Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №16»
г. Майкоп
 
 
 
 
 
 
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
 
 "Навстречу друг другу"

 
                                                                      Организаторы:
                                                                      ст. воспитатель Качура О.А.,
                                                                         педагог-психолог Иванченко В.В.


 
     Построение воспитательно-образовательного процес­са в данное время  предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога ДОО, пересмотр его взглядов на структуру коммуникации с родителями. Этот процесс требует больших эмоциональных личност­ных затрат и зачастую вызывает растерянность и неуверенность в своей компетентности у педагогов. Семинар-практикум — наиболее эффективная форма работы по повышению мастерства педагогов, пополнению их теоретических и практических знаний в области коммуникативной компетентности.
 
Цель семинара-практикума: формирование коммуникативной компетентности педагогов ю взаимодействии с родителями.
Задачи:
1.Знакомство педагогов с теоретическими и практическими психолого-педагогическими положениями в области коммуникативной компетентности.
  1. Развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями.
  2. Обучение практическим приемам по преодолению барьеров в общении с «трудными» родителями.
  3. Обучение техникам саморегуляции эмоционального состояния.
 
Продолжительность семинара-прак­тикума -1 час.
 
Материал: дерево из картона, листочки разного цвета; мягкие шарики небольшого размера, корзинка; раздаточный материал – фразы на каждого участника; мольберт; магнитофон, аудиозаписи с релаксационной музыкой.
 
 
Ход семинара-практикума
 
  1. Создание позитив­ной атмосферы (педагог-психолог Иванченко В.В.).
 Педагог-психолог: Мы очень рада всех вас всех ещё раз поприветствовать, и надеюсь, что мы отлично продолжим наше общение, так как сегодня мы будем тренировать наши коммуникативные умения во взаимодействии с родителями.
Психологическое вхождение. Упражнение «Дерево дости­жений»
Обратите вни­мание на наше одинокое дерево. Перед вами листочки раз­ного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцвет­ной листвой.
Тех, кто выбрал зелёный лист, ожи­дает успех на сегодняшнем семинаре.
Те, кто выбрал красный, — желают общаться.
Жёлтый — проявят активность.
Синий — будут настойчивы.
 
Помните, что красота дерева за­висит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
 
2.Знакомство с темой семинара-практикума (ст. воспитатель Качура О.А.).
Мини-лекция
     Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с роди­телями «на основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС, п. 3.2.1). Важно, чтобы педагог не только владел внедряемыми техно­логиями и ориентировался в новой организации воспитательно-образо­вательного процесса в соответствии с ФГОС, но и был открыт к общению.
    Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагоги­ке является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников.
     Как вы думаете, почему одним педагогам удаётся наладить с роди­телями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, горы свернуть, а другие, как ни бьются, — не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие? (Ответы участников семинара).
    Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения.
    Посмотрите на шарики в нашей корзинке. Это трудности, с которыми сталкивается воспитатель в общении с родителями. Сейчас мы раздадим их вам. (Раздает мягкие шарики по кругу).
Я раздаю вам:
  • непонимание родителями са­моценности периода дошкольного детства и его значения;
  • неоправданно позитивные ожи­дания родителей от дошкольного уч­реждения. Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад всему научит, а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи;
  • неоправданно негативные ожи­дания родителей от дошкольного уч­реждения. Если личный детсадовский опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что это очень плохо, возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отри­цательный настрой обязательно пере­дается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем;
  • излишняя озабоченность роди­телей о его ребенке только нервирует малыша, настраивает его против дет­ского сада.
Кроме того:
  • воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспита­тель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя;
  • непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения.
  •  
Удобно ли вам держать столько шариков? Что вам хочется сделать?
Давайте вместе подумаем, при каких условиях мы можем решить эту проблему?
 
  В связи с этим актуальны и просто необходимы мероприятия с педаго­гами, направленные на восполнение знаний и отработку практических на­выков общения и взаимодействия с родителями.
 
  1. Психологический практикум (педагог-психолог Иванченко В.В.).
 
    Все родители разные, это взрослые люди и к каждому нужно найти определенный подход.
   Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя. Я предлагаю сейчас проверить вам свои установки на общение с родителями: из каждой пары приведенных утверж­дений выделите одно, которое приме­нимо в вашем понимании этого слова.
 
Раздаточный материал
а) Я должна как можно чаще предоставлять родителям самим принимать решения.
б) Мне нужно настоять на своей позиции или мнении.
а) Меня должны уважать.
б) Я должен завоевать уважение.
3.
а) Я должен быть в центре внимания.
б) Необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.
а) Я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.
б) Я всегда авансирую доверие родителям.
 
Оценка результатов: правильные ответы: 1Б, 2Б, ЗБ, 4Б.
 
Если правильны не все ваши от­веты, есть опасность превратиться в авторитарного, всезнающего эксперта. Не от того ли, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют при­слушаться друг к другу и встают по разные стороны баррикад?
 
  1. Обучение педагогов навыкам гибкого и доброжелательного отноше­ния в общении с родителями (ст. воспитатель Качура О.А.).
Общаясь с роди­телями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!
Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «правило трёх плюсов»:  приветствие, имя, улыбка.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Она вроде бы ничего не стоит, но много дает.
Имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом
языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а: здравствуйте, Мария Ивановна!»
Во время конфликтов, желая снять остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом своё имя.
В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, поэтому самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение пе­дагогов отметить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.
Слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения. Немаловажным моментом,  является невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса – 5/6 часть. Роль невербального общения огромна и умение его контролировать – один из факторов эффективного общения. Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения). Осознанию значимости невербальной манеры общения, развитию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно выражать себя и “прочитывать” эмоциональную реакцию партнера по общению способствуют созданию условий для эффективного общения.
Раздаточный материал «Что такое активное слушание», мини-лекция «Важный средства общения».
Сейчас мы с вами попробуем одно из упражнений на умение интонировать.
Упражнение на умение интонировать
Произнести фразу “Мне не безразличны успехи вашего ребенка”  с оттенками иронии, упрека, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности. По ходу произношения воспитатели могут сообщить, какой тон поможет им достичь цели.
  1. Обучение педагогов практи­ческим приемам и упражнениям по преодолению барьеров в общении с «трудными» родителями (педагог-психолог Иванченко В.В.).
Педагог-психолог. Общение — это деятельность и, как любая деятель­ность, поддается анализу, который проходит свернуто — в диалоге с самим с собой. Что я чувствую? Меня понимают или не понимают? Часто именно это является основой всех наших споров и непонимания. Как этого избежать? Конечно, нужно научиться слышать (а не слушать) друг друга. Умение слышать собе­седника требуется любому человеку, желающему быть успешным в сфере общения.
Мини - лекция: «Причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями»(Приложение №2).
Упражнение «Испорченный телефон»
Участники выходят за дверь и по приглашению ведущего входят в зал по одному. Каждому входящему дается инструкция: «Представьте себе, что вы получили письмо, информацию к размышлению, телефонограмму, содержание которой должны передать следующему участнику группы. Текст вам сейчас зачитают, его можно не передавать дословно, главное — как можно точнее выразить содер­жание». Затем зачитывается текст первому участнику группы, который должен передавать его следующему вошедшему тот — следующему и т. д.
Текст: «Дорогой Джо! Мы живем здесь вот уже две недели, погода в общем хорошая. Морской воздух действует неплохо, но печень моя пошаливает, и я с удовольствием вернусь в Лондон. О Джун ничего хорошего сказать не могу, здоровье и состояние духа у нее скверные, и я не знаю, чем все это кончится».
 
Обсуждение упражнения.
Почему последний участник получил текст с искажением?
Какую игру это напоминает? («Испорченный телефон»).
Что помешало правильно пе­редать информацию? Что помогло?
 
Упражнение «Общение с роди­телями — это...»
    Группа делится на две команды, и в течение 10—15 минут каждая выполняет задание:
первая команда перечисляет критерии эффективного общения с родителями, используя первые буквы первого слова слово­сочетания «общение с родителем». Например: «о» — обаяние педа­гога, «б» — безусловное принятие родителя таким, как он есть и т. п.
вторая подгруппа перечисляет крите­рии, используя первые буквы второго слова — «родителем».
    Затем команды по очереди за­читывают составленные ими списки критериев, остальные участники могут по желанию дополнять предложенный перечень. Педагог-психолог записыва­ет высказывания на мольберте.
 
  1. Обучение педагогов техникам саморегуляции эмоционального со­стояния (педагог-психолог Иванченко В.В.).
Педагог-психолог. Если вы хо­тите лучше понимать себя и быть уверенным в себе, понимать других людей, ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений и быть успешными в общении, если для вас важно чувство эмоционального комфорта, то я предлагаю выполнить следующее упражнение.
 
Упражнение «Горная вершина»
Цель- релаксация, закрепление положительных эмоций, формирование уверенности в себе.
Педагог-психолог. Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело обмякло, и тяжелая волна расслабления потекла по мышцам. Сейчас я буду предла­гать вам кое-что услышать, ощутить, почувствовать. Не старайтесь специ­ально и не заставляйте себя, просто позвольте себе наблюдать за собой.
(Звучит негромкая релаксационная музыка)
Педагог-психолог. Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно до­бираться до вершин, карабкаясь по крутой и опасной горе, потому что вы можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, па­рящий над скалами. Мгновение — и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки возду­ха и свободно скользите в них. Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами. Вы слышите не­громкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упру­гость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им.
   Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и недоступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что оста­лось там, далеко, у подножия гор. Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените, стоят ли они ваших усилий и переживаний! Спо­койствие, даруемое высотой и силой, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучивших вас вопросов. С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки. (Пауза.) Взлетите снова — и снова испытайте изумительное чувство по­лета. Пусть оно надолго запомнится вам. А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы. Помашите рукой на прощание паря­щему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его. (Музыка утихает.) Вы снова здесь, в этом зале. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия.
 
  1. Подведение итогов семинара-практикума.
 
 
 
 
Литература
  1. Гипенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – Издание 3-е, – М.: “ЧеРо”. – 2004.- 240с.
  2. Лунева О.В. Общение // Знание. Понимание. Умение. – 2005.- №4 – с.157-159Г
  3. Мириманова М.С. Конфликтология: – М.: Издательский центр “Академия”, 2003.-320с.
  4. использованием ресурсов сети Интернет http://festival.1september.ru/articles/584169/
 
                                                                                           Приложение №1.
Мини - лекция: «Причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями


Мини - лекция: «Причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями»

  1. Неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения.
  • Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад "всему научит", а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи. Если личный "детсадовский" опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что "это очень плохо", возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем.
  • 2. Другая субъективная причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Те же самые проблемы нередко возникают и у воспитателя, когда, например, родители воспитанников могут неосознанно напоминать ему человека, с которым когда-то не сложились отношения.
  • 3. Еще одна проблема - это страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребенком. Когда они видят, что кроха погружается в новую жизнь, в них просыпается настоящая ревность по поводу того, что их чадо теперь полностью им не принадлежит. Такая условная грань "борьбы" за детей действительно существует. Чем квалифицированнее воспитатель, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям, пытаясь передать родителям свое представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании же родителей может сложиться мнение, что воспитатель "навязывает" им свою точку зрения. К сожалению, есть педагоги, которые не только любят диктовать родителям, как нужно воспитывать их детей, но и делают это в достаточно категоричной форме: "Ваш ребенок не умеет этого, этого, этого. Вы плохо подготовили его к детскому саду. Вы должны делать то-то, то-то и то-то". Естественно, такие нравоучения воздействуют на родителей очень негативно.
  • 4. Есть причина, косвенно разрушающая отношения между воспитателем и родителями, - это особенности самого ребенка. Если малыш хорошо подготовлен к детскому саду (вписывается в режим, умеет одеваться-раздеваться, самостоятельно кушать, приучен сидеть на занятиях, внимательно слушать), как правило, затруднений не возникает. Проблемы могут появиться, если родители вовремя не позаботились о том, чтобы правильно соотнести режим ребенка и детского сада, или если в семье ребенку уделялось повышенное внимание, его ни в чем не ограничивали, беспрерывно развлекали. В большом коллективе обеспечить ребенку привычное количество внимания и полную свободу невозможно, поэтому, не видя "должного" отношения со стороны взрослых в детском саду, такой ребенок испытывает неизбежные трудности и, как следствие, сильный стресс. Мама нервничает, предполагая, что малыш капризничает и отказывается идти в детский сад, потому что там к нему плохо относятся. На самом же деле причина вовсе не в отношении к ребенку, а в том, что он не вписывается в режим детского сада и в коллектив детей.
  • 5. Некоторые родители очень болезненно реагируют даже на небольшую царапину или синяк, принесенный ребенком из детского сада. Ответной реакцией может быть претензия к воспитателю, который "недосмотрел" за ребенком, или агрессия по отношению к "злостному обидчику". Излишняя же озабоченность родителей только нервирует малыша, настраивает его против детского сада. "Кто тебя толкнул? Почему он тебе так сказал? А был ли ты первый? А почему тебе не дали стихотворения?" - дети быстро понимают, что взрослого интересуют, прежде всего, негативные рассказы о детях или воспитателях, и, подлаживаясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории "специально для мамы". Это обычно происходит в возрасте 5-6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, "что произойдет", получая от этого удовольствие и утоляя свое любопытство. Поэтому взрослые должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам.


                                                                                                   Приложение №2

Памятка «Правила активного слушания»

  1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.
  2. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме.
  3. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать.
  4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.
  5. Зрительный контакт.
  6. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.