Консультация для родителей

«Использование интегрированного метода в 

обучении детей здоровому образу жизни»

    Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой — создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу.
    Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры.
    Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры младших дошкольников организует воспитатель, в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети. Процесс формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
    Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель — обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Занятия проводятся в спортивном зале сопровождаются музыкой. Все занятия проводятся по специальным методикам.
    Развитие движений, воспитание двигательной активности дошкольников осуществляется во время прогулок. В большей части дошкольных учреждений имеются хорошо оборудованные участки, где проводят время дети. Каждая прогулка может иметь определенное содержание. Так, воспитатель для прогулки планирует ряд подвижных игр, эстафету, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в группе, соревнования и т.д.
    Таким образом, реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ осуществляется через занятия, через режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.
    Используются следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-забавы; подвижные игры; пальчиковая и дыхательная гимнастика; физкультминутки Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому, кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок воспитатели широко используют художественную литературу. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие.
    Важное место занимают игры, кукольный и пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание аудио дисков и т.д.
    При проведении работы используют положительную оценку, похвалу, поощрение. Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает.
    Особое место должно уделяться работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ.
    Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети — родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
    Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.
    Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, хождение босиком, сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе- всё это моменты закаливания, которые активно используются в работе по формированию ЗОЖ.
    Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан сформированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности.
    Задача сохранности и укрепления здоровья детей, знакомство детей с правилами здорового образа жизни, формирование понимания ценности здоровья человека для его жизнедеятельности составляют основное направление работы ДОУ по формированию ЗОЖ у детей. Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ осуществляется через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей. Важное значение в работе по формированию ЗОЖ приобретает организация работы с родителями, ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если семья не будет придерживаться принципов здорового образа жизни.
    Чтобы занятия вызывали у детей положительные, эмоциональные реакции. На занятия приходят в гости доктор Айболит, Незнайка, Федора, Маша растеряша (воспитатели групп), что вызывает у детей наибольший интерес.
     Большинство занятий по стандартной схеме они содержат подготовительную, основную и заключительную части.
     Организация и проведение НОД строится с учетом следующих положений:
  • включение в содержание занятий информации о факторах риска и факторах устойчивости в формировании здоровье человека
  • создание вокруг ребенка информационной среды «Здоровья» которое влияет на формирование его мировоззрения; - создание оптимальных гигиенических условий на занятиях. Структура НОД
  • Организационный момент (чтение худ. литературы)
  • Разминка (разновидности ходьбы и бега)
  • Дидактическая игра или беседа на повторение изученного
  • Познавательный блок: 1) сообщение нового материала или самостоятельные выводы детей на основе наблюдения; 2) Дидактическая или подвижная игра на закрепление
  • Релаксация
  • Подведение итогов (беседа по пройденному материалу)Особое значение в пропаганде здорового образа жизни придается наглядным средствам, которые призваны познакомить родителей с условными, задачами, содержанием и методом воспитания здоровых детей, преодолеть их зачастую поверхностные суждения о важности здорового образа жизни детей, оказывать семье практическую помощь.      
  • Особой формой наглядной пропаганды сбережения здоровья детей среди родителей являются стенды и плакаты. В этих материалах отражаются самые актуальные проблемы здорового образа жизни детей. Они помогают родителям лучше узнать условия, задачи и методы воспитания здоровых детей. Информационный материал включает в себя рекомендации специалистов по интересующей родителей проблеме ЗОЖ, а тате статьи для родителей, взятые из газет, журналов.
  • НОД в занимательной, игровой форме. Все это способствует созданию положительной мотивации к здоровому образу жизни, формированию привычек, а затем и потребности в сохранении и укреплении собственного здоровья. Особое внимание уделяется формированию психологического здоровья детей, как важной составляющей здоровья человека в целом. Учебно-методический комплект к программе постоянно пополняется дидактическими играми и упражнениями: «Составь себе меню на обед»; «Одень куклу на прогулку»; «Угадай вид спорта»; «Составь режим на выходной день». В работе используются различные формы и методы: беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры, чтение художественной литературы, выставки детских работ, просмотр видеофильмов. Ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество ”дети-родители-педагоги”. Именно детский сад является местом педагогического просвещения родителей.