Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида№16»
 
 
 
 
 
«Формирование целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста»
 
                                                                                   
 
 
                                                                                                            Подготовила воспитатель
                                                                                          Анискова Ю.В.
                                   
 
 
 
 
2018г.




Формирование целостной картины мира является необходимой предпосылкой становления личности и означает, что человек способен полно и глубоко понимать окружающий мир, отводя себе в нём вполне определенное место. Старший дошкольный возраст является периодом включения в исследовательское познание, поиск истины и предполагает расширение и обогащение чувственного опыта ребёнка представлениями о мире, человеке, самом себе. Дети овладевают методами познаниями: анализ, сравнение, наблюдение, понимание. Происходит постепенное освоение общечеловеческих понятий: совесть, любовь, трудолюбие, ответственность и др. В воспитательный процесс вплетаются люди ( персонажи), их мысли, переживания, поступки, традиции и ребёнок становится перед необходимостью общения, чтобы в них разобраться. В се образовательные области связаны друг с другом: читая ребёнку – он познает, познавая – черпает информацию из книги, рассказывает о том, что узнал, взаимодей1ствует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребёнка целостной картины окружающего мира. Познавательное развитие ребёнка традиционно включает знакомство с окружающим миром и природой. Изучение того и другого невозможно без формирования у детей представлений о причинно-следственных связях в природе и последствия их нарушения. Сейчас гораздо важнее чтобы ребёнок понимал причинно-следственные связи внутри природного комплекса: знакомить с особенностями жизни животных ( животные в природе живут в определенных местах, питаются определенной пищей и нуждаются в определенных условиях для выведения потомства); показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие животных организмов и их сообществ4 формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, их сохранность – обязанность человека. Большое значение имеет изучение истории, культуры, наряду с традициями других народов. Знания и навыки по формированию целостной картины мира даются не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий и совместной деятельности. Необходимые условия для ознакомления с природой – это создание предметно-окружающей среды при сохранении трёх принципов: активности – то есть побуждении к действию, стабильности – воспитатель стабилен, а среда меняется, комфортности – всем удобно. Обязательно нужно учитывать региональный компонент -природа родного края, традиции и обычаи народов, живущих в данном регионе.
Какими представлениями может овладеть ребенок 5-6 лет:
Ознакомление с окружающим  • уточнять представления детей о предметах, их существенных признаках.  • Уметь свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада  • Уметь соблюдать правила дорожного движения (ходить по мостовой, переходить улицу в указанных местах, в соответствии со световым сигналом).  • Знать название города, деревни, где живут, улицу.  • Знать фамилию, имя, и отчество родителей, домашний адрес  Экологическое воспитание  о растениях  • узнавать и называть 6-7 растений и их части  • уметь описывать растения, отмечая расположение листьев, форму, цвет, особенности поверхности  • выбирать и выполнять способы ухода за растениями (полив, опрыскивание, сухая чистка). Выполнять уход за растениями в соответствии с его биологическими потребностями  • определять способы приспособления растения к сезонным изменениям (появляются почки, цветут, появляются плоды, созревают, состояние покоя)  • знать и называть признаки живого (растет, движется, питается, размножается)  о животных  • уточнить представления о многообразии животного мира и характерных признаках классов (перья, пух, шерсть, мех и т.д. )  • знать основные жизненные функции : питание, дыхание, движение, размножение, рост, развитие и т.д.  • уметь устанавливать связи между средой обитания и строением тела  • конкретизировать представления о проявлении чувств : голод, боль, радость, привязанность  • продолжать знакомить с дикими животными  • называть 4-5 зимующих птиц , различать их по внешнему виду,  рассказывать чем питаются, почему остаются зимовать.  о неживой природе  • формировать элементарные представления о переходе вещества из твёрдого состояния в жидкое и из жидкого в твёрдое (вода превращается в лёд, лёд – в воду) .
Ребенок 6-7 лет:
  • знать полные фамилию, имя, отчество; сколько лет и полную дату рождения; как полностью зовут родителей и где, кем они работают; полный адрес проживания (включая страну, республику, район и др.);
  • знать все времена года, месяцы, дни недели и называть их по порядку (зима,…; январь,…; понедельник,…), уметь различать времена года по существенным признакам;
  • знать (не менее 4) диких, домашних животных и их потомство, уметь их   различать по существенным признакам;
  • знать основные цвета и их оттенки;
  • уметь ориентироваться в пространстве и времени;
  • иметь хороший словарный запас, уметь читать (хотя бы по слогам) и пересказывать прочитанное, составлять рассказ по картинкам;
  • иметь представление о школе как социальном институте;
  • уметь адекватно оценивать и объяснять собственную точку зрения относительно своих / чужих поступков;
  • уметь запоминать небольшие рассказы и воспроизводить их;
  • уметь анализировать и обобщать предметы в группы (фрукты / овощи, посуда / мебель и др.);
Для реализации этих целей в работе над темами занятий по ФЦКМ необходимо решать такие задачи, как:
формирование представления о целостном понимании предмета в старших группах— отношение человека и его деятельности к существованию этого объекта.
развитие способности ориентироваться в пространстве в старших группах - получают представления об основных достопримечательностях края, его традициях.
получение и закрепление информации о флоре и фауне в старших группах — мерами, направленными на сохранение растительного и животного мира на планете);
воспитание бережного отношения к окружающему миру через получение знаний об опасном для природы поведении человека, а также о мерах, направленных на сохранение и преумножение природных богатств.
Приёмы на занятиях по ФЦКМ
Существует четыре группы приёмов, с помощью которых педагог осуществляет реализацию целей и задач организации занятий по ФКЦМ.
 
1.Словесные приёмы
Для дошкольников речь взрослых имеет ключевое значение в процессе освоения навыка говорения. В младших группах воспитанники, слушая педагогов, родителей, обогащают пассивный словарный запас, а также начинают формирование активного словаря. В средней группе благодаря словесным способам взаимодействия дети усваивают базу грамматического строя языка (согласование в роде и числе, строение предложений и пр.). В старшем дошкольном возрасте ребята посредством восприятия речи и активного участия в диалоге друг с другом и педагогом, учатся составлять связные высказывания, осваивают основы составления логичных и эмоционально-выразительных монологов.
 
Объяснение
С помощью этого вида словесных приёмов воспитатель доносит до детей суть того или иного факта, связанного с формированием у малышей представлений о мире вокруг. Объяснение сопровождает не только этап представления нового материала, но и иллюстрирует каждый уровень освоения и закрепления темы. Например, при рассмотрении вопроса «Домашние животные» в первой младшей группе педагог не только описывает обитателей фермы, то есть проводит этап знакомства с материалом, но и объясняет порядок выполнения задания на закрепление темы: как из кубиков построить дом для животных, живущих на ферме.
 
Загадки
Это один из самых эффективных способов мотивировать детей на работу. Кроме того, что поиск ответов на загадки требует от малышей активизации мыслительного процесса, он ещё и пробуждает своего рода азарт: каждый старается отгадать и ответить быстрее других. Таким образом, педагогу удаётся настроить ребят на дальнейшее взаимодействие.
Стихотворения
Этот приём также чаще всего используется для мотивации детей, так как позволяет не только дать представление о теме занятия, но и помогает ребятам вспомнить уже изученный материал. Методика отработки этого приёма заключается в том, что педагог зачитывает детям рифмовку, потом в ходе беседы идёт обсуждение темы. Однако при подготовке занятия на ФКЦМ стихотворения могут использоваться в качестве закрепления материала.
Короткие сюжеты
Особую роль в группе словесных приёмов стоит отвести коротким сказкам.
Чтение
Речь идёт о зачитывании небольших по объёму текстов по теме. Например, краткая информация об особенностях жизни и обитания животных определённых природных зон в старшей группе. При этом в группах, где есть умеющие читать, такие отрывки дети могут читать сами. Кроме того, что возможность продемонстрировать свои умения имеет важное значение для повышения самооценки ребёнка, работа носит ещё и мотивационную миссию, подталкивая ребят, которые читать ещё не умеют к освоению этого важного навыка.
2.Группа наглядных приёмов
Малыши воспринимают мир, прежде всего, через зрительный канал, поэтому обеспечение образовательного процесса наглядностью в достаточном объёме — принципиальная задача для педагога.
Картинки, иллюстрации
Эти элементы наглядности сопровождают любой вид деятельности дошкольников. Тем более если речь идёт о таком информационном потоке, с которым сталкиваются малыши на занятиях по ФЦКМ. При этом очень важно, чтобы иллюстрации были:
  • чёткими - размытые чёрно-белые картинки не только не привлекают внимания, но и не несут всей сути объясняемого понятия или явления;
  • понятными (не стоит нагромождать иллюстрации большим количеством изображаемых деталей — это отвлечёт детей от сути того, на чём надо сосредоточиться, например, если на занятии в младшей группе работа идёт над темой «Дикие животные», то группировка на иллюстрации млекопитающих, живородящих, травоядных, конечно, будет очень информативной, но вряд ли полностью запоминающейся для малышей);
  • завершёнными по смыслу (например, если картинки иллюстрируют процесс выращивания фасоли, то двух картинок с семенами и молодым побегом будет мало для понимания этапов роста, нужны «промежуточные» стадии).
Демонстрация
На вариантах этого наглядного приёма стоит остановиться отдельно.
 
Показ презентаций с информацией о том или ином изучаемом объекте, явлении. Это очень удобный способ, когда тема очень обширна, информации много, и одними картинками не ограничиться. К подобным можно причислить «Космос. Первый космонавт» в старшей и подготовительной группе.
Просмотр видео. Это могут быть как обучающие ролики, например, о том, как провести опыт с водой. Или, например, мультипликационные отрывки по актуальной теме.
Собственный пример. В этом случае педагог сам показывает те или иные действия, которые необходимо освоить детям. Например, порядок выполнения движений под песенку «У жирафа пятна» при изучении темы «Части тела» в подготовительной группе.
Лэпбук
Наглядное пособие, объединяющее в себе материалы разного характера по конкретной теме, называется лэпбуком. В таких папках-проектах могут содержаться:
  • иллюстрации и краткая информация по теме;
  • подходящие игры (настольные, словесные и пр.);
  • работы детей (рисунки, аппликации и пр.), которые выполнялись в процессе рассмотрения вопроса.
3.Практические приёмы
В эту группу, кроме рисунков, аппликаций, поделок, обычно выполняющих функцию закрепления полученных знаний, стоит отнести опытную деятельность, без которой постичь суть некоторых явлений природы очень непросто.
4.Игровые приёмы
Игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста. Поэтому это самый продуктивный способ организовать познавательный процесс, который к тому же создаёт положительный микроклимат в группе и настраивает ребят на рабочий лад.
Как составить картотеку тем по ФЦКМ
Поскольку ФЦКМ происходит в ходе работы на занятиях разной образовательной направленности («Ознакомление с окружающей средой», «Музыка» и пр.), то и картотека тем носит интегрированный характер. Обычно воспитатель составляет календарно-тематический план занятий по всем направлениям, указывая аспекты темы, относящиеся к образовательной области ФЦКМ. Однако в некоторых методических источниках рекомендуется составлять план исходя из образовательной области работы с конкретной возрастной группой. В этом случае педагог вычленяет те или иные элементы содержательных частей (блоков), необходимые ему для подготовки занятия.
Временной план занятия
Схема разработки занятий по ФЦКМ представляет собой чёткую структуру изложения содержания за определённые отрезки времени. И если характер содержания зависит от конкретной темы, то хронометраж занятия определяется санитарными нормами по проведению занятий с дошкольниками:
  • в старшей — 25 минут;
  • в подготовительной — 30 минут.
Проработка сути темы идёт в три этапа:
  • вводная часть (актуализация базовых знаний по теме, мотивация на продолжение работы по ней);
  • основная часть (работа, раскрывающая содержание каждого из рассматриваемых тематических блоков, а также физкультминутка, дыхательная или пальчиковая гимнастика);
  • завершающая часть (оценка педагогом деятельности ребят в процессе занятия, а также со средней группы рефлексия ребят относительно качества своей работы).
 
 
Таблица: примеры конспектов занятий ФЦКМ для разных возрастных групп:

Тема

Вводный этап

Основной этап

Заключительный этап

Старшая группа

«Мама»

— Кто вас детки крепко любит? Кто вас детки приголубит? Не смыкая ночью глаз, всё заботится о вас? Всё она, розная … (мама дорогая)…>

<… Вы ещё маленькие, и многие домашние дела вам не по силам. Но многие дела вы можете выполнять сами. Динамическая пауза.  Встаём в круг, кидаю мяч детям. – Как вы помогаете маме по хозяйству (убирать за собой вещи, игрушки поливать цветы, пылесосить, ходить за хлебом и т. д.) …> <… Выполнение аппликации «Подарок для мамы»…>

В заключении занятия спрашиваю, о чём дети узнали на сегодняшнем занятии, какие выводы для себя сделали.

«Продукты питания»

<… Ходит Митя, как Кощей, Ни супов не ест, ни щей. Падает от слабости А любит только сладости. — Как вы думаете, почему мальчик Митя был худой и слабый? (ответы детей) …>

<… Пальчиковая гимнастика «Пекарь»…> <… Лепка из солёного теста «Баранки и калачи». Упражнение «Пирожки с начинкой»: — Дети, а если в тесто положить яблоки или капусту, то, что получиться? (пирожки). Детям раздаются картинки овощей, фруктов и ягод. Они образуют соответствующее прилагательное. Например: это капуста, можно испечь капустный пирог…>

Подготовительная группа

«Моё отечество»

-Здравствуйте, ребята! Сегодня, мы с вами раскроем тайну одного очень важного слова. Вы готовы узнать тайну?(Ответ детей) Но сначала вспомним уже знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная». Сыграем в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящие слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным (мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край)…>

<… Кто из вас знает, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия) — Правильно, — это Россия. А какая она, наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная). — Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине, в знак любви и гордости за свою страну. Кто знает некоторые из них …>

— Понравилось ли вам, то чем мы сегодня занимались? Чем оно вам понравилось? Молодцы? ребята, вы все были сегодня активны, все старались.

Таблица: пример картотек опытов для занятий по ФЦКМ

Возрастная группа

Изучаемое явление

Цели эксперимента

Ход опыта

Старшая группа

Воздух и вода

Показать, что воздух легче воды

Дети пытаются «утопить» в ёмкости с водой игрушки, наполненные воздухом.

Подготовительная группа

Откуда берётся радуга

Показать, что радуга на стене или потолке является результатом отражения в воде преломлённого луча света.

Ёмкость с водой ставим у окна, располагаем в неё на подставке зеркало и «ловим» солнечного зайчика. Наблюдаем на потолке или стене радугу.

Таблица: пример составления календарно-тематического планирования по ФЦКМ в старшей группе (фрагменты)

месяц

блок

Организованная образовательная деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Тема «Кто работает в детском саду?»

сентябрь

«Детский сад»

Цели:

  • уточнить знания детей о детском саде;
  • расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду;
  • развивать наблюдательность, внимание;
  • воспитывать уважительное отношение к работникам детского сада.

Структура занятия:

1.     Беседа о сотрудниках детского сада.

2.     Рассказывание по сюжетной картине.

3.     Игра «Найди ошибку»

4.     Отгадывание загадок.

5.     Итог занятия.

Дидактическая игра «Назови материал?» Цели:

  • выявить умение детей определить, из каких материалов сделаны предметы;
  • учить определять причинно-следственные связи между материалом и способом использования;
  • учить называть предметы, которые окружают ребёнка в помещении.

Дидактическая игра «Наряды матушки-земли» Цель: уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него. Экспериментальная деятельность «Летающие семена». Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые они разносят. Дидактическая игра «Парочки» (птицы, грибы, цветы, рыбы, насекомые, домашние и дикие животные). Цель: развивать память, мышление и внимание.

Дидактическая игра «Кукольный детский сад». Цель: поддерживать стремление детей подражать работникам дошкольного учреждения — их заботливому отношению к воспитанникам, умению находить выход из сложных ситуаций.

«Давайте знакомиться!»

Цели:

  • познакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду;
  • рассказать о трудовых процессах, выполняемых каждым из них;
  • уточнить знание адреса детского сада  и маршрута в детский сад и домой;
  • совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада;
  • приобщать детей к деятельности по оформлению своей группы и других помещений детского сада.

Словарь: кухонный работник, медицинский работник, музыкальный и физкультурный залы, здание Структура занятия:

1.     Экскурсия по детскому саду.

2.     Игра «Чьи предметы?»

3.     Чтение стихотворения.

4.     Танцевальные движения под музыку.

5.     Итог занятия.

Дидактическая игра «Куда залетела пчела». Цели:

  • развивать память и мышление;
  • закрепить знания о предметах мебели;
  • учить называть признаки и количество предметов.

Дидактическая игра «Времена года» Цели:

  • закреплять знания детей о последовательности сезонов;
  • выявить характерные признаки каждого времени года;
  • познакомить с изменениями видов осадков;
  • рассказать о влиянии изменений в неживой природе на образ жизни животных.

Экспериментальная деятельность «Как увидеть воздух». Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Дидактическая игра «Давайте поселим зверей». Цель: знакомить детей со средой обитания различных животных.

Рассматривание комнатных растений. Цель: учить узнавать, различать и правильно называть комнатные растения.

Золотая осень

Цели:

  • учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (по сравнению с летом);
  • устанавливать причинно-следственные связи (изменения в живой и неживой природе и изменения внешних условий — постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием, отлёт птиц связан с исчезновением насекомых);
  • организовать целевое наблюдение за цветом листьев;
  • учить работать с календарём природы;
  • развивать знания об осенних работах на огороде;
  • воспитывать интерес к природе.

Структура занятия:

1.     Беседа о приметах осени.

2.     Игра «Закончи предложение.

3.     Описание картинки.

4.     Подвижная игра «Дождик».

5.     Итог занятия.

Дидактическая игра «Времена года». Цели:

  • закреплять знания детей о последовательности сезонов;
  • выявить характерные признаки каждого времени года;
  • познакомить с изменениями видов осадков, влиянием изменений в неживой природе на образ жизни животных.

Экспериментальная деятельность «Ветер, ветер, ты могуч…». Цель: познакомить с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов. Дидактическая игра «Найди такой же листок, как на дереве». Цели:

  • развивать умение сравнивать, выделять общие признаки;
  • учить сравнивать листья по признакам: окраске, 
 
 
В условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу, саморазвитию, самообразованию, способного применить приобретённые знания в совместной деятельности со сверстниками и в самостоятельной деятельности.