Уважаемые родители!


В рамках работы в ДОУ  Родительского университета «Профессия быть родителем» предлагаем Вам анкеты и тесты, которые  позволят оценить свое мастерство воспитателя, родителя, наставника. Их вряд ли можно назвать психологическими в научном смысле, но они не лишены житейского смысла. 


Тест “Cправляетесь ли вы с обязанностями воспитателей?”

   Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей? Проверьте себя, ответив на вопросы: "да", "нет", "иногда". За каждый ответ "да" начисляется 2 балла, за ответ "иногда" - 1 балл и за отрицательный - 0. 1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему о воспитании? Читаете ли время от времени книги на эту тему? 2. Ваш ребенок совершил проступок. Задумываетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания? 3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей? 4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться? 5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо? 6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов? 7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние? 8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка? 9. Сумеете ли вы не приказать, попросить о чем-либо своего ребенка? 10. Неприятно ли вам "отделываться" от ребенка фразой типа: "У меня нет времени" или "Подожди, пока я закончу работу"? Подсчет очков: за каждый положительный ответ начисляется 2 очка, за ответ "иногда" - 1 и за отрицательный - 0. Результаты  Менее 6 баллов: о настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. Вам следует не мешкая заняться повышением своего образования в этой области. От 7 до 14 баллов: вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятите детям, забыв приятелей и производственные проблемы.
Более 15 баллов: вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что улучшить?

Тест “Кем вас считает ваш ребенок?”

  Взаимоотношения отцов и детей - извечная, передающаяся из поколения в поколение проблема. Почему в одних семьях царят мир и взаимопонимание, а в других дети и родители не перестают ругаться? Кем вас считает ваш ребенок?
Попробуйте выяснить это при помощи теста.
 
  1. Если ребенок получит двойку в школе, ваши действия?
- задам хорошую трепку, заставлю сидеть дома и зубрить - 2;
- помогу ребенку разобраться и выучить урок - 3;
- получил двойку, получит и тройку. Ничего страшного - 1;
- пойду в школу и устрою учителям выволочку - 4.
 
  1. Если ребенок возьмет без спроса деньги и все потратит, каковы будут ваши действия?
- шкуру с него спущу! - 2;
- проведу беседу, постараюсь все объяснить - 3;
- пускай берет, для него и работаю - 4;
- мои деньги где попало не валяются - 1.
 
  1. Сколько времени в день вы общаетесь с ребенком?
- необходимый минимум - 2;
- денно и нощно! - 4;
- все свободное время! - 3;
- у меня нет лишнего времени для общения - 1.
 
  1. Вы читали своему ребенку в детстве перед сном книги?
- систематически - 3;
- изредка - 1;
- никогда, читал(а) супруг(а) - 0;
- ни к чему ребенку перед сном забивать голову всякой ерундой - 2.
 
  1. Как ваша семья проводит летний отдых?
- папа - на запад, мама - на юг, дети - в лагерь! - 1;
- стараемся всегда вместе: и дома, и в походы, и на море - 3;
- отправляем детей гостить к родственникам или в лагерь - 2;
- куда ребенок пожелает, туда и поедет - 4.
 
  1. Как часто вы даете детям советы?
- ежеминутно - 2;
- упаси господь советовать. Дети сами все знают - 4;
- по необходимости - 3;
- советую всем никому никогда не советовать - 1.
 
  1. После ссоры с ребенком кто первым идет на примирение?
- тот, кто первым осознает свою неправоту - 3;
- никто и никогда - 1;
- конечно, должен ребенок, ведь он же младше - 2;
- всегда я, жалко дитятко! - 4.
 
  1. Доверяет ли вам ребенок свои секреты?
- в минуты откровений - да - 3;
- все секреты узнаю от соседей и знакомых - 4;
- его секреты мне ни к чему - 1;
- никуда не денется, прижму - как миленький доверит - 2.
 
  1. Стараетесь ли вы исполнить все желания своего ребенка?
- безусловно, все до единого - 4;
- да, если позволяют средства и время - 3;
- желания - да, капризы - нет - 2;
- дети должны выполнять желания родителей - 1.
 
  1. Способны ли вы передать своего ребенка на длительный срок (более месяца) на воспитание казенному учреждению или родственникам?
- только если вынуждают обстоятельства - 3;
- именно так я и поступаю - 2;
- ни в коем случае - 4;
- пусть живет, где хочет - 1.
 
Отметьте ваши ответы и подсчитайте сумму полученных очков.
 
От 10 до 15. Вы - Равнодушный. Вы считаете детей побочным продуктом своей жизни, злополучным довеском, свалившимся невесть откуда. Лозунг "Хочу пожить для себя!" является отправной точкой в построении ваших взаимоотношений с ребенком. Вы живете своей жизнью, в которой ребенку не находится места. Прохладное отношение к ребенку с вашей стороны не порождает у него ответное чувство привязанности. С каждым годом вы все дальше отдаляетесь друг от друга. Обыденные встречи не несут теплоты и радости от общения. Материальное - единственное, что вас еще связывает. После обособления этой части жизни произойдет окончательный разрыв хрупкой связующей нити, и, надо полагать, ваши встречи станут нежеланными обоюдно.
 
От 16 до 25. Вы - Деспот. Вы пребываете в полной уверенности, что вы - глава семьи. И поэтому ребенок должен непременно слушать вас и беспрекословно выполнять все ваши требования. Ваши суждения - истина в последней инстанции. Мнение ребенка, его интересы и проблемы вас инте ресуют мало. У вас имеется четкий план действий в отношении воспитания и обучения ребенка. Сопротивление ребенка вашему неистовому напору только подливает масла в огонь. Не в силах противостоять, ребенок пытается отойти в сторону от постоянного конфликта, замыкаясь в себе и молча выслушивая морализирования неистового родителя. Не исключено, что в будущем, вырвавшись из-под вашего неусыпного надзора, "послушник" будет делать все наоборот тому, чему вы его неустанно учили долгие годы. Просто так! Назло...
 
От 26 до 34. Вы - Друг. У вас доверительные отношения с ребенком. Вы в курсе всех его маленьких несчастий и радостей. Ребенок считает вас самым близким другом и старается не огорчать вас ни словом, ни действием. Но если такое случается, то вы быстро находите пути примирения, и конфликт не превращается в затяжную междоусобную войну. Вы уверены в действиях своего ребенка и способны предугадать его поведение в той или иной ситуации. Ребенок видит в вас надежную опору и защиту. Вы говорите друг с другом на равных, не переходя на примитивное панибратство. Вы требовательны и в меру строги к своему ребенку. Ваши отношения построены на обоюдном уважении.
 
От 35 до 40. Вы - Прислуга. Ваш ребенок откровенно помыкает вами. По собственному желанию вы поступили к нему в услужение, потакая с малых лет всем его капризам. Подрастая, он все чаще перестает считаться с вашим мнением. Вы в отчаянии думаете: "Что случилось с моим ласковым прежде малышом?" Вам и невдомек, что он просто встал на философскую позицию Птолемея и откровенно полагает, что вся Вселенная крутится вокруг него. Впереди еще тот миг, когда придет Коперник и объяснит устройство мироздания, переворачивая сознание вашего воспитанника с головы на ноги. Только поможет ли это? Как знать...
 
Тест: «Какой Вы родитель?»

Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые Вы часто употреб­ляете в общении с детьми.

Вопросы

Баллы

1. Сколько раз тебе повторять?

2

2. Посоветуй мне, пожалуйста.

1

3. Не знаю, что бы я без тебя делала.

1

4. И в кого ты только такой уродился?!

2

5. Какие у тебя замечательные друзья!

1

6. Ну на кого ты похож(а)?

2

7. Я в твои годы...

2

8. Ты моя опора и помощник(ца).

1

9. Ну что за друзья у тебя?

2

10. О чем ты только думаешь?!

2

11. Какая (какой) ты у меня умница!

1

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

13. У всех дети, как дети, а ты...

2

14. Какой ты у меня сообразительный(ая)!

1

 
Теперь подсчитайте общее количество баллов.
От 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает Вас. Ваши от­ношения способствуют становлению его личности.
От 8 до 10 баллов. Намечаются некоторые сложности во взаи­моотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
11 баллов и выше. Вы непоследовательны в общении с ре­бенком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Конечно, Вы понимаете, что это лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой Вы родитель, не знает никто лучше Вас самих.
Тест на оценку уровня тревожности ребёнка.
Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.
1.Легко расстраивается, много переживает.
2.Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.
3.Капризничает и раздражается по пустякам.
4.Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.
5.Бывают припадки злости.
6.Заикается.
7.Грызёт ногти.
8.Сосёт палец.
9.Имеет плохой аппетит.
10.Разборчив в еде.
11.Засыпает с трудом.
12.Спит беспокойно.
13.Неохотно встаёт.
14.Часто моргает.
  1. Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.
  2. Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.
17.Старается быть тихим.
18.Боится темноты.
19.Боится одиночества.
20.Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.
21.Испытывает чувство неполноценности.
 
Обработка результатов
28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.
20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.
14-19баллов – нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.
7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.
Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.
 
 
          Тест для родителей, которые хотят лучше узнать своих детей.
Этот тест был составлен знаменитым детским психологом доктором Луизой Дюсс. Он пригоден для детей даже самого нежного возраста, которые пользуются крайне простым языком для выражения своих чувств.
Правила проведения теста.
Вы рассказываете ребенку сказки, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку. Провести этот тест не очень сложно, поскольку все дети любят слушать сказки.
 
 
Значительно труднее будет интерпретировать полученные результаты.

Несколько советов по проведению теста.
  • Во-первых, ребенок должен чувствовать, что тест - такая же игра, как и все остальные, а для этого нужно выбрать удобный момент. Может быть, стоит дождаться, чтобы он сам попросил рассказать сказку, особенно если это принято в вашей семье.
  • Во-вторых, никогда не нужно комментировать его ответы и торопиться, говоря: «Слушай теперь другую сказку». Если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая сказку, прервитесь и попытайтесь рассказать ее в другой раз. Если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаками явного волнения (покраснение или бледность, потливость, небольшие тики), если он отказывается отвечать на вопрос - все это признаки патологической реакции на тест. В таком случае не мешало бы обратиться к детскому психологу.1. Сказка «Птенец» позволяет выявить степень зависимости от одного из родителей или от обоих вместе. «В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер, ветка сломалась и гнездышко падает вниз: все оказались на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенчику?»- он тоже полетит и сядет на ветку;- полетит к папе, потому что папа сильный;Типичные патологические ответы:- умрет во время падения;- о нем все забудут;2. Сказка «Ягненок». Первый вариант сказки позволяет узнать, как ребенок перенес отнятие от груди. Второй вариант дает возможность проконтролировать проявление или отсутствие чувства ревности к младшему брату или сестре, которых еще кормят грудью.Типичные нормальные ответы:- заплачет, потом станет есть больше травки;Типичные патологические ответы: - уйдет к другой овце и больше не вернется к маме;- будет так сильно плакать, что мама где-нибудь достанет ему молока.2-й вариант. Начало такое же, как в 1-м, но со слов «однажды...» следует другое продолжение. «Однажды маме принесли совсем маленького ягненка, который пьет только молоко и не умеет есть травку. Тогда мама сказала старшему ягненку, что ему придется обойтись без молока, потому что для обоих ягнят не хватит, а он уже может есть травку. Как поступит ягненок?».Типичные нормальные ответы те же, что и в предыдущем варианте, плюс:Типичные патологические ответы:- постарается прогнать маленького ягненка;- найдет другую маму для маленького ягненка; 1-й вариант. «По улице идет похоронная процессия, и все спрашивают, кто умер. Кто-то показывает на один дом и говорит: «Умер человек, который жил в этом доме. Кто же умер?»Типичные нормальные ответы:- чей-то дедушка или бабушка;- старый человек.- мальчик (девочка);- чей-то младший брат или сестричка.2-й вариант. «Однажды родители, дедушка и бабушка, дяди и тети и все дети пошли на вокзал и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко и, может быть, никогда не вернется. Кто это был?» О патологии в данном случае будет свидетельствовать отправка далеко и надолго родителей, братьев и сестер или какого-то человека, не упомянутого в рассказе и выбранного ребенком в качестве мишени своей агрессивности.4. Сказка «Новость» рассказывается для выявления у ребенка неоправданной тревожности или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родители могут даже и не подозревать. «Один мальчик (девочка) возвращается с прогулки (от друзей, от бабушки, из школы — выберитеТипичные нормальные ответы:- кто-нибудь приедет, кто-нибудь родился и т. д.;Типичные патологические ответы:- мама хочет отругать ребенка за то, что он гулял;- мама сердится за то, что он опоздал. Чтоб ребенку стать успешным, ищут в Вас они поддержку.Защищенным быть и в безопасности.У Вас всему этому ребенок обучается.Больше ребенку вы доверяйте.Наказаниями не угрожайте.
  • Будем детям мы друзьями – станем чище, лучше сами!
  • С ребятишками играйте, чаще книжки им читайте,
  • Инициативу, самостоятельность – поощряйте!
  • Лишь в семье все это получается,
  • Жить в любви к вам и привязанности,
  • Нет гармонии в развитии без участия родителей.
  •  
  • - мама хочет что-то запретить, наказать и т. д.;
  • - кто-то умер;
  • - мама услышала что-нибудь важное по радио или по телевизору и т. д.
  • - у нас будут гости;
  • наиболее подходящую ситуацию для вашего ребенка), и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?»
  •  
  • Если дети маленькие и еще не понимают понятия смерти, то можно говорить об отъезде.
  • - папа (мама) одного мальчика (девочки);
  • Типичные патологические ответы:
  • - тот, кто был сильно болен;
  • - неизвестный человек;
  •  
  • 3. Сказка «Похороны» или «Отъезд» позволяет определить отношение ребенка к смерти, а также может выявить скрытую агрессивность и разрушительность.
  • - побьет маленького ягненка и отгонит от мамы.
  • - притворится послушным, а потом унесет куда-нибудь маленького ягненка и снова сам будет пить молоко;
  • - пойдет есть травку, но будет злиться на маму и маленького ягненка;
  • - немного покапризничает, но ведь он полюбил маленького ягненка, поэтому будет есть травку
  • - не будет обращать внимания на маму, потому что она оставила его без молока;
  • - умрет от голода;
  • - пойдет к другой овечке и попросит у нее молока.
  • - будет есть больше травки;
  • 1-й вариант. «Жила-была овечка со своим ягненком. Ягненок уже был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла покормить его. Что делать ягненку?»
  • - на него кто-нибудь наступит.
  • - умрет от голода или холода;
  • - останется на земле, потому что не умеет летать;
  • - останется на земле, потому что не умеет летать, но позовет на помощь, и папа с мамой заберут его.
  • - полетит к маме, потому что испугался;
  • Типичные нормальные ответы:
    - у нас будут гости;
    - кто-нибудь приедет, кто-нибудь родился и т. д.;
    - мама услышала что-нибудь важное по радио или по телевизору и т. д.
    Типичные патологические ответы:
    - кто-то умер;
    - мама хочет отругать ребенка за то, что он гулял;
    - мама хочет что-то запретить, наказать и т. д.;
    - мама сердится за то, что он опоздал.
     
     
    Нет гармонии в развитии без участия родителей.
    Чтоб ребенку стать успешным, ищут в Вас они поддержку.
    Жить в любви к вам и привязанности,
    Защищенным быть и в безопасности.
    Лишь в семье все это получается,
    У Вас всему этому ребенок обучается.
    Инициативу, самостоятельность – поощряйте!
    Больше ребенку вы доверяйте.
    С ребятишками играйте, чаще книжки им читайте,
    Наказаниями не угрожайте.
    Будем детям мы друзьями – станем чище, лучше сами!