Консультация для родителей

"Ритмопластика"

  Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.

  Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они  мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

   Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена.      Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. 

    Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях  ребенок занимается ритмопластикой   в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

   Очень важна на занятиях правильно подобранная музыка. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.

Требования к подбору музыки

Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требо­ваниям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его раз­нообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реак­цию, была удобной для двигательных упражнений.

С точки зрения доступности музыка для движения должна быть:

небольшой по объему (от 1,5 минут для младших до 3-4-х минут для старших);

умеренной по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для млад­ших дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями) для старших;

2-х или 3-частной (каждая часть музыки — контрастная по звучанию), с чет­кой, ясной фразировкой для младших дошкольников и разнообразной по фор­ме (вариации, рондо и т.д.) для старших детей.

Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения долж­ны быть понятны детям. Например:  музыка изобразительного характера — "дож­дик", "ветер качает листики", "зайчик прыгает" и т.д. — для малышей и более сложная по художественному образу, настроению — в соответствии с музыкой — для старших.

Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно

разнообразны­ми по жанру: плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии. По характеру: веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.

Требования к подбору движений

В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть: доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);

понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир иг­рушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для стар­ших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.).

Разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные по­ложения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятель­ности, следовательно, движения под музыку, развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те пси­хические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентиро­вать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, ар­тистичности и т.д.

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологи­ческое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как вырази­тельного ("музыкального") инструмента. Упражнения на ритмопластику  я провожу в основном во время танцев и драматизаций. В дальнейшем я их использую в праздниках и развлечениях. 

Пример фрагмента музыкального занятия с применением элементов ритмопластики.

         «Веселые путешественники».

Музыка М. Старокадомского

Описание движений.

И.П. - (исходное положение). Дети стоят друг за другом.

                    1 фигура

1 куплет

Ходьба друг за другом бодрым шагом. Припев:

И. П. - стоя лицом в круг.

На слова "Тра-та-та" - три хлопка справа у головы. Повторение - три хлопка слева.

На слова «Мы берем с собой кота» - на 4-х прыжках руки вниз. На слова «чижика» - наклон вперед, руки назад "хвостиком",

«собаку» - слегка присесть, руки перед собой, согнутые в локтях, кисти опушены,

«Петьку-забияку» - шаг на месте, одновременно маховые движения руками, согнутыми в локтях,

«обезьяну»- наклон вправо, руки согнуты в локтях, ладони вперед,

«попугая» - наклон в том же положении влево,

«вот» - руки вперед.

«компания какая» - руки опустить.

Повторение последней фразы - движения те же, в конце - шаг на месте.

2 фигура

  2 куплет

Запев:

ходьба топающим шагом, вращение согнутыми в локтях руками (паровозик)

На повторение музыки изменить направление движения, руки «держат руль» - имитация езды на автомобиле.

Припев:  движения те же.

                    3 фигура

3 куплет

Запев: поскоки по кругу друг за другом (для детей 3-3,5 лет вместо поскоков - ходьба).

Начиная со слов "Нам солнышко светило" дети 4,5-5 лет одновременно с поскоками выполняют маховые скрещивающиеся движения руками над головой ("ветерок"). Эти движения можно выполнять врассыпную и к припеву остановиться лицом к зрителям (педагогу).

Припев: движения те же.

На последний аккорд - прыжок на месте, руки вверх.

 Дидактическая игра «Гномики»

Цель: изображение с помощью мимики страха, удивления, сомнения, подозрительности, равнодушия.

Оборудование: домик, в котором живут гномы с разными  эмоциональными состояниями.

Дети выбирают любого гнома и изображают его эмоциональное состояние с помощью мимики

В гости гномы к нам пришли,

Смех и радость принесли.

Этот гномик так сердит,

Что на нас и не глядит.

Этот гномик удивлён.

        Этот – очень огорчён.

 Игра с пением «Гриб волнушка»

Цель: формирование координации  пения и движения.

Дети, взявшись за руки, стоят в кругу. В центре круга на корточках сидит ребёнок - «волнушка». Заранее выбирается девочка-солистка.

На лесной опушке, где жила кукушка   -   дети идут по кругу хороводом

Вырос гриб-волнушка - шляпка на макушке -   ребёнок-волнушка медленно

        поднимается (растёт)

Дождик шёл, дождик шёл,                           -        дети и «волнушка»

Вышел на опушку,                                                  встряхивают кистями рук

Наклонился и нашёл                                         -        наклоняются вперёд

Круглую волнушку.                                                -показывают на волнушку» 

Мокнет у волнушки шляпка на макушке.          -        кладут руки на   макушку  и качают головой

Солнце шло, солнце шло,                               -        постепенно поднимают 

Вышло на опушку,                                      руки, вращая кистями

Пригляделось и нашло                                  -        наклоняются вперёд

Мокрую волнушку.                                       -показывают на волнушку»

Сохнет у волнушки                                     -        руки на поясе,

Шляпка на макушке.                                           качают головой

Наша Даша в лес пошла,                          -        дети хлопают в ладоши

Наша Даша гриб нашла.                          девочка обходит «волнушку»

Вот и нет волнушки                                -        девочка и «волнушка»

На лесной опушке.                                    берутся за руки и кружатся

Танец Русалок

Русалки в море плещутся

Весёлою гурьбой,

Кого бы ни увидели,

Тот час зовут с собой.

С утра до самой полночи

Готовы танцевать.

Красивее русалочек

На свете не сыскать.

Как рыбки золотистые

Мелькают там и тут.

Проказницы-русалочки

Скучать вам не дадут