Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств, предметов домашнего обихода. Знакомиться он с произведениями – искусства. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.             

 

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Значение сенсорного развития состоит в том, что оно упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, развивает наблюдательность, словарный запас детей, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов общепринятые (образцы внешних свойств предметов). Именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством.

С одной стороны, сенсорное развитие, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы,

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Разнообразие игр на сенсорное развитие детей можно найти в интернет ресурсах и изготовить самостоятельно.

Советую поиграть:

  • Дидактические игры.

Подбери наряд для кукол»

Материал: куклы «мальчик» и «девочка», набор разноцветной одежды для кукол.

Цель: Закреплять у детей знание основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, чёрный и белый); учить детей обращать внимание на цвета предметов, устанавливать тождество и различие предметов, понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные», название цветов. Развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: Предложить ребёнку рассмотреть набор разноцветной одежды и кукол «мальчика» и «девочку», одеть кукол на прогулку.

1 вариант. Одеть кукол в разноцветную одежду: «Одень мальчика в синие шорты, зелёную футболку, красные кроссовки и красную кепку. «Одень девочку в красное платье, красные туфли и в красную шляпу».

2 вариант. Одеть кукол в одежду одного цвета.

«Весёлые зонтики»

Материал: карточки с зонтиками, разноцветные кружочки.

Цель: упражнять в различении и назывании четырёх основных цветов, формы: круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук. Взрослый предлагает игровую ситуацию: «Зонтик порвался. Что жеделать? Чтобы дождь не замочил, надо зонтик заштопать, поставить круглые заплатки!».

«Тонет, не тонет»

Материал: ёмкости с водой, шарики стеклянные, пластмассовые, деревянные, металлические.

Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

Взрослый вместе с ребёнком бросает в воду шарики из разных материалов или другие игрушки. Упражняет в понимании слов: «тонет», «не тонет», «плавает».

Усложнение: для игры можно взять тёплую и холодную воду, упражнять в различении этого качества воды.

  • Разнообразные пальчиковые игры.

Например, «Моя семья»

Цели: развитие мелкой моторики рук, речи, интереса к фольклорным произведениям, внимательности, способности сосредотачиваться; воспитание добрых взаимоотношений между детьми, взрослым и ребенком.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья.

С одновременным показом на пальцах правой или левой руки (сначало рука сжата в кулачок, с произнесением каждой строки потешки разжимаем по одному пальчику, начиная с большого; произнося последнюю строчку потешки хлопаем в ладоши).

Сделать эту игру более эмоциональной помогает специальная перчатка, каждый палец которой - куколка (дедушка, бабушка, папа, мама, ребенок).

Перчатка - это готовый носок, персонажи потешки сделаны с помощью цветных ниток и иголки

  • Игры с прищепками
  • Подвижные игры.

Игра «Разноцветные флажки»- веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета.

Описание игры.  Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда ведущий поднимает красный флажок – дети должны, например, подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки.

       Основной составляющей полноценного развития детей в дошкольном возрасте является сенсорное развитие, которое во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей.