КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

на тему «Учимся различать звуки»

     Различие звуков речи, т.е. фонематического слуха — основа для понимания смысла сказанного. При несформированности  речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается во «мглу», «лес» в «лист» или «лису». Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в школе при обучении письму и чтению.

     Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха мы уделяем много времени, но не всегда она протекает легко и успешно. Начинаем работу с различения неречевых звуков – это восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки, голосов животных, птиц и т.д. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот мы предлагаем рассмотреть, если возможно, потрогать, взять в руки. Кроме того, выполняем упражнения с закрытыми глазами, анализируя шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу начинаем с наиболее элементарных видов различения: «тихого — громкого», «быстрого — медленного», выбирая контрастные по ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты.

     Рекомендуем поиграть в следующие игры вместе с ребенком дома:

Игра «Чудо-звуки»

     Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки — какие похожи, чем различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой — скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра;. весной — капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей.

Игра «Слушай, пробуй, как звучит»

    Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

Игра «Угадай, что звучало»

    Проанализируйте с ребенком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с одного-двух до семи.

Игра «Где позвонили?»

    Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза. Вы встаете в стороне от него и тихо звените (гремите, шумите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показат ь направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? — слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант — «жмурки». Ребенок в роли водящего.

    Затем мы переходим к различению речевых звуков.

Игра «Узнай свой голос»

    Вам нужно записать на магнитофон голоса знакомых, родных, обязательно голос свой и ребенка. Прослушайте кассету вместе. Важно, чтобы ребенок узнавал свой голос и голоса близких людей. Может быть, ребенок не сразу узнает свой голос на кассете, к его звучанию надо привыкнуть.

Игра «Угадай, кто сказал»

    Ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайлу Ивановичу. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющуюся в сказке.

Какой звук пропал в слове?»

    Эта игра поможет поупражнять ребенка в различении на слух близких по звучанию слов, нахождении недостающих и лишних звуков в словах, в четком произношении изолированных звуков.

     Предложите ребенку в письме Незнайки назвать пропущенные звуки в словах. Пусть малыш попробует отгадать, какие слова Незнайка хотел написать? Какой звук пропустил? (Если ребенок легко справится с данным заданием, ему можно предложить сказать, где пропущен звук - в начале, середине или конце слова).

«Своей младшей дочке Тосе
Заплетает мама ...осы (косы).
«Подарили нам игрушки:
целый день стреляют ... ушки (пушки).
«Землю роет старый к... от (крот),
Под землею он живет».
«В зоопарке живет с... он (слон),
Словно дом огромный он».
«Маша кукле шар... (шарф) вязала,
Ей Наташа помогала».
«Серый вол... (волк) голодный, злой
Бродит по лесу зимой».
«Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче ла... пу (лампу)».
«Прыгал птенчик по дорожке
И клевал большие к...ошки (крошки)».
«Друг приехал из Полтавы,
Он привез письмо от ...лавы (Славы, Клавы)».
«На арену вышли ...игры (тигры),
Мы от страха все притихли».

     Предлагаемые игры в домашних условиях не требуют материальных затрат и пунктуального выполнения, возможна свободная игровая импровизация.

Желаю успеха!