Анна каренина в кратком содержании. Почему Анна Каренина бросается под поезд? Образ Анны Карениной
Подбирая материалы для поста, я встретила мнение, что самоубийство Анны Карениной убедительно с художественной – но сомнительно с, так сказать, «технической» точки зрения. Однако подробностей никаких не было – и мне захотелось самой разобраться.
Как известно, прообраз Анны Карениной – это сочетание внешности Марии Гартунг, дочери Пушкина, судьбы и характера Марии Алексеевны Дьяковой-Сухотиной, и трагической смерти Анны Степановны Пироговой. О последней мы и поговорим.
В первоначальном замысле Каренину звали Татьяной, и расставалась она с жизнью в Неве. Но за год до начала работы над романом, в 1872 г., в семье соседа Толстого, Александра Николаевича Бибикова, с которым они поддерживали добрососедские отношения и даже вместе затевали строительство винокуренного заводика, произошла трагедия. Вместе с Бибиковым в качестве экономки и гражданской жены проживала Анна Степановна Пирогова. По воспоминаниям, она была некрасивой, но приветливой, доброй, с одухотворённым лицом и лёгким характером.
Однако в последнее время Бибиков начал отдавать предпочтение немецкой гувернантке его детей и даже принял решение на ней жениться. Когда Анна Степановна узнала о его предательстве, её ревность перешла все границы. Она убежала из дому с узелком одежды и в течение трех дней бродила по местности вне себя от горя. Перед смертью она послала письмо Бибикову: «Ты – мой убийца. Будь счастлив, если убийца вообще способен быть счастливым. Если желаешь, то можешь увидеть мой труп на рельсах в Ясенках» (станция недалеко от Ясной Поляны). Однако Бибиков письма не прочитал, и посыльный вернул его. Отчаявшаяся Анна Степановна бросилась под проходящий товарный поезд.
На следующий день Толстой отправился на станцию, когда в присутствии полицейского инспектора там производилось вскрытие. Он стоял в углу комнаты и видел во всех деталях лежавшее на мраморном столе женское тело, окровавленное и искалеченное, с размозженным черепом. А Бибиков, оправившись от потрясения, вскоре женился на своей гувернантке.
Это, так сказать, предыстория. А теперь давайте перечитаем ещё раз описание самоубийства несчастной героини.
Быстрым, легким шагом спустившись по ступенькам, которые шли от водокачки к рельсам, она остановилась подле вплоть мимо ее проходящего поезда. Она смотрела на низ вагонов, на винты и цепи и на высокие чугунные колеса медленно катившегося первого вагона и глазомером старалась определить середину между передними и задними колесами и ту минуту, когда середина эта будет против нее.
«Туда! – говорила она себе, глядя в тень вагона, на смешанный с углем песок, которым были засыпаны шпалы, – туда, на самую середину, и я накажу его и избавлюсь от всех и от себя».
Она хотела упасть под поравнявшийся с ней серединою первый вагон. Но красный мешочек, который она стала снимать с руки, задержал ее, и было уже поздно: середина миновала ее. Надо было ждать следующего вагона. Чувство, подобное тому, которое она испытывала, когда, купаясь, готовилась войти в воду, охватило ее, и она перекрестилась. Привычный жест крестного знамения вызвал в душе ее целый ряд девичьих и детских воспоминаний, и вдруг мрак, покрывавший для нее все, разорвался, и жизнь предстала ей на мгновение со всеми ее светлыми прошедшими радостями. Но она не спускала глаз с колес подходящего второго вагона. И ровно в ту минуту, как середина между колесами поравнялась с нею, она откинула красный мешочек и, вжав в плечи голову, упала под вагон на руки и легким движением, как бы готовясь тотчас же встать, опустилась на колена. И в то же мгновение она ужаснулась тому, что делала. «Где я? Что я делаю? Зачем?» Она хотела подняться, откинуться; но что-то огромное, неумолимое толкнуло ее в голову и потащило за спину. «Господи, прости мне все!» – проговорила она, чувствуя невозможность борьбы. Мужичок, приговаривая что-то, работал над железом. И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла.
То, что Анна Каренина бросилась под товарный, а не под пассажирский поезд – абсолютно правильно с технической точки зрения. Сыграла ли тут свою роль толстовская наблюдательность или он специально обратил внимание на устройство вагонов – неизвестно, но факт остаётся фактом: броситься под дореволюционный пассажирский вагон было исключительно сложно. Обратите внимание на подвагонные ящики и железные распорки для прочности. Незадачливого самоубийцу скорее бы покалечило и отшвырнуло на платформу.
А вот товарный вагон. Примерно под такой, если верить описанию, и бросилась несчастная героиня. Здесь нет никаких подвагонных ящиков, много свободного места и достаточно легко можно «отсчитать» середину. Если учесть, что Анна успела «поднырнуть» под вагон, упасть на руки, встать на колени, ужаснуться тому, что она делает, и попробовать приподняться – то становится понятным, что поезд ехал очень медленно.
…упала под вагон на руки и легким движением, как бы готовясь тотчас же встать, опустилась на колена .
Но вот тут я с классиком не соглашусь: упасть можно между вагонами, а под вагон всё-таки придётся «поднырнуть», то есть наклониться, податься вперёд и только потом упасть на рельсы. Для дамы в длинном платье с турнюром (по моде того времени), в кружевах и в шляпе с вуалью (дамы с непокрытой головой на улицу не выходили, да и выше в тексте упоминается, что «на её лице под вуалью отразился ужас») дело трудновыполнимое, но в принципе возможное. Кстати, обратите внимание – «мешочек» она сняла и отбросила, а шляпу – нет.
«Что-то огромное, неумолимое толкнуло ее в голову и потащило за спину » – тут уж Толстой сжалился над читателями и постарался избежать излишнего реализма. Безымянное «что-то» – это тяжёлое чугунное колесо (вернее, колёсная пара). Но я тоже не буду углубляться, потому что представлять это на самом деле страшно.
– Но почему же она просто не бросилась под паровоз? – спросила я у С. – Зачем было нырять под вагон?
– А как же передний отбойник? Именно для этого его и устанавливали – чтобы в случае необходимости сталкивать с путей коров, коз и прочих Карениных… Её бы просто отшвырнуло в сторону, и была бы вместо романтической смерти глубокая инвалидность. Так что способ технически правильный, хотя и не очень удобный для дамы, одетой по моде того времени.
Словом, никаких «технических» ляпов в описании гибели Анны Карениной мы не нашли. Видимо, Толстой не просто наблюдал за вскрытием погибшей Анны Пироговой, но и беседовал со следователем, собирая жутковатый, но необходимый для описания самоубийства материал.
В семье Облонских не все гладко, Муж - Степан Аркадьевич часто изменяет своей жене Долли. Он искренне не понимает, почему жена не может не обращать внимания на такие мелочи. В это время приходит телеграмма с сообщением, что приезжает сестра Облонского - Анна Каренина. Облонский на службе встречает давнего знакомого - Константина Левина. Левин собирается сделать предложение младшей сестре Долли - Кити Щербацкой. И Кити и ее семья довольны таким положением. Но тут за Кити начинает ухаживать граф Вронский, молодой блестящий офицер. Когда Левин делает Кити предложение, она отказывает ему. Вронский же и не думает о создании семьи, Кити нравиться ему, но не более.
По воле случая Облонский и Вронский встречаются на вокзале, где первый встречает Анну, а офицер мать. С первого взгляда Вронский очарован Анной. По приезду домой брат просит сестру помирить его с женой. Анна разговаривает с Долли и уговаривает простить мужа, у Долли нет выбора, так как ехать ей не куда. Анна так же очень нравится Кити, девушка очарованна ее манерами и нарядами. Но вскоре она замечает, что Вронский предпочитает проводить с Анной все время и танцует только с ней.
Когда Анна возвращается в Вронский едет с ней. На вокзале Анну встречает муж - Алексей Александрович. Он намного старше жены, педантичен и холоден. Анна по свойству натуры темпераментна и импульсивна, сдержанность мужа тяготит ее. Их сын Сережа больше расположен к матери, отца же он стесняется.
На почве нервного срыва у Кити врачи подозревают туберкулез. Решено отправить девушку на лечение за границу. Анна с Вронским постоянно видятся в доме княгини Бетси Тверской. Весь свет уже судачит об их романе. Единственный кто пока остается в неведенье это муж Анны. Но его знакомые вскоре открывают ему глаза на не допустимое поведение жены. Алексей Александрович решат поговорить с Анной. Но Анна все отрицает и притворяется, что вообще не понимает о чем идет речь. Роман Анны и Вронского переходит от платонической к физической любви.
Левин после отказа Кити удаляется в свое имение и погружается в хозяйственные дела. Когда Стива приезжает к нему в гости, то рассказывает о болезни Кити и обвиняет друга в нерешительности. Отношения между Вронским и Анной приводят к скандалу в обществе. Вронский хочет развода и уговаривает Анну жить с ним как жена. Анна говорит, что муж никогда не даст ей развод, так как это повредит его карьере. Вскоре во время скачек с Вронским происходит несчастный случай, и Анна, не выдержав морального напряжения, во всем признается мужу и просит развода. Каренин требует от жены соблюдения приличий.
На водах Щербацкие знакомятся с мадам Шталь и ее компаньонкой Варенькой. Кити сдруживается с Варенькой и рассказывает об обмане Вронского. Варенька успокаивает и утешает ее. По примеру Вареньки Кити пытается найти забвение в уходе за нуждающимися. Вскоре Щербацкие возвращаются в . Долли вместе с детьми переезжает в деревенское именье, которое находится по соседству с именьем Левина. Левин помогает им обустроиться и наладить быт. Долли сообщает ему, что пригласила на лето Кити. Ей очень хочется помирить сестру с Левиным.
Каренин решает не портить свою репутацию дуэлью с Вронским и не обращать внимание на слухи. Жить дальше, также как и раньше. Он пишет Анне письмо, в котором сообщает, что как и прежде будет содержать ее, но она должна соблюдать приличия ради сына. Сначала Анна хочет забрать сына и уйти от мужа, но не хочет лишаться привычного комфорта и образа жизни.
Выясняется, что Анна беременна, она ждет решения Вронского, готовая бросить и мужа и сына. Перед Вронским стоит необходимость оставить службу. Анна начинает ревновать Вронского и устраивать ему сцены. Ее поведение отталкивает его. Каренин забирает сына и уезжает в . Кити в гостях у Оболенских встречает Левина и между ними вспыхивает, прежня привязанность. Начинаются приготовления к свадьбе.
Анна после родов заболевает и зовет мужа, чтобы попросить у него прощения. Каренин приезжает и организовывает уход за женой и новорожденной девочкой. После того как Анна выздоравливает Каренин соглашается на развод не видя другого выхода. Вронский с Анной и дочерью уезжает в Италию Каренин с сыном остается в . После свадьбы Кити и Левин никак не могут ужиться друг с другом. Но через некоторое время все налаживается. Они переезжают в Москву. Кити ждет ребенка.
Анна решает вернуться в Петербург, что бы увидеть сына. Но ее муж против их встречи. Его знакомая, графиня Лидия Ивановна пишет Анне письмо в оскорбительной манере. Анна решается тайком придти к сыну в день его рождения. Но Каренин застает ее в доме, и она уходит, так и не подарив сыну игрушки. Дома Анне скучно и она едет в театр. Но там случается скандал, одна из дам заявляет, что сидеть рядом с Анной «позорно». Дома Анна обвиняет в случившемся Вронского.
Варенька приезжает к Кити, чтобы заботиться о ней. Брат Левина Сергей интересуется Варенькой, но так и не решается сделать ей предложение. Долли навещает Анну и Вронского в их именье. Жизнь их проходит в сильном напряжении. Анна совсем не интересуется дочерью, но по-прежнему страстно влюблена во Вронского. Она устраивает ему постоянные сцены ревности, чем только все больше отталкивает его от себя. К тому же, во время его очередной отлучки она начинает принимать морфин. Когда Вронский обнаруживает ее пристрастие, разгорается скандал.
У Левиных рождается сын Дмитрий. Анна все больше страдает от холодности Вронского, от вынужденной изоляции. Ее настроение постоянно меняется, она переходит от страстных признаний в любви к столь же страстным взрывам ненависти. В один из дней, утратив окончательно контроль над чувствами, Анна бросается под поезд, чтобы отомстить Вронскому за холодность. Маленькую дочь Анны и Вронского забирает к себе Каренин. Семья Левиных счастлива и растит сына. Вронский уезжает из России.
Если вы читаете эту статью, значит, вас интересует произведение, которое написал Толстой, - "Анна Каренина". Краткое содержание этого романа вы найдете ниже. В наше загруженное время людям часто не хватает отдыха, не говоря уже о чтении книг, но это самое время требует от нас быть всесторонне развитыми. Поскольку многие не имеют времени на чтение больших романов, они могут прочитать их в кратком варианте. В этой статье представляем вашему вниманию краткое содержание "Анны Карениной". Этот роман был написан Львом Толстым в 1878 году.
"Анна Каренина" - книга, краткое содержание которой сложно передать. Но мы попытаемся сделать это наиболее понятно и оступно для читателя.
В доме Облонских в Москве царит суматоха - все ждут приезда сестры хозяина, Анны Карениной. Накануне этот самый хозяин, Степан Аркадьевич Облонский, был уличён женой в измене с гувернанткой. Он жалеет свою жену Долли, но понимает, что больше её не любит, несмотря на то, что она родила ему семерых детей, из которых только пятеро остались в живых. В этот день Степан обедает со своим давним другом Константином Левиным, который приехал в его дом для того, чтобы сделать предложение свояченице Облонского, Кити. Но тот сообщает ему, что у него появился соперник в лице Алексея Вронского. Кити же не знает, кому отдать предпочтение - Левину, с которым ей легко и свободно, или Вронскому, которым она увлечена, но ещё не знает, что он не собирается на ней жениться. Но всё же она отказывает Левину. Вронский же на вокзале встречает Анну Каренину и всерьёз увлекается ею. На балу Китти ждёт, что он с ней объяснится, но он целиком поглощён беседой с Анной. Китти пребывает в отчаянии. Анна возвращается в Петербург, а Вронский едет за ней.
Левин возвращается домой. Молодой человек переживает из-за отказа возлюбленной. Анна же разочарована в своей обыденной жизни. Общество мужа, который намного старше её и к которому она всегда испытывала только уважение, стало тяготить её. Она начинает видеть в нём только недостатки. Её не спасает даже любовь к Серёже, их 8-летнему сыну. Вронский влюблен в Анну и всячески добивается её расположения. Алексей Каренин, муж Анны, замечает влечение жены и Вронского друг к другу, которое переходит из необременительного флирта в нечто большее, и видит, как негативно относится к этому высшее общество. Он выражает жене своё недовольство, но ничто не может сдержать её. Через год после их первой встречи Вронский и Анна становятся любовниками. Молодой человек уговаривает Анну оставить мужа и связать свою судьбу с ним. Но Анна не может решиться оставить мужа, несмотря на то что ждёт ребенка от Вронского. Каренин ставит Анне условие, что если она уйдет, то не увидит сына, а посему она должна сохранять видимость счастливой семейной жизни. Анна стремится к Вронскому и даже условия мужа не могут остановить женщину.
Во время родов Анна едва ли не умирает и в горячке просит прощения у мужа. Вронского она отвергает. Он, униженный, пытается застрелиться, но его спасают. Через некоторое время после родов, несмотря на трепетное отношение Каренина к дочери, он по-прежнему раздражает Анну. Через месяц после её выздоровления Вронский уходит в отставку, и она уезжает с ним и дочерью за границу.
В встречается с Китти и понимает, что она влюблена в него. Он делает ей предложение, они венчаются.
Анна и Вронский в Италии, но у них не все так хорошо, как вначале. Им становится скучно. По возвращении Анна отчетливо ощущает, что общество отвергло её. То же самое происходит и с Вронским. Они начинают жить в деревне, в имении Вронского, ожидая решения о разводе. Но между ними нет согласия. Анна ощущает, что все больше любит Вронского, поэтому ревнует его ко всему, чем он увлекается, даже к любой деятельности. Вронский же, напротив, тяготится ею. В отчаянии Анна бросается под поезд и погибает. Вронского мучит раскаяние. Он едет на войну, оставив дочь Каренину. У Левина и Китти рождается сын.
Теперь, когда вы знаете краткое содержание "Анны Карениной", возможно, вам захочется прочитать этот роман в полном объёме или же посмотреть одну из его экранизаций. Они производят неизгладимое впечатление. А краткое содержание "Анны Карениной" поможет вам разобраться в некоторых аспектах сюжета.
Анна Каренина — краткое содержание
Кризис развивается в семье Облонский, когда Долли узнает о делах своего мужа. Сестра Стива, Анна Каренина, прибывает примирить супругов и отговаривает Долли от развода. Константин Левин, друг Стивы, приезжает в Москву, чтобы предложить восемнадцатилетний Китти Щербацкой руку и сердце. Она отказывает ему, потому что она любит графа Вронского, лихого офицера, который не имеет намерения жениться. После знакомства с прекрасной Анной Карениной, Вронский влюбляется. Он и Анна настолько увлечены друг другом на балу, что надежды Кити на счёт Вронского разбиты. Анна возвращается к мужу и сыну в Санкт-Петербург, в то время разочарованный Левин возвращается в свою усадьбу.
Китти заболевает после унизительного отказа Вронского. В Германии на лечении, она пытается отрицать свою женственную природу и хочет стать религиозной. Но, понимая лицемерие этих мыслей, Китти возвращается в Россию, излечившись от своей депрессии и готовая принять статус замужней женщины. Анна пытается разорвать отношения с любовником и начать новую жизнь, но к этому времени она уже ждёт ребёнка от Вронского. Анна вынуждена признаться мужу в своём прелюбодеянии.
Посвятив себя сельскому хозяйству, Левин пытается найти смысл жизни вне брака. Он расходует свою энергию на разработку совместной системы землевладения со своими крестьянами, чтобы наилучшим образом использовать землю. Видя, как его брат Николай безнадежно болен туберкулезом, он понимает, что он работает, чтобы не ждумать о смерти. Он также понимает, что он всегда будет любить Кити. Вронский разрывается между карьерой и любовью, он так и не может решиться жениться на Анне. В это время Анна, разорвав отношения с мужем, продолжает любить и страдать по Вронскому, эта жизненная коллизия кажется ей неразрешимой.
Кити и Левин занимаются подготовкой к свадьбе. Каренин, который пытался сохранить спокойствие в связи с изменой жены, в конце концов не выдерживает и нанимает адвоката по разводам. У Анны рождается дочь, она больна от родильной горячки. Каренин прощает ее и чувствует в себе всплеск человечности и христианского милосердия. Он объясняется с Вронским. Вронский чувствует себя настолько униженным, что пытается покончить жизнь самоубийством, но лишь ранит себя. После выздоровления Анна и Вронский вместе с маленькой дочкой Анечкой уезжают путешествовать в Италию. Анна отказывается разводиться с Карениным, опасаясь, что муж отнимет у неё сына Серёжу.
Левин и Кити, после свадьбы никак не могут приноровиться друг другу, но затем всё налаживается. Смерть брата Николая Левина затрагивает глубоко, и он понимает, что чувства, а не разум, позволяет преодолеть жизненные проблемы. Вскоре он узнает, что Кити беременна. После медового месяца в Италии, Анна и Вронский вернулись в Петербург. Она тоскует без сына, которого насильно отнял у неё её муж, любовь Анны к Вронскому становится все более отчаянной. Теперь Вронский единственный близкий ей человек. Несмотря на его возражения, она смело посещает театр, но за их сминой шепчутся и осуждают её поведения заглаза. Оскорбленная в опере, она обвиняет Вронского за отсутствие сочувствия к ней, а он сердится на нее нескромность. Они часто ссорятся по этой причине.
Долли навещает Анну в имении, где та живёт с Вронским и дочкой Анной. Анна прекрасно выглядит, она говорит Долли, что у неё больше не будет детей, так как она хочет быть красивой и нравится Вронскому. Она боится, что Вронский может бросить её. Она мало уделяет внимания своей дочери, но очень увлечена ведением хозяйства. Развода с Карениным она больше не хочет, но хочет, чтобы сын был с ней. Она всё так же сильно тоскует по нему. Вронский всё чаще начинает чувствовать, что надоедливая любовь Анны всё больше в тягость ему. Он понимает, что совсем теряет независимость. Он уезжает из имении на губернские выборы. Анна пытается не докучать ему. Но у неё это получается недолго. Анна начинаетпринимать морфий. Она пишет ему ревностные, слёзные письма. Заставляет вернуться. Обманывает, что серьёзно больна их дочь Анна. Вронский возвращается и тут же вскрывает обман с болезнью дочери. Его тяготят постоянные выяснения отношений, навязчивая любовь Анны. Он уже сам не хочет развода Анны и Каренина.
Знаете, отчего умерла Анна Каренина? (Только не шутите – «оттого, что она бросилась под поезд»). Анна Каренина погибла не от того, что её бросил Вронский (и не от того, что будто бы «она поняла, что она тоже его разлюбила и поэтому теперь ей больше жить незачем»
или
Как сказкотерапия может «вылечить мир уродов»?
Профилактика и лечение пред-суицидальных состояний
Знаете, отчего умерла Анна Каренина? (Только не шутите – «оттого, что она бросилась под поезд»).
Анна Каренина погибла не от того, что её бросил Вронский (и не от того, что будто бы «она поняла, что она тоже его разлюбила и поэтому теперь ей больше жить незачем» – как говорят иные тонкие психологи женской души).
И конечно она погибла не от того, что её отвергла родная социальная среда – высшее общество Петербурга. Она его сама первая легко отвергла.
От этого всего люди не бросаются под поезда. Это всё то, что называется рядовым словом – «проблемы, беды, неприятности, кризисы, жизнь...» Но от проблем, бед, неприятностей, кризисов и жизни – люди не бросаются на рельсы.
Точнее, не все люди бросаются от жизни сразу на рельсы...
А вот это уже интересно.
Почему же бросаются?
Она погибла от одной тяжёлой внутренней болезни души, которая взяла над ней верх, сразу, как только «её организм ослаб». Ну вот от тех самых неприятностей ослаб.
Когда жизнь её была комфортна, то с её тяжёлой болезнью можно было жить не унывая. Но как только с ней случились первые неприятности (расставание с любовником, на которого была сделана вся эмоциональная ставка), вот тут порок её души дал прогресс и уничтожил Анну как скоротечная чахотка или молниеносный рак. Поговорим об этом, чтобы нам в минуту неприятностей не обнаружить в себе тот самый порок души, который нас и уничтожит.
Порок души Анны Карениной можно назвать так: «Я вижу мир правильно, и я вижу, что он – неправильный, это же очевидно».
Но вначале давайте-ка предысторию...
Коренные причины и архетип «русского типа» пред-суицидных настроений
Анна Каренина – главная и, пожалуй, самая «грамотная» с точки зрения психиатрии – героиня-самоубийца в русской культуре и литературе.
Если русский человек «заболевает суицидом», то обязательно «по каренинскому типу».
Такова уж сила и механизм взаимодействия Великих Текстов с их читателями – или просто пассивными «носителями» определённой национальной культуры и её невидимых кодов.
Нет, русские не будут обязательно бросаться под поезд и обязательно из-за расставания с любимыми. Не то.
Неважно как и по какому незначительному поводу кончает с собой человек по каренинскому типу.
Важно, что всему этому предшествует одинаковая философия и одно и то же состояние души.
Какой, грубо говоря, патологический взгляд на мир, приводит к тому, что человек может с этим миром патологически легко расстаться?
Так что же такое это «русское самоубийство» по каренинскому типу?
Это, друзья мои, такой взгляд на мир, когда вам видится, что мир вокруг вас состоит из одних уродов и одного уродства.
Вот это и есть «русское самоубийство по каренинскому типу», точнее – идейная и психологическая подготовка к нему.
Школа как воспитательница патологии
Открою вам один секрет: всех нас научили вопиюще неправильно понимать, «что хотел сказать Толстой», описывая мысли и чувства Анны. Слава Богу, что этот роман всё-таки не особо проходили в школе.
Но и вне стен кабинета литературы средней школы – тоже есть «ненавязчивая культурная трактовка», и она лилась на нас буквально из каждого утюга...
Рассуждая с нами о Карениной, нас научили самоубийственному взгляду на мир.
А кто таковым не обладал, тому его подарили.
Тест на ваше восприятие финала Анны Карениной
Сейчас я вам дам в качестве психологического теста – небольшой отрывок из романа.
Вам нужно будет только честно выбрать из трёх вариантов ответа – ваш, родной, «как вам кажется и как всегда бы казалось, если бы вы об этом думали».
Вот он – знаменитый отрывок из «русской психологической прозы 19 столетия».
Конец 7-ой части романа. Через 4 страницы Анна бросится на рельсы. Толстой-то написал гениально. Но мы же как всегда ни черта не поняли или поняли всё ровно наоборот!
Финал 7-ой части
«Прошли какие-то молодые мужчины, уродливые, наглые и торопливые. Прошёл и Пётр с тупым животным лицом. Шумные мужчины затихли и один что-то шепнул об ней другому, разумеется что-нибудь гадкое. Она села в купе на испачканный (когда-то – белый) диван. Пётр с дурацкой улыбкой приподнял свою шляпу. Наглый кондуктор захлопнул дверь. Дама уродливая, с турнюром (Анна мысленно раздела эту женщину и ужаснулась на её безобразие) и девочка, ненатурально смеясь, пробежали внизу.
«девочка – и та – изуродована и кривляется!» – подумала Анна. Чтобы не видеть никого, она быстро встала и села к противоположному углу в пустом вагоне. Испачканный уродливый мужик прошёл мимо этого окна. Она, дрожа от страха, отошла к противоположной двери. Кондуктор отворял дверь, впуская мужа с женой. И муж и жена казались отвратительны Анне. Анна ясно видела (Ванга! – Е.Н) как они надоели друг другу и как ненавидят друг друга.
И нельзя было не ненавидеть таких жалких уродов».
А теперь 3 варианта ответа на вопрос к заданию «О чём этот отрывок?»
1. Толстой – талантливо, ярко и правдиво-беспощадно изобразил угнетающую русскую действительность той России, которая и подтолкнула бедную Анну под колёса поезда. (Ответ хитрого отличника).
2. Да, Толстой сам какой-то человеконенавистник, как и все «заумные интеллигенты». Я мрачные книжки не читаю. Зачем вы мне это дали? (Ответ весёлого троечника ).
3. А теперь – единственно правильный ответ, друзья. Гармонирующий с наукой психиатрией! Читаем абзац ниже.
Правильный ответ – что именно хотел нам всем показать Толстой
«Толстой художественными средствами – моделирует – как выглядит отражение Мира в сознании самоубийцы. То есть, человека, для которого – немыслимо дальнейшее существование.
В патологическом, уродливом сознании Анны уже не осталось ничего человеческого и живого.
По сути, она убита, раздавлена, мертва ещё за 4 страницы до того места, где описан механический акт самоубийства.
Толстой надеется, что здоровый и умный Читатель этого отрывка сам поймёт:
это восприятие мира – невозможное, крайнее, уродливое, нечеловеческое, граничащее с Небытием – становящееся им (небытием)...
Толстой психологически подготавливает читателя к логичности самоубийства героини, объясняя, что «снятием противоречия» между уже мёртвым сознанием и ещё живым телом может быть только – честная смерть».
(Алексей Пурин «Пиротехник или романтическое сознание»)
Психология «Ответа отличника»
А честно скажите, какой ответ теста из трёх выбрали бы вы, если нам не разжевали это всё грамотно психиатры?
Самый страшный ответ, конечно – первый. (Толстой гневно показал убогую действительность царской России).
К сожалению, именно это нам и втолковывали лет сто!
Зачем это было нужно?
Очень просто! Именно так воспитывались «социальные преобразователи».
Таких людей потом легко можно вовлечь в любую политическую деятельность под лозунгом «Преобразуем убогий мир».
Однако, преобразование мира – это иллюзия, утопия.
Всё, что мы можем сделать за годы своей недолгой жизни – это попытаться … преобразовать … себя.
Ну, например, не быть таким злюкой. А где уж нам мир-то преобразовывать?..
Здоровому человеку всегда понятно: болен отнюдь не мир вокруг Анны. Больна сама Анна. Так больна, что через 4 страницы бросится под колёса.
Однако, идеология, которая вечно с кем-то вовне боролась (а потом хотела просто задним числом оправдать революцию прошедшую и все будущие) учила нас прямо иному.
Чему-то вроде: «Вокруг вас мир уродов? Вы правы! Вот и Толстой так же считал! Идите к нам, потому что мы строим на земле рай, в котором никакие Анны не будут плакать».
Однако ведь в агрессивные революционеры берут не всех, не все и сами пойдут...
А все, кто остались не у преобразовательских дел, но как следует обработанные этой философией, остаются с насильно воспитанным у них -
фокусом зрения самоубийцы
Итак, дорогие отличники... Это не мир был «плохой», это Анна была «плохая». А вы не поняли .
Разбираем ответ «троечника»
Он уже гораздо поздоровее, но и он таит в себе подвох.
Троечник понимает, что в этой «галерее уродов» что-то не так.
Но троечник лениво думает: «Ну это же – Толстой! Это всё не про меня, не про нас, слишком заумно и не современно ни капельки».
Вот на этой ошибке троечника и ловят. Ага, не веришь, что мир плох? Сейчас мы подойдём к тебе по-другому...
Писатель посовременнее и попроще излагает троечнику ту же «философию Анны Карениной».
Троечник поддаётся: «Ну, если такой пацан сказал, «как всё плохо» – то значит, это правда!»
Вот и троечник тоже заболел фокусом зрения самоубийцы. Можно не мухлевать с Анной Карениной.
Как защитить и вылечить себя от «фокуса зрения самоубийцы»?
Сказкотерапия «мира уродов»
Во-первых, как и в лечении любой болезни – профилактика: устранение возможности контактов с очагом заразы.
Это значит вот что.
Напишите себе на карточку ту самую длинную цитату из «Карениной» с её правильным анализом на обороте – и так и ходите. Периодически прикладывайтесь. Ничего вам не напоминает? В вас? В окружающих? В том, что вы читаете, слушаете и смотрите? Чему жмёте «лайки» и ставите «классы»?
Та же самая «философия» Анны за 4 страницы до поезда – льётся на вас весь день? Вы только такое искусство и любите?
Отпишитесь от паблика, покиньте группу, удалите из друзей, не читайте, не смотрите, мягко прервите (не споря).
Анна была хорошая, порядочная и когда-то – по-настоящему живая женщина. Только один раз заведя такую философию на полную громкость – она как честный человек чтут же через 4 страницы шагнула под поезд.
Если вы видите, что человек поёт эти песни, но под поезд шагать что-то не торопится, задайте себе вопрос – почему?
Вспомним, что пишет знаток психиатрии и романа Толстого – Алексей Пурин:
«Уже мёртвое сознание и ещё живое тело». В патологическом, уродливом сознании людей, производящих подобные смыслы, уже не осталось ничего человеческого и живого.
Зачем же вы общаетесь с такими людьми?
Зачем прислушиваетесь и присматриваетесь к их фильмам, книгам, ЖЖ-блогам, арт-проектам, мыслям, афоризмам?
Анна не зарабатывала деньги и не нуждалась в модной скандальной славе – она сильно, остро страдала и тут же – умерла. Ибо такого рода страдания несовместимы с жизнью. Это и хотел показать – классик Толстой.
Анну можно жалеть. Людей же, которые поют «песню Карениной» годами и десятками лет, но при этом имеют ровный загар и свой бассейн на вилле – нужно обходить стороной как мусорные кучи.
Для примера приведу вам «творчество» нелюбимого мною деятеля современной культуры – Ларса фон Триера. Он не бросится под поезд ни через 4 ни через 44 фильма. Значит, нам можно не внимать его липовому «отчаянию». У нас у самих слишком много своих дел.
Что делать, если я и сам периодически чувствую и вижу мир глазами Анны Карениной за 4 страницы до самоубийства?
А вот тут, собственно, вам и поможет – сказкотерапия!
Так от чего погибла Анна Каренина?..
Она погибла от одной тяжёлой внутренней болезни души, которая взяла над ней верх, сразу как только «её организм ослаб» от неприятностей.
Когда жизнь её была комфортна, то с её тяжёлой болезнью можно было жить не унывая.
Но как только с ней случились первые неприятности (расставание с любовником, на которого была сделана вся эмоциональная ставка), вот тут порок её души дал прогресс и уничтожил Анну как скоротечная чахотка. Поговорим об этом.
Если ваш глаз выхватил из потока бытия картинку «люди – уроды и их нельзя не ненавидеть» – запомните эту ситуацию.
И тут же - напишите историю, сказку, которая объяснит, исцелит этот кусок реальности.
Как же писать «сказку»?
Каким инструментом мы будем исцелять реальность, то есть – себя?
А знаете,чего не хватало Анне Карениной за балами?
Какого фокуса зрения?
Ей не хватало обычного человеческого чувства (сильно развитого) – умения испытывать – жалость, сочувствие, понимание, печаль – не только по отношению к самой себе (О! Это мы все можем прекрасно!)
По отношению к другим – посторонним людям, к миру вообще.
Я расскажу удачный пример спонтанной сказкотерапии, которую провела одна моя знакомая мама со своей пятилетней дочкой.
Перенос остановки или «У тебя чё - проблемы?»
В прекрасном настроении обе они не ранним утром отправились на маршрутке по весёлым делам. Остановка, которую они всегда знали, была внезапно и без их ведома – перенесена в другое место. Молодая женщина спросила удивлённо водителя, когда подъезжала к знакомому месту: «А вы что тут не остановите?»
На что водитель в очень некрасивой манере ответил: «Остановка – там! Сама будешь платить штрафы!»
На какие-то невнятные писки моей клиентки водитель отпаририровал так: «У тебя чё – проблемы? Давай выходи!»
Очень некрасивая история, не правда ли? Вот один кирпичик в паззл «Мир состоит из опасных Уродов».
Но ведь с моей клиенткой была её пятилетняя дочь! Выйдя из машины, мама стала рассказывать девочке историю о том, как же этому молодому мужчине сегодня было плохо с самого утра – а может и раньше.
Как его поругал грубый начальник, какие у него проблемы с зарплатой и как он справедливо боится быть оштрафованным! Какая у него жена и дочь, за судьбу которых он боится и как у него сильно болит голова!»
В итоге девочка сказала маме: «давай вернёмся к этому дяде и извинимся перед ним и скажем, как мы его любим, чтобы он не плакал. И дадим ему денег».
На что мама очень грамотно сказала так: «Не нужно этого делать, дочь, ему это будет странно и даже не очень приятно. Он сейчас сильно расстроен. Но ты можешь за него помолиться».
Сама клиентка грустно добавила вот что: «Я почему-то интуитивно догадалась – в чём была его проблема на самом деле, раз он с такой ненавистью посмотрел на меня – молодую весёлую женщину. И даже догадываюсь, какое слово, возможно, бросила ему утром в лицо его бедная злая жена.
Но я же не могу произносить и объяснять пятилетней девочке такие понятия. Поэтому я вынуждена была рассказать ей «сказку»...
Вот – мгновенная «сказкотерапия» , как пластырь, как перекись водорода на свезённую коленку! Вы скажете – примитивно? Это не сказка?
А какую банальную реакцию дали бы вы – без этой «примитивной» сказкотерапии»?
Что делать, если вы видите перед собой очень злого (патологически жестокого – на ваш взгляд) человека, которого реально боитесь?
Ну, во-первых,
не смотрите на такие фотографии . Вообще читайте поменьше новости СМИ. Потому что ну ведь не в жизни же вы встретили такого человека, не в лесу - один на один?
Ибо если бы это было именно так – вы бы не стали вопрошать: «Что делать, если...» Вы бы мгновенно побежали с криком «Мама!» Организм сам знает ответ на реальные опасности.
Но мы имеем нездоровую привычку «любоваться» патологическими личностями на безопасном от них расстоянии – например, листая новости в Интернет...
Если вы всё же увидели такого человека – вспомните немедленно евангельскую притчу о том, как Христос изгнал из безобразного бесноватого легион бесов и отправил их в море в стаде свиней.
Мысленно драматизируйте эту старую историю на свежем материале.
Представьте – как выглядел бы этот человек – исцелённый.
Просто допустите возможность, что такое – да – может быть .
Что нет «окончательных уродов» и человек таким вовсе не создан.
Вообще, нам нужно привыкать почаще обращаться к евангельским сюжетам и притчам – для пополнения сказкотерапевтического арсенала. А то ведь даосские притчи мы все знаем хорошо, а Евангелия?
Об этом мы и поговорим как раз в нашем – следующем материале.
А в заключение ещё раз подведём итог по «Анне Карениной».
Как только в очередной раз мир покажется вам «галереей уродов» – начинайте сказкотерапию для себя самого! Выхватывайте самый «яркий» сюжет.
Отвечайте на вопрос:
«Почему эти люди такие?
Почему они кажутся мне такими?
Не таков ли я сам?
Могу ли я испытать к ним обоснованное искреннее сочувствие?
Могу ли я испытать сейчас вместо ненависти к ним хотя бы – скорбь по их поводу?»
Ну а если это не вы, а кто-то другой сгенерировал тему «Мир – это мир уродов» – выключите для себя источник этого шума . Ведь (как учат нас писатели-классики) это есть предсмертный бред самоубийцы, а никакая не «жизненная позиция».
Итак, тема вашей следующей сказки: «Попытка понять то, что меня отталкивает».
Что отталкивает вас? Поведению людей всегда можно найти объяснение. Перестаньте «отталкиваться» от людей . Пишите вместо этого – добрые, исцеляющие ваши глаза – сказки! опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта
Елена Назаренко
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet