Ситуация, в которой ребенок является свидетелем насилия по отношению к другим людям, оказывается очень травматичной.

Статистические данные показывают, что 3,3 млн детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно подвергаются риску наблюдать жестокое обращение со своими матерями; в 90 % случаев детям известны случаи насилия по отношению к их матерям; 62 % сыновей в возрасте после 14 лет пострадали, стараясь защитить своих матерей от насилия со стороны их (женщин) партнеров.

Дети, ставшие свидетелями насилия в семье, проявляют те же симптомы, что и дети, подвергшиеся насилию.

Особенности различных реакций детей, ставших свидетелями насилия над другими членами семьи.

Страхи. Дети из семей, где практикуется насилие, переживают чувство страха. Этот страх может проявляться различным образом: от ухода в себя и пассивности до насильственного поведения.

Внешние проявления поведения. Дом, в котором прибегают к насилию, совершенно непредсказуем, это пугающее место для ребенка, он не чувствует себя здесь в безопасности, находится в постоянном нервном напряжении, так как не может знать, когда произойдет следующая вспышка насилия, конфликт и насколько серьезной будет эта ситуация. В результате уязвимость и отсутствие контроля над ситуацией приводят к проявлению упрямства и несговорчивости в поведении или к агрессивным проявлениям.

Неспособность выразить свои чувства вербально. Наблюдая за практикой насилия в семье, дети приходят к выводу, что насилие есть способ, которым «взрослые» разрешают свои конфликты и наболевшие проблемы. Так как никто не показал этим детям, как следует говорить об их чувствах, они очень часто не знают, что они переживают или испытывают и как можно выразить свои эмоции и чувства в вербальной форме.

Вовлечение в борьбу родителей. Многие дети вовлекаются в борьбу родителей. Они отчаянно хотят остановить насилие и конфликты, которые постоянно наблюдают в своей семье. Они могут испытывать чувство ответственности за проблемы своих родителей, им приходят мысли о том, что они и являются причиной разлада в семье. В результате такого глубокого вовлечения в семейный конфликт им трудно отделить свою индивидуальность от личностей своих родителей. Они могут стремиться контролировать семейную ситуацию и по возможности вести себя так, чтобы конфликт предотвратить, что ложится тяжелым грузом ответственности за происходящие в семье события.

Многие дети из семей, где практикуется насилие, вовлекаются в конфликт, пытаясь защитить своих матерей от избиений. Ребенок испытывает гнев по отношению к своему отцу за то, что тот причиняет боль матери.

Разочарования. Жизнь в семье, где практикуется насилие, очень напряженна. Постоянный стресс, который дети испытывают, часто ведет к тому, что они подавлены, расстроены, разочарованны, часто выходят из себя даже при незначительных трудностях, теряют самоконтроль и оптимизм.

Отсутствие информации. Многие матери, которые не хотят травмировать своих детей, стараются спрятать от них факты насилия. Дети чувствуют беспокойство и огорчение, которые испытывает их мать, но не понимают, с чем это связано. Без полной информации и полной ясности ситуации дети (точно так же, как и взрослые, в данном случае) не могут адекватно реагировать на ситуацию, считая, что причина такого поведения матери в них.

Чувство «заслуженности» жестокого обращения. Многие матери, которые не хотят настраивать детей против своих отцов, пытаются найти им оправдание. Ребенок видит мать в синяках и со следами побоев, но при этом мать оправдывает поведение отца. Ребенок, мать которого постоянно оправдывает своего отца за причиняемое им насилие, часто начинает чувствовать, что он тоже «заслуживает», чтобы его избивали, что близкие люди так поступают по отношению друг к другу и это нормально.

Чувство ненужности. Так как родителям приходится отдавать много энергии и сил на разрешение конфликта, то у них остается мало сил на воспитание и проявление любви и заботы к своим детям. В результате у детей может возникать чувство заброшенности и обделенности, что заставляет их думать, что они не нужны никому, не являются важными людьми, заслуживающими внимания и заботы.

Изоляция. В большинстве семей, в которых прибегают к насилию, факт насилия не обсуждается открыто. Детям родители дают понять, что не следует обсуждать семейную ситуацию в школе или с друзьями. Это заставляет детей чувствовать себя какими-то особенными, отделенным от других. Они не имеют возможности поделиться своими переживаниями. Некоторые дети даже думают, что с ними что-то не в порядке, так как их жизнь в семье отличается от жизни их сверстников.

Противоречивые чувства по отношению к отцу. Дети продолжают считать отца своим отцом вне зависимости от того, насколько жестоко он обращался с матерью и с ним самим. Поэтому ребенок может испытывать амбивалентные чувства: скучать по нему, хотеть вернуться домой, чтобы заботиться об отце, и в то же время бояться, ненавидеть и т. д.

Для семей, где насилие является хроническим, существует ряд общих признаков:

♦ общение между ними находится на низком уровне, в нем отсутствуют забота, юмор, радость от общения;

♦ в межличностных отношениях доминируют разъединение, неприязнь, взаимное перекладывание вины;

♦ активное нежелание членов семьи обсуждать внутрисемейные проблемы с кем-либо из окружающих, поэтому семья активно избегает поддержки со стороны детского сада, школы, служб социальной защиты, просто соседей;

♦ по отношению к семейным проблемам легко возникают состояния тревоги и паники;

♦ часто наблюдается тенденция разрешать возникающие проблемы на эмоциональном уровне;

♦ постоянно проявляется несоответствие между словами и действиями.

Существует ряд общих признаков, характеризующих переживания и поведение детей из семей, в которых практикуется насилие:

1) эмоциональные реакции детей:

  • ощущение собственной никчемности и бессилия;
  • чувство вины и ответственности за насилие;
  • страх за себя и за своих близких: братьев и сестер, мать и др.;
  • чувства гнева, смущения и унижения;
  • оправдание насилия;

2) поведенческие реакции детей:

  • частое проигрывание ситуации;
  • стремление к уединению;
  • стремление угодить насильнику;
  • проявление беспокойства, неспособность сконцентрироваться;
  • проявление насилия и агрессии для самовыражения;
  • плохая успеваемость в школе и прогулы;

3) психические и физические реакции детей и последствия:

  • получение повреждений при вмешательстве в конфликт;
  • энурез;
  • потеря аппетита;
  • нарушение сна;
  • соматические заболевания, головные и другие боли;
  • отставание в развитии и др.