Консультация для родителей

"Детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять?"

   Порой, у родителей возникает вопрос: как относиться к колорит­ным и вместительным, но постро­енным грамматически неправильно детским словам?  Закономерности возникновения ошибок позволяют проследить ход речевого развития ребенка.
  • Одна из хорошо известных ло­гопедам ошибка связана с заменой, казалось бы, уже освоенного звука другим. К примеру, при освоении произнесения звука [ш] ребенок заменяет его звуком [с]; «шырость» вместо «сырость». Необходимо поправлять неправильное про­изнесение ребенком звуков. Чем раньше слово, употребляемое в не­соответствующей форме, попадает в лексикон ребенка, тем сложнее в дальнейшем исправляется произ­несение искаженной формы. Дети с завидным упорством повторяют искаженное ими слово. Если не­правильное произнесение ребен­ком звука имеет стойкий характер и не поддается исправлению, необ­ходимо обратиться к логопеду.
  • Другой, более распространен­ной ошибкой являются придуман­ные детьми слова, не употребляе­мые в речи взрослого. Взрослые часто восхищаются словами, приду­манными их малышом. Конечно же, мы можем восторгаться словотвор­чеством малыша, но мы ни в коем случае не должны хвалить при ребенке то или иное придуман­ное им слово. Таким поощрением мы закрепим неправильное слово в его словаре. Услышав неправиль­но произносимое ребенком слово, необходимо сразу же поправить малыша: «Так не говорят, ты ошиб­ся. Нужно сказать...» Вы должны очень четко произнести слово и
  • попросить малыша повторить его вслед за вами.
  • Типичной ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной более легкой для ребенка формы. К примеру: «вставаю», вместо «встаю»; «лизаю» вместо «лижу», то есть ребенок ис­пользует одну стандартную форму глагола. Исследователи детской речи отметили, что когда ребенок усваивает какую-нибудь одну фор­му языкового значения, то он рас­пространяет ее и на другие.
  • Следующий тип ошибок связан с изменением существительных по падежам. Падежные окончания образуются детьми по усвоенным ими образцам. Приведем пример из книги М.М.Кольцовой «Ребенок учится говорить»: «Возьмем все стулы и сделаем поезд», - предлагает трехлетний Женя своему приятелю. «Нет, - возражает тот, - здесь мало стулов».
  • Ошибки наблюдаются и в окончаниях существительных, и в употреблении сравнительной степени прилагательных. Вообще, следует отметить, что речь малень­ких детей бедна прилагательными. Прилагательные составляют всего около 3-4 % от других частей речи. Прилагательные сложны для не­посредственного восприятия ре­бенком, ибо их употребление под­разумевает хорошее знакомство с предметом или вещью. Ребенок использует в своей речи неболь­шое количество прилагательных, с которыми их знакомят родители в повседневной деятельности или во время игры: страшный, злой, до­брый, умный.Необходимо развивать интерес ребенка к свойствам предметов (большой, маленький, круглый, си­ний) и людей (добрый, злой, силь­ный, слабый).
  • В двухлетнем возрасте ребе­нок способен отличить качество от количества или действия. Од­нако наибольшую сложность для ребенка представляет соотнесе­ние качественных характеристик предмета, например, размер с раз­мером, цвет с цветом. Ребенок пу­тает эти понятия.
  • Обязательно исправляйте ошиб­ки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком и обидите его, он на какое-то время может замолчать, но главное, он может потерять к вам доверие.