Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №16»
г. Майкоп
 
 
 
 
 
 
 
Семинар-практикум
для родителей
 
 
 
"Пальчики учат говорить..." 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Подготовила и провела:
воспитатель Алибегова З. А.,
                                                                       воспитатель Кортоева Е.Е.
 
 
Цель:    повышение профессиональной компетентности родителей  в вопросе  развития мелкой моторики рук, детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка;
- Обучить родителей правильному выполнению различных видов упражнений для развития пальцевой моторики;
- Вовлечь родителей в процесс формирования речи детей посредством развития мелкой моторики.
Оборудование: ноутбук, проектор, аудиозапись с тихой спокойной музыкой, массажные мячики, пластиковые крышки, пальчиковый театр «Колобок», листы бумаги с изображением ежика без иголок, пластилин, салфетки.
Участники: воспитатель, родители.
Продолжительность семинара-практикума -1 час.
 
Вступительное слово педагога.
Тихо звучит музыка.
«Добрый вечер, уважаемые родители!
Сегодня мы с вами поговорим о пальчиковых играх и их влиянии на развитие речи. Тема нашей встречи, а точнее семинара – практикума  «Пальчики учат говорить…».
  1. Теоретическая  часть.
    Наш соотечественник и педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий философ и ученый Иммануил Кант, называл руки, видимой частью полушарий головного мозга. Ручные навыки успешно использовала итальянский гуманист и педагог Мария Монтессори. Об их чудесных свойствах задолго до научных открытий знали и наши мудрые предки. Помните «Ладушки», «Сороку-белобоку» и другие пальчиковые игры?
В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интересное формирование и обучение. И в то же время этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожным и деликатным в вопросах развития и образования малышей раннего возраста. Любящие родители, наверняка, заметили, с какой радостью малыш усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной мотивации с легкостью и азартом.
 
Развивать малыша с пеленок – модно. Но педагоги считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть с ребенком. Поверьте, это самое благодарное времяпрепровождение. Веселое, увлекательное и полезное занятие! «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант.
Многие думают, что речь - это функция органов артикуляции: губ, языка, гортани ... Но это не так. Речь - это результат согласованной деятельности множества областей головного мозга. А органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.
Органом речи, по сути дела, является мозг - в нем происходит понимание слышимых слов, в нем формируются программы движений, которые нужны для артикуляции звуков и звукосочетаний речи, отсюда идут команды на речевые мышцы.
Итак, говоря о периоде подготовки ребёнка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук. Принято считать проекцию кисти руки ещё одной речевой областью мозга. Этот вывод подтверждают и данные  электрофизиологических исследований: речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи, психических функций и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.
Как проводить занятия  дома?
  • Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  • Перед началом упражнений нужно разогреть ладони легкими поглаживаниями.
  • Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
  • Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
  • Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
  • Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
  • Каждое занятие длится несколько минут и повторяется в течение дня
  •      2 - 3 раза.
  • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа.
 
Беседа с родителями.
Вопросы:
  • Занимались ли Ваши родители с Вами пальчиковой гимнастикой? Как?
  • Играли ли Вы сами с Вашими пальчиками? Расскажите как?
  • Как вы играете с пальчиками Вашего ребенка?
Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).
 
  1. Практическая часть.
  • Игры с элементами самомассажа. Я мячом круги катаю, Им поглажу я ладошку. И сожму его немножко, Каждым пальцем мяч прижму, Игровой самомассаж - это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные её зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.
  • И другой рукой начну.
  • Как сжимает лапку кошка,
  • Будто я сметаю крошку,
  • Взад – вперед его гоняю.
  • «Мячик»
  • Игры с предметами. Крышки пальчики обули, И пошли по переулку на веселую прогулку. Но, обутые в ботинки. Только шаркает немножко.
  •  
  • Каждый пальчик – будто ножка,
  • Пальцы – словно балеринки
  • Смело в них вперед шагнули
  • «Сапожки»
  • Имитационные игры (статические и динамические).Есть у него спинка, а не лежит никогда,Но всегда он стоит, всем сидеть велит.   Не жужжу, когда сижу. Не жужжу, когда тружусь. 
  • А жужжу, когда кружусь.
  • Не жужжу, когда хожу.
  • «Жук»
  • Есть четыре ноги, а не ходят и три.
  • «Стул»
  • Активные игры со стихотворным сопровождением. Божья коровка, черная головка (сжимаем кулачок и оттопыриваем большие пальцы),Принеси нам хлеба (сжимаем горсточки и вытягиваем их вперед),Только не горелого (грозим пальчиком).
  • Черного и белого (показываем вправо и влево руками),
  • Улети на небо (машем «крыльями»),
  • «Божья коровка»
  • Инсценировка сказки «Колобок» (использование пальчикового театра)
  • Родителям предлагается создать пластилиновую картинку «Ежик», используя прием надавливания и размазывания. Итак, пальчиковые игры представляют собой не только инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй при помощи пальцев. Это и игры с различными предметами, пирамидками, мозаикой, конструктором. Различные шнуровки и разнообразные виды театров. Очень хорошо развивает мелкую моторику и занятия с таким материалом, как пластилин.        
  • Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
  • 3. Заключительная часть.

Итак, пальчиковые игры представляют собой не только инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй при помощи пальцев. Это и игры с различными предметами, пирамидками, мозаикой, конструктором. Различные шнуровки и разнообразные виды театров. Очень хорошо развивает мелкую моторику и занятия с таким материалом, как пластилин.

Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.