________
решением методического объединения классных руководителей был поставлен на внутришкольный контроль в связи с невыполнением мамы ___________________ своих родительских обязанностей.
Время проведения |
||
Создание благоприятных условий для развития личности. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках по предметам. Работа с классным журналом и дневником. Привлечение к участию в школьных и районных конкурсах. Вовлечение в спортивные дела класса и школы. Контроль над посещением занятий, кружков. Контроль за ведением личного портфолио. | В течение всего года. |
|
Укрепление положения в классном коллективе, помощь в выполнении общественных поручений. Формирование нравственных качеств характера: товарищество, законы дружбы, доброжелательность, вежливость, культуру поведения. Тест «Хороший ли я друг». | Ежемесячно. |
|
Контроль за дежурством по классу. Выставление оценок по поведению. | Еженедельно. |
|
Диагностика: «Опросник мотивации» Методика «Оцени себя» Анкета «Оцени поступок» Методика «Кто я» Задание «Дорога к дому». | Сентябрь |
|
Привлечение к участию в классных часах и праздниках: «Праздник Осени» Праздник «День Матери» «Новогодняя елка» «А, ну-ка, мальчики!» «А, ну-ка, девочки!» КВН «Знатоки природы» Праздник «Прощание с 3 классом!» | ||
Посещение семьи. Изучение взаимоотношений в семье. | Осенние каникулы. |
|
Изучение интересов и способностей. Тест. Изучение организации свободного времени. Распределение поручений. Составление плана воспитательной работы с учащимися. Вовлечение в кружковую деятельность. Кружки: 1 Мастерская Самоделкина. 2 Зеленая планета. 3 Клуб Почемучек. 4 Юные музееведы. 5 Юные инспектора дорожного движения. 6 Здоровый образ жизни. 7 Школьный театр. 8 Подвижные игры и массовый спорт. 9 Я - гражданин России. 10 Дорогою добра (проектная деятельность). | Сентябрь |
|
Изучение читательских интересов. Посещение библиотеки. | ||
Заполнение индивидуальных листов достижений по предметам, по кружкам. | ||
Агитация в летний пришкольный лагерь. Написание характеристики на ученика. | Апрель - май |
Акт обследования жилищно-бытовых условий проживания
дата обследования: _____________________ г.
Ф.И.О. должность специалиста (специалистов), проводивших обследование:
________________________________________________________________________________
Проводилось обследование условий проживания несовершеннолетнего:
Ф.И.О, дата рождения, ученика класса ____ МОК Бурмакинской СОШ №2 ___ "
1. Сведения о родителях (опекунах)
Мать: Ф.И.О. дата рождения, место работы
Отец: Ф.И.О. дата рождения, место работы
2. Сведения о несовершеннолетних
2.1 Состояние здоровья: физическое развитие детей соответствует возрасту, внешних признаков наличия заболевания не выявлено (выявлено). Признаки физического или психического насилия над детьми отсутствуют (присутствуют).
2.2 Внешний вид: дети чистые, ухоженные, имеют необходимую одежду и обувь для дома, посещения образовательного учреждения, прогулок. Все вещи в хорошем состоянии, соответствуют возрасту детей, имеется верхняя одежда по сезону и времени года.
2.3 Социальная адаптация: во время посещения дети (ребенок) спокойны, доброжелательны, заинтересованы (безразличны) визитом постороннего человека. Во время беседы идут на контакт (стесняются), ответы на вопросы полные (односложные). Отношения с другими членами семьи хорошие, доброжелательные (напряженные, конфликтные). Характер отношений построен на доверии, доброте (обидах, замкнутости). Помогаю или нет в домашних делах, отношение к поручениям родителей ответственное, проявляют инициативу (выполнение обязанностей формальное, без инициативны).
2.4 Воспитание и образование: успеваемость хорошая (если низкая, чем объясняется: пед.запущенностью, отсутствием условий, недостатком развития познавательных процессов или других нарушений). Какие имеются трудности, что предпринимается для исправления и коррекции. Отношение к трудностям других членов семьи.
3. Жилищно-бытовые условия:
3.1 Семья проживает в ____ квартире улучшенной планировки (хрущевка, "гостинка"), приватизирована или нет, общая площадь ____ кв.м
3.2 Дом, в котором проживают несовершеннолетние в хорошем состоянии, подъезд чистый, отремонтированный (ремонт проводился давно, в подъезде не убирают).
3.3 В квартире чисто, уютно, отсутствуют неприятные запахи (грязно, не убрано, накурено, запах алкоголя, ацетона или др.) Имеется у детей (ребенка) отдельная комната, место для учебы и отдыха, школьно-письменные принадлежности (мягкая мебель, уголок школьника, ремонт в квартире и в комнате детей, шкаф для хранения одежды).
4. Приблизительный доход семьи, требуется ли оказание материальной помощи, в каком виде.
1. Жилищно-бытовые условия удовлетворительные (неудовлетворительные)
2. кем осуществляется уход и надзор над детьми, выполнение родительских обязанностей осуществляется в полном объеме (частично, не выполняются родительские обязанности)
3. Отмечены недостатки семейного воспитания и обучения (конфликты в семье между родителями, конфликты с ребенком, стили родительского воспитания, контроль за выполнением дом.заданий, информированность родителей об успехах ребенка в школе, внеурочной занятости ребенка, семейных праздниках, традициях).
1. Обеспечить уход за детьми
2. Уборка квартиры, комнаты ребенка
3. Помощь в подготовке дом.заданий
4. Оформление материальной помощи (по необходимости)
Диагностика ученика 3 класа ______________________.
Дата | Проводимая диагностика | Результат |
«Опросник мотивации» | Нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы. |
|
«Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» | Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ученик ориентирован на общие способы решения системы задач. |
|
Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личным интересом) | 3 - стадия межличностной конформности и сохранения хороших отношений («Олег друг, приятель, друзья должны помогать» и наоборот) |
|
Методика «Оцени себя» | Уровень самооценки совпадение с адекватной оценкой учителя. |
|
Анкета «Оцени поступок» | Сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм более чем на 4. |
|
Рефлексивная самооценка учебной деятельности. | Самооценка завышенная. |
|
Методика «Кто я» | Незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение). |
|
Задание «Дорога к дому». | Низкий уровень - узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера. |
|
Задания на выявление уровня моральной децентрации (Пиаже) | Децентрация на основе координации нескольких норм на основе операций эквивалентности и компенсации |
|
Методика «Кто прав?» (Цукерман) | Средний уровень: частично правильный ответ: ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы либо ошибочны, но не может обосновать свои ответы. |
|
Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р.Лурия) | Не сразу приступает к решению задачи, не всегда самостоятельно записывает краткую запись. В последовательности решения допускает ошибки, которые исправляет при поддержке учителя. |
Лист проблем
учени____ «____» класса _________________________
1. С каким настроением ты обычно идёшь в школу?
С хорошим
Радостным
2. Нравится ли тебе учиться в школе?
Не очень
3. Устаёшь ли ты в школе?
4. Помогают ли тебе родители готовить уроки?
5. Какие предметы тебе нравятся? Отметь их.
Математика
Русский язык
Иностранный язык
Физкультура
Трудовое обучение
Окружающий мир
6. Есть ли у тебя друзья в классе?
7. Дружный ли у вас класс?
Не очень
8. Помогите мне:
Найти друзей
В подготовке домашних заданий
Стать внимательным
Я плохо запоминаю
Я очень стеснительный
Я всего боюсь
Я очень переживаю за________________________
Помогите мне _______________________________
Карта интересов ребёнка.
Лист ответов.
Дата__________. Фамилия, имя_________________
Обработка результатов.
Направленность интересов младшего школьника.
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
1. математика и техника;
2. гуманитарная сфера;
3 художественная деятельность;
4 физкультура и спорт;
5 коммуникативные интересы;
6 природа и естествознание;
7 домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Лист вопросов.
1. Нравится ли решать логические задачи и задачи на сообразительность.
3. Нравится ли петь, музицировать.
4. Нравится ли заниматься физкультурой.
5. Нравится ли вместе с другими детьми играть в различные коллективные игры.
7. Нравится ли делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
8. Нравится ли играть с техническим конструктором.
9. Нравится ли изучать иностранный язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.
10. Нравится ли самостоятельно рисовать.
11. Нравится ли играть в спортивные, подвижные игры.
12. Нравится ли руководить играми.
13. Нравится ли ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными.
14. Нравится ли ходить в магазин за продуктами.
16. Нравится ли играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
17. Нравится ли самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
18 Нравится ли соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
19. Нравится ли разговаривать с новыми незнакомыми людьми.
20. Нравится ли ухаживать за аквариумом, растениями, домашними животными (кошки, собаки и другие), птицами, помогать им, лечить их.
21. Нравится ли убирать за собой книги, тетради, игрушки.
22. Нравится ли конструировать, рисовать проекты самолётов, кораблей.
23. Нравится ли знакомится с историей (посещать исторические музеи).
24. Нравится ли самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
26 Нравится ли объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать своё мнение).
27. Нравится ли ухаживать за домашними растениями.
28. Нравится ли помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.д.).
30. Нравится ли знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
31. Нравится ли участвовать в постановке спектаклей.
32. Нравится ли заниматься спортом в секциях и кружках.
33. Нравится ли помогать другим людям.
34. Нравится ли работать в саду, на огороде, выращивать растения.
35. Нравится ли помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Обработка результатов.
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В том случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.
Сведения об участии в проектной деятельности
Класс | Дата участия | Название работы | Уровень |
|
Памятка «Правила поведения в школе». | Классный |
|||
Книга «Осенние загадки». | Классный |
|||
Русское народное творчество «Глиняная игрушка». | Школьный |
|||
Плакат «Опасная сигарета». | Классный |
|||
Подарок маме. | Школьный |
|||
Лепим из снега «Зимняя сказка». | Школьный |
|||
Подарок ветерану. | Школьный |
|||
«Мой домашний любимец». | Классный |
Сведения об участии в областных, районных, школьных и классных
мероприятиях.
Класс | Дата участия | Название мероприятия, праздника | Уровень |
|
Экскурсия «Красота родного края». | Классный |
|||
«Где и как переходить улицу». | Классный |
|||
Концерт к Дню Учителя. | Школьный |
|||
Праздник Осени. | Школьный |
|||
«Семенов день». | Классный |
|||
День матери. | Школьный |
|||
«О вреде курения». | Классный |
|||
Новый год | Школьный |
|||
Игра «Путешествие на остров сокровищ». | Классный |
|||
Праздник «Я - будущий солдат». | Классный |
|||
КВН «Любимые сказки». | Классный |
|||
«А ну-ка, девочки». | Классный |
|||
Праздник Азбуки. | Классный |
|||
День птиц. | Школьный |
|||
Праздник книги. | Школьный |
|||
День Победы. | Школьный |
|||
Праздник «Вот и стали мы на год взрослей». | Школьный |
Сведения об участии в спортивных мероприятиях.
Название конкурса. | Призёр. Участник. | |
Уровень ОУ: 1. Конкурс поделок из природного материала «Природа и фантазия». 2. Конкурс поделок «Зимняя сказка» (номинация «Художественная обработка древесины»). 3. Конкурс рисунков «Мы - вместе!» | Участник | |
Муниципальные конкурсы: 1. Конкурс детской самодельной игрушки «Игрушечные мастера» (номинация «Мягкая игрушка»). Конкурс детской самодельной игрушки «Игрушечные мастера» (номинация «Традиционная игрушка»). | Участник | |
Региональные конкурсы: 1. . Областная выставка технического и прикладного творчества. Номинация «Художественная обработка древесины». | Участник | |
Всероссийские конкурсы: | ||
Общее количество конкурсов: 5 | Общее количество баллов: 145 |
Карта индивидуальной работы с учащимся, состоящим на учете
Учащийся (Ф.И.)___________________________________________________________ Класс_____________
Дата начала заполнения карты________________________________________________
Классный руководитель______________________________________________________
Работа с учащимся.
Результат |
||
Работа с родителями.
Классный руководитель:_________ Лещёва С.Н
ПЛАН
работы с семьями обучаемых, находящихся в трудной жизненной ситуации
Наименование мероприятий
Сроки
Исполнители
Знакомство с семьями обучающихся.
Сентябрь-октябрь.
В течение года
Зам. директора по ВР, классные руководители,
Постановка на внутришкольный учет семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Октябрь.
В течение года
Разработка индивидуальных программ реабилитации семей обучающихся, находящихся в социально – опасном положении
Октябрь – ноябрь.
В течение года
Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители.
Внесение в банки (муниципальный, региональный) данных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Октябрь.
В течение года
Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители.
Текущие и контрольные посещение семей обучающихся на дому с целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьей и ребенком (согласно Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»), оказание помощи семье.
В течение года
Классные руководители, общ. инспектор по охране прав детства
Индивидуальные беседы, диагностика семей попавших в трудную жизненную ситуацию.
Проведение профилактических бесед об ответственности родителей за воспитание детей.
В течение года
Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители.
Проведение разъяснительной работы по вопросам правовой культуры.
В течение года
Оказание помощи в получении необходимых документов для получения:
Социальных пособий;
Получения материальной и другой помощи;
Бесплатных учебников;
Помощи устройства несовершеннолетних на воспитание в семью, под опеку или попечительство;
На работу;
В учебное заведение.
В течение года
Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители
Организация летнего отдыха
Во время летних каникул.
Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители
Профилактика негативного семейного воспитания.
– совместные рейды с инспекторами ПДН ОМ города в семьи «трудных» обучаемых и социально незащищенные семьи;
Приглашение в ОУ для беседы с администрацией;
Подготовка и передача материалов в КДН, отдел охраны прав детства МУ Департамент образования с целью привлечения внимания родителей и опекунов к судьбе детей;
Приглашение на заседание КДН, отдел охраны прав детства МУ Департамент образования;
Изоляция беспризорных детей из неблагополучных семей в реабилитационный центр
В течение года
Зам. директора по ВР, общ. инспектор охране прав детства, инспектора ПДН ОМ города
Взаимодействие с ГУЦЗН с целью организации временной занятости несовершеннолетних.
В течение года.
Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители
Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
В течение года.
Зам. директора по ВР, классные руководители
Информационно – методическая работа с родителями по изучению статей Конституции РФ и Гражданского и Уголовного Кодекса РФ.
В течение года.
Информационная помощь родителям по профилактике вредных привычек среди детей и подростков (наркомания, табакокурение, алкоголизм, здоровый образ жизни)
В течение года.
Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители, школьный инспектор
Координация различных видов социально ценностной деятельности учащихся, направленных на развитие социальных инициатив: участие в творческих конкурсах, участие в организации мероприятий школы и класса, изучение индивидуально психологических особенностей учащихся, в связи с выбором профессии, проведение проф. консультирования.
В течение года.
Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители, библиотекарь, специалисты ГУЦЗН.
Психолого-педагогическое консультирование для родителей.
В течение года
Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители
Диагностика семейного воспитания (анкетирование, тестирование, тест-опросник)
В течение года
Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители
Индивидуальные семейные консультации
В течение года
Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители
Привлечение родителей к проведению общественно-значимых мероприятий, экскурсий.
В течение года
Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители
Привлечение родительской общественности к управлению ОУ через работу родительских комитетов, родительское собрание
В течение года
Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители
Организация встреч и консультации со специалистами (Детского психологического центра, врачом-психиатром, врачом-наркологом и др.)
В течение года
Зам. директора по ВР, классные руководители, общ. инспектор по охране прав детства
Утверждаю директор
МБОУ СОШ №3 г.Чадана
Сегленмей Л.О._________
План работы с семьями учащихся
в трудных жизненных ситуациях, социально-опасном положении
На 2017-2018 учебный год.
Причина неблагополучия: ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, низкий воспитательный, образовательный уровень семьи, алкогольная зависимость у отца, матери (родителей), законных представителей.
Цель: выведение семьи из социально-опасного положения (оказание родителям помощи в осознании меры ответственности за содержание и воспитание несовершеннолетних детей).
Задачи:
1. Оказание социально-педагогической помощи семье;
2. Привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить сама;
3. Просвещение и консультирование родителей по вопросам развития и воспитания детей;
п\п | Проводимые мероприятия | Срок исполнения | Ответственный | Отметка об исполне-нии |
Обследование условий проживания семьи | Август | Кл. рук., соц. пед. | ||
Социально-педагогическая поддержка семьи (беседы с родителями с целью повышения воспитательного, культурного уровня семьи): - «Влияние алкоголя на организм человека»; - «Об уклонении от родительских обязанностей» - «Взаимоотношения в семье»; - «Роль семьи в воспитании детей» - «Стили семейного воспитания» | Ежемесячно Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь | Кл. рук., Соц. пед., зам. дир. по ВР, психолог | ||
Контроль за посещаемостью уроков | ежедневно | Кл.рук. | ||
Организация летней занятости и оздоровление детей | В теч. лета | Кл. рук., соц. пед., зам. дир. по ВР, психолог | ||
Индивидуальные беседы с детьми: - «О соблюдении личной гигиены» - «Разговор о правильном питании» - « Беседа по профориентации» - «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних» - «О взаимоотношениях в семье» - «Вредные привычки» | Постоянно Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь | Соц. пед. Психолог, кл.рук-ли, зам.по ВР. | ||
Индивидуальные беседы с детьми и родителями (по отд. плану) | еженедельно | Кл.руков-ли | ||
Привлечение матери к участию в родительских лекториях (по отд. плану) | ежемесячно | Кл.руков-ли. | ||
Оказание детям социальной помощи и поддержки. | постоянно | Соц. пед., Кл.рук | ||
Оказание учителями-предметниками помощи детям в учебной деятельности. | постоянно | Кл.рук. | ||
Вовлечение детей в классные и школьные мероприятия (классные часы, акции, дни здоровья и т.д.), библиотеку. | постоянно | Кл. рук., библиотекарь | ||
Оказание содействия в оформлении необходимых документов по запросу матери, различных служб. | В течение года | Соц. пед., кл. рук. | ||
Беседа с матерью о соблюдении личной гигиены ребенка. | по мере необходим. | Соц. пед., кл. рук.психолог | ||
Привлечение матери к деятельности класса, к участию в родительских лекториях. | постоянно | Кл.рук. | ||
Вовлечение детей в кружки, спортивные секции. Контроль за их посещением. | постоянно | Кл. рук., соц. пед. | ||
Трудоустройство родителей. | Сентябрь Октябрь | Соц. пед., кл. рук., психолог | ||
Анализ результата работы с семьей. Рассмотреть вопрос на заседании совета профилактики о снятии с профилактического учета по исправлении ситуации в семье. | Май | Соц. пед., кл. рук., зам. дир. по ВР, психолог |
Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________
Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________
Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________
Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________
О.А. Мальчихина
Специалист по работе с семьёй отделения профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия бюджетного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения Нижнеомского района"
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка.
Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.
Семьи, оказавшиеся в СОП и ТЖС, обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года.
Эффективные методы работы специалиста:
Наиболее эффективные и широко применяемые методы работы специалиста по работе с семьёй: консультации, индивидуальные консультации, патронаж, убеждение, внушение, порицание, побуждение, воспитывающие ситуации, инструктирование.
Методы социальной работы – совокупность технологий, исследовательских и терапевтических процедур, способов, с помощью которых осуществляется социальная работа.
Большое место в социальной практике занимают педагогические методы: формирование сознания личности (понятия, суждения, убеждения , оценки); организация познавательной, практической деятельности в поведении (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций); стимулирование деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение , порицание и др.); психолого-педагогическая коррекция и социально-педагогическая реабилитация.
Метод социального патронажа . Во время патронажа специалист посещает квартиру, обследует жилищно-бытовые условия, знакомится с семьей, родственниками, наблюдает за семьей в обычной домашней обстановке, исследует ее психологический климат, обстановку, в которой живут дети. Уловить психо-эмоциональную атмосферу, царящую в семье, можно только в привычной для нее обстановке. Основная цель социального патронажа - комплексная помощь по преодолению кризисной ситуации.
При проведении патронажа специалист должен быть в хорошем настроении, всем своим поведением проявлять интерес ко всему, чем живет подросток и его семья, уважение ко всем ее членам. Специалист не должен осуждать или критиковать; свое несогласие ему лучше выражать мягко, допуская возможность существования другого мнения. При этом нужно находить для себя способы получить в непринужденном разговоре ответы на все поставленные вопросы; следует давать советы в доброжелательном тоне, чтобы при расставании у клиентов осталось приятное ощущение того, что общий язык найден. Закрепить такое впечатление помогает положительный отзыв, высказывание о семье при встрече специалиста с ребенком, выражение удовлетворения от знакомства с его домом. В практике при осуществлении патронажа социально неблагополучных семей нередко приходится сталкиваться с агрессивным отношением ее членов к специалисту (брань, угрозы и т.д.). В этих случаях рекомендуется: не отвечать грубостью, не повышать голос на собеседника; вести себя тактично; патронаж семьи осуществлять двумя специалистами либо в союзе с представителями ОМВД, КДН, органов опеки и попечительства. Специалист должен помнить, что его главный аргумент – защита прав и интересов несовершеннолетних.
Метод информирования в социальной работе – самый распространенный. Его назначение состоит в передаче клиенту актуальной для него информации. Это может быть информация юридического, медицинского, нравственно – эстетического, психолого – педагогического, социально – бытового хварактера.
Метод консультирования. Это ориентация членов семьи, особенно детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы семейного благополучия. По содержанию консультирование может быть: социально-правовым; социально-педагогическим; социально-психологическим; информационным. Консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи - образовательные, психологические, психолого-педагогические. Конечная цель консультационной работы - с помощью специально-организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку. Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей.
Метод убеждения. Метод достигает своей цели, когда у личности сформировалась готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Этот метод обеспечивает развитие общечеловеческих морально-этических качеств. Убеждать - значит разъяснять, применяя эмоционально-словесное воздействие, опираясь на внушение, т.е. сочетая просьбу с разъяснением и внушением.Убеждение может проходить в форме беседы, лекции, рассказа, объяснения, диспута, примера, внушения.Сильнодействующий метод убеждения - пример.Пример может быть реализован через рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного и (или) жизненного факта, личности. Возможности этого метода велики: с его помощью можно иллюстрировать, конкретизировать проблему, связывать теорию с практикой, имеющимся опытом.
- Убеждать - значит активизировать деятельность объекта воздействия. Для этого следует выполнять ряд условий:
Показывать индивиду ошибочные и положительные стороны его поведения;
Ставить человека в такие условия, где он мог бы проявить свои лучшие качества, при этом, не имея возможности или искушения совершить ошибочные действия;
Вовремя подмечать и поощрять положительные стороны индивида;
Метод внушения. Состоит в аргументированном словесном воздействии на членов семьи с целью изменения их мнения, установок и отношений. Усиливают эффект внушения использование определенного эмоционального фона. Внушение имеет эмоционально-волевую окраску и основывается на доверии.
Из истории семьи Ситниковского сельского поселения.
Семья неполная, состоит из трёх человек: мать, сожитель (биологический отец ребёнка, в свидетельстве о рождении не числится), несовершеннолетний 8 лет. Мать самоустраняется от выполнения родительских обязанностей, совместно с сожителем употребляли спиртные напитки, трудового стажа не имеют, мать не приспособлена вести домашнее хозяйство, в квартире часто бывает грязно, беспорядок. С момента рождения воспитанием ребёнка не занималась, должным образом не ухаживала за ними, продукты питания в недостаточном количестве, постельные принадлежности отсутствуют, несовершеннолетний ходил в грязных вещах. В связи с чем, ребёнок стал отставать в своём развитии, стал склонен к простудным заболеваниям, заразился инфекционным заболеванием микроспорией. Для ребёнка существовала угроза для жизни и здоровья. Ребёнок от матери получал недостаточное педагогическое воздействие, так как мать малограмотна, навыки самообслуживания в семье не привиты. Несовершеннолетний по причине болезни долгое время не посещал образовательное учреждение.
Семья поставлена на учет в отделение профилактики, как семья, находящаяся в социально опасном положении.
Специалистами Центра проводились следующие мероприятия:
Социальный патронаж;
Помещение несовершеннолетнего в детское отделение БУЗОО «Нижнеомская ЦРБ» для прохождения лечения,
Применялись методы работы специалистов Центра: метод убеждения, внушения, метод консультирования, метод социального патронажа (психолог, социальный педагог, специалист по работе с семьёй);
Индивидуальные профилактические консультации по любой проблеме,
как в отделении, так и на дому;
Неоднократное оказание материальной помощи б/у вещами;
Длительное время семья подготавливалась к добровольному лечению от алкогольной зависимости. Неоднократно применялись методы внушения, убеждения, приводились примеры из опыта семей,прекративших употребление спиртного. В итоге, было оказано содействие в избавлении от алкогольной зависимости матери.
Проводились мероприятия, направленные на формирование мотивации к работе, учёбе.
После проведения реабилитационных мероприятий с семьей микроклимат в семье улучшился, мама прошла курс лечения от алкогольной зависимости, стала больше уделять внимания воспитанию, содержанию, обучению ребёнка. Улучшены санитарно – гигиенические условия проживания несовершеннолетнего. Мать и сожитель подрабатывают у односельчан на подворьях.
Результат: используя методы социального патронажа, консультирования, информирования, убеждения, внушения семья снимается с банка данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении с положительной динамикой.
Метод побуждения. Главное здесь - нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями. Побуждение - важнейший метод воспитания, который определяет рамки поведения личности в соответствии с принятыми нормами. Побуждение в межличностных отношениях социального работника с клиентом или по отношению к подчиненному выражается в форме рекомендации, инструктажа, совета, в том числе и по улучшению организации жизни.
Метод поощрения. Методы поощрения и порицания используются также и для оценки деятельности людей. В поощрении отражается положительная оценка деятельности индивида. Механизм действия поощрения основан на возбуждении положительных эмоций, которые вселяют уверенность, создают приятный настрой, повышают ответственность клиента. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, похвала, благодарность или просто пожатие руки.
Метод порицания. Порицание - это реакция на нежелательные деятельность и поведение. Для того, чтобы этот метод был эффективным, необходимо соблюдать ряд педагогических требований:
а) конкретность порицания - за определенную деятельность или поступок;
б) индивидуальный подход - необходимо учитывать характер совершенного поступка в связи с личностью индивида;
в) нельзя высказывать порицание, находясь в состоянии раздражения;
г) требуется своевременность и обязательность в применении порицания, формула «проступок - наказание» должна соблюдаться неукоснительно.
Из истории семьи Хомутинского с/ поселения:
Семья состоит из 5-ти человек: мать, сожитель (биологический отец детей, в свидетельстве о рождении детей не числится) и трое детей. Даная семья приезжая и практически сразу была поставлена на учет, как семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации. Мать не имела представления о жизни в деревне, не умела топить печь, сажать огород, не могла вести домашнее хозяйство, поддерживать порядок в доме, стирать одежду. В доме наблюдались антисанитарные условия. С семьей проведена огромная реабилитационная работа. Специалисты отделения установили с мамой контакт.
В работе с мамой применяются методы работы: методы побуждения, поощрения, порицания. Работа была направлена на то, что дома необходимо поддерживать порядок, специалисты Центра совместно с мамой делали уборку в доме, учила ее стирать вещи, сажать огород, ухаживать за домашними животными. Семье неоднократно оказывалась вещевая гуманитарная помощь, как для детей, так и для матери.
Специалисты отделения поддерживают связь с мамой по мобильному телефону в любое время и всегда дают необходимый совет. Мама принимает любую помощь, легко идет на контакт, делится своими достижениями, старается исправить ситуацию, в случае необходимости сама выходит на связь со специалистами, принимает любую помощь.
Результат: работа с данной семьей продолжается, хотя значительно улучшилась обстановка в семье.
Инструктирование : наиболее мягкий метод организационного воздействия, суть которого в разъяснении задач, возможностей, трудностей и последствий неправильных действий клиента, предостережение его от возможных ошибок (консультирование, информирование). Наиболее широко применяется инструктирование по профилактике детского травматизма, в летний период «Соблюдение мер предосторожности на водных объектах», «Предотвращение несчастных случаев на водных объектах», в зимний период инструктирование по технике пожарной безопасности. Раздаются наглядные методические пособия, буклеты.
Приёмы – это подход, действие, направленное на осуществление поставленных целей.
- Воспитательные мероприятия могут включать организацию в семье трудовой деятельности, семейного вечера и праздника (Пасха, Масленица, Рождество и пр.), семейного чтения. (Мероприятия: «Детство без слёз», «Какой я родитель?», «Лучик солнца - доброта», «Здоровье детей – забота родителей»).
Проводятся «круглые столы», которые раскрывают значение семьи в формировании личности ребенка, учат взглянуть на семью глазами ребенка, проблемы здоровья детей, общения родителей и детей, непослушание ребенка, проблемы «дети и деньги», беспокойных подростков и другие, предлагают способы перехода от противостояния к сотрудничеству родителей и детей.
Наш опыт показал, что очень сложно добиться высокой эффективности социальной работы с такой категорией, как семьи, находящиеся в социально опасном положении. Этот показатель напрямую зависит не только от наличия мотивации (даже незначительной) самих членов семьи на положительные изменения в семейной ситуации, не только от системности и комплексности социальной помощи со стороны специалистов социальных учреждений. Но и многих территориальных социальных проблем (отсутствие рабочих мест, низкооплачиваемый труд неквалифицированных работников, асоциальное окружение семьи, недостаточность детских внешкольных организаций и т.п.).
В нашей практике есть положительные результаты работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. После длительной совместной работы специалистов центра, КДН и школ в семьях кардинально менялась ситуация: родители излечивались от алкоголизма, трудоустраивались, детям в семье стало уделяться достаточно внимания, в результате чего разрешались их школьные и поведенческие проблемы. Регулярный патронаж, социальный контроль, и преемственность со стороны специалистов школы и центра позволили закрепить эти результаты и стали успешными методами профилактики социальной дезадаптации семьи.
Самое главное – нужно любить свою профессию, несмотря на порой возникающие затруднения, которые встречаются на профессиональном пути!
Мальчихина Ольга Александровна
Специалист по работе с семьёй отделения профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия бюджетного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения Нижнеомского района".
- Что нужно при подготовке к свадьбе: подробный список до мелочей С чего начинается подготовка к свадьбе
- Виды техник для вышивания бисером Использование смешанной техники в современных вышивках
- Как сшить платье для куклы Тильды: мастер-класс Как сшить одежду для тильды
- Можно ли беременным женщинам летать на самолете?