Речевая агрессия ребенка

    Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. Чаще всего у детей проявляются физическая и вербальная (словесная) агрессия.

   Психологи выделяют несколько видов словесной агрессии:

  1. Косвенная вербальная агрессия – она направлена на обвинение или угрозы взрослому, сверстнику и так далее. Проявляется данный тип агрессии в разнообразных высказываниях в виде жалоб на обидчика (жалобы иногда выдуманные), демонстративного крика (для того чтобы обратили внимание и исполнили волю), агрессивных фантазий (о которых ребенок говорит).
  2. Прямая вербальная агрессия – это оскорбления и речевые формы унижения другого (оскорбления, «задирания», дразнилки).

   Словесная агрессия – это проявление грубости в речи ребенка, негативное речевое воздействие, обидное общение с окружающими людьми, очень яркое выражение негативных эмоций и намерений в оскорбительной форме.

   Какими типами высказываний может быть представлена речевая агрессия
ребенка?
   В речи детей может присутствовать различные типы агрессивных высказываний:

Оскорбления

   Проявляются в том, что ребенок использует слова и выражения, которые содержат обидную характеристику адресата. Оскорбляя кого-либо - дошкольники чаще всего воспроизводят высказывания старших, копируют агрессивное поведение других людей. Оскорбления в речи детей старшего дошкольного возраста носят уже более осмысленный и целенаправленный характер.

   Оскорбления используются преимущественно при общении со сверстниками и младшими по возрасту, несколько реже - употребляются по отношению к старшим, значительно реже - возникают в конфликтном взаимодействии с взрослыми, особенно «неродными» (воспитателями, учителями, прохожими на улице и т. д.).

   Именно детские оскорбления часто строятся на основе разного рода уничижительных преуменьшений - возраста, роста, статуса в группе сверстников и пр.

Враждебные замечания

   Это суждения о собеседнике отрицательного характера и выражение негативного отношения к его качествам, поступкам, личности в целом. Данные замечания сводятся к речевому обозначению агрессивной позиции ребенка.

   Враждебные замечания всегда воплощаются в форме полных предложений, и никогда не существуют в отдельных словах или словосочетаниях. Родителям следует отличать необидные прозвища, распространенные практически в любой детской компании и составляющие важную часть детской культуры общения: нейтральные, например производные от имен, фамилии и так далее.

   Но и здесь есть одно «НО» если прозвище ребенка явно обижает, вызывает реакцию отторжения, дискомфорт, агрессию, то в этом случае ее относят к намеренному оскорблению.

Насмешка

   Язвительное замечание, колкость, издёвка – именно так определяют насмешку.

   В общении детей младшего возраста не всегда и не все дразнилки имеют однозначно агрессивную направленность. Одной из важных функций дразнилок, является утверждение норм поведения в группе и пресечение отклонений от них (дразнилки против ябед, жадин и т. д.). Однако наиболее значимы дразнилки как способ испытания «социальной прочности» члена группы, особенно новичка, его умения постоять за себя».

Грубое требование

    Воплощает намерение ребенка избавиться от адресата или как-то повлиять на него, принудить к совершению какого-либо действия в своих интересах.

   В грубых детских требованиях преобладают глаголы «идти». Используются и «отсылочные» фразы. Для старших дошкольников характерны изощрённые словесные формы грубых требований, носящие игровой характер.

                                                                         Агрессивный протест, возражение, отказ

   Ребенок не использует в своей речи вежливые отказы и вежливые выражения несогласия. Агрессивные формы высказывания отличаются от приемлемых форм общения тем, что:

  1. отсутствуют необходимые формулы вежливости – «извините», «пожалуйста»;
  2. ребенок использует в своей речи агрессивную интонацию – грубый, повышенный, резкий, враждебный тон;
  3. ребенок не объясняет причины отказа

  Угроза (запугивание, устрашение)

   Эти агрессивные высказывания ограничены рамками детской среды и почти не используется в общении с взрослыми людьми. Для детских угроз всегда характерны обещания каких-либо действий со стороны третьих лиц.

Упрёк, обвинение

    Дети упрекают или обвиняют взрослых или своих друзей в сложившейся ситуации. Не видят и не признают своей вины.

Жалоба

   Жалоба предполагает под собой то, что произойдет «переадресация наказания» более влиятельному лицу.

   Дошкольники часто прибегают преимущественно к явной речевой агрессии и гораздо реже проявляют ее скрыто, завуалировано. Детская речевая агрессия может быть направленной непосредственно на собеседника – переходно-смещенной, опосредованной - непереходной. В зависимости от объекта детской речевой агрессии: чаще она направлена на сверстников или младших и реже - на взрослых, более старших. Основная причина - боязнь порицания и наказания, лишения чего-то значимого.

   Именно в детской среде речевая агрессия часто принимает групповые, коллективные формы. Психологи определяют подобные действия как mobbing (от англ. mob - толпа) - травля одного человека несколькими. Агрессия в детском коллективе всегда узнаваема по характерным словам таким, как «объявить бойкот», «поднять на смех», «устроить темную» или другим выражениям. Иногда имеют место распространение сплетен.

Можно выделить несколько типов ответных детских реакций на речевую
агрессию:
  1. Ответная словесная агрессия - наиболее типичная реакция ребенка на речевое нападение «агрессора» - ровесника и младшего по возрасту;
  2. Жалоба - подразумевает сообщение об обидчике - воспитателю, родителям, друзьям, старшим детям;
  3. Игровые способы – это так называемые «отговорки», ответы на «дразнилки»: «возврат» оскорбления;
  4. Переходная (толкнуть, ударить) и непереходная физическая агрессия (испортить одежду, игрушку «обидчика»; поставить в неловкое, комичное положение - подложить кнопку, налить клея в пенал, отодвинуть стул).

   Ю.В. Щербинина предлагает игровую классификацию наиболее ярких типов речевого поведения маленьких «агрессоров», основой которой послужил сюжет сказочной повести А. К. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которые находят место в повседневной жизни:

  1. Арлекин – дразнится, обзывается, задирается, часто угрожает детям.
  2. Пьеро – плаксив, всегда обижается, упрекает окружающих, не является агрессором, защищается от окружающих. Утверждает, что он «особенный» и исключительный, часто «упивается» ролью жертвы и она ему нравится. Часто фантазирует на тему обид.
  3. Буратино - пользуется ситуативной речевой агрессией, терпит воспитание родителей, но часто срывается.

Причины проявления агрессии в детской речи

   Речевая агрессия детей является острой проблемой для педагогов, родителей и психологов. Ю.В. Щербинина выделяет типы агрессивного речевого поведения у детей:

  1. агрессивность ребенка приобретает характер устойчивой личностной черты и формирует такие установки, модели, тенденции речевого поведения, которые обобщенно можно определить как ориентацию на словесное нападение (наиболее обидным оскорблениям, явным угрозам, прямым обвинениям, язвительным насмешкам) с намерением причинить коммуникативный вред.
  2. речевая агрессия преимущественно как реактивный выплеск отрицательных переживаний, спонтанную разрядку, защитную реакцию - на неприятность, какой-то внешний раздражитель, ту же грубость (ябедничество, грубые отказы, протесты).

   Психологи отмечают, что предпосылкой проявления детьми речевой агрессии можно считать:

  1. психологические кризисы развития. Они характеризуются высокой возбудимостью, конфликтным поведением, неустойчивым настроением. Происходят изменения в отношении к окружающему миру, всем людям, своему «Я». Все эти преобразования находят отражение в речи ребенка;
  2. ограниченные физические возможности ребенка, несовершенство моторных навыков, отсутствие необходимого жизненного опыта (не могут самостоятельно одеться, завязать шнурки, объяснить взрослому что ему нужно);
  3. у ребенка может возникнуть потребность в самоутверждении, самореализации, самозащите и он будет их реализовывать посредствам речевой агрессии;
  4. вербальную агрессию может провоцировать патологическая речевая среда, в которой общается малыш (семья, двор, детский коллектив и т.д.);
  5. пропаганда тех или иных форм агрессивного взаимодействия в современных средствах массовой информации, прежде всего, на телевидении, интернете и компьютерных играх;
  6. ускоренный темп жизни, когда ребенок и родители находятся постоянно в напряжении;
  7. чрезмерное «сюсюканье» с ребенком, лояльное отношение к грубости ребенка;
  8. недоверие взрослых к ребенку, наказания ребенка;
  9. установки родителей на то, что ребенок должен быть «лучше всех», уметь постоять за себя.

   У большинства детей в дошкольном возрасте проявляется склонность к речевой агрессии, а у некоторых малышей эта форма поведения становится постоянной, сохраняется и развивается, становясь устойчивым качеством личности.

   Исследования в области психологии показывают, что контролировать агрессию в речи детей дошкольного возраста особенно важно, так как эта склонность находится в стадии становления и ещё можно предпринять своевременные меры для профилактики и коррекции поведения.

   Формирование умения контролировать агрессию слова, совершенствование навыков эффективного общения, не допускающего грубости, недоброжелательности, - важнейший момент воспитания ребёнка на этапе дошкольного детства.

  Работа с детьми по коррекции вербальной агрессии может включать в себя

следующие направления:

  1. обучение детей приемлемым способам выражения вербальной агрессии;
  2. обучение приёмам саморегуляции и умению владеть собой;
  3. отработка навыков бесконфликтного общения в различных провоцирующих

ситуациях;

  1. формирование позитивных качеств личности.

 

Рекомендации родителям

  • Если ребенок затрудняется выполнить что-либо - сохраните выдержку, продолжая говорить с ребенком ровным, спокойным тоном, избегая резких оценок и комментариев.
  • Контролируйте информацию, которую воспринимает ваш ребенок посредством СМИ: кинофильмы, мультфильмы, компьютер и даже реклама.
  • Избегайте обидных высказываний в собственной речи, когда за вами наблюдает ребенок.

   Основные принципы успешного преодоления агрессии во взаимодействии взрослого с ребенком и в общении между самими детьми.

  1. Принцип «Начни с себя»

   Успешность преодоления агрессии в детской речи зависит, в первую очередь, от самоконтроля взрослых над собственным речевым поведением. Именно речь старших в значительно большей степени, нежели речь сверстников, выступает моделью для наблюдения и эталоном для подражания ребенка, языковая личность которого изначально формируется в рамках общения с родителями, а позднее – активно развивается в коммуникативном взаимодействии с воспитателями и учителями.

  1. Принцип «Малых шагов»

    Стоит предостеречь родителей и педагогов от излишнего энтузиазма, рвения в отношении активного и прямого воспитательного воздействия на детей, проявляющих словесную агрессию.

   Пытаться изменить нежелательное речевое поведение ребенка следует:

  • постепенно (от акцентирования внимания на однозначно неприемлемом, грубом слове, высказывании до подробного разъяснения нюансов правил общения);
  • последовательно (усложняя требования к речи по мере естественного взросления и целенаправленного усвоения коммуникативных норм).
  1. Принцип «Карусели»

   Нередко попытки обучить детей успешно разрешать конфликты, достойно реагировать на словесное нападение со стороны сверстника ограничиваются эпизодическими и абстрактными замечаниями родителей, «Днями вежливости» в детском саду, классным часом «для галочки» в школе и «воспитательным моментом» со смакованием «имен и фамилий» на родительском собрании. Однако зададимся хотя бы такими простыми вопросами.

  • Всегда ли мы интересуемся у детей, понравились ли им не только содержание и оформление книги, фильма спектакля, но и словесное воплощение, язык персонажей?
  • Часто ли обращаем детское внимание не только на то, кто какие подарки получил на празднике, но и на то, как ребята благодарили за них (если вообще благодарили!)?
  • Интересуемся, запомнили ли ребята не только ссору Миши с Катей на большой перемене, но и то, каким образом одноклассники помирились? и т.п.

   Иными словами: распространяются ли наши требования к речи ребенка на все возможные ситуации его общения (с другом в песочнице, с воспитателем в саду, с бабушкой в гостях, с врачом в поликлинике и т.п.), или ограничиваются лишь рамками семьи, школы, дошкольного учреждения?

   Ответы на подобные вопросы очевидны, и здесь можно провести аналогию с катанием на карусели: пока карусель вращается – малыш может последовательно разглядеть все находящееся в поле его зрения; как только карусельные лошадки останавливаются – он видит только один сегмент круга. Чем чаще ребенок катается на этих каруселях – тем больше он имеет возможностей тщательно разглядеть и запомнить окружающие элементы пейзажа, обстановки; чем реже мы сажаем его на вертящуюся лошадку – тем меньше деталей и подробностей он запоминает.

   Таким образом, в случае неправильно выбранной линии педагогического воздействия – ситуативного «одергивания», эпизодических «придирок» и фрагментарных воспитательных бесед в момент, «Пока я все равно варю суп», – у ребенка не будет сформирована система основных этических представлений и мировоззренческих контроля над собственным речевым поведением.