Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида№16»
 
 
 
 
 
 
 
«Формирование целостной картины мира у детей младшего дошкольного возраста»
 
 
 
 
 
 
                                                    
 
  
 
 
                                                                                 Подготовила воспитатель
                                                                            Анискова Ю.В. 
 
 
2018г.



Формирование целостной картины миры — важная область дошкольного образования, которая реализуется на занятиях разных тем и направлений. В результате систематической работы дети получают представления о мире живой и неживой природы, расширяют кругозор относительно роли и места человека в ней, а также учатся оценивать те или иные явления и факты через призму собственного опыта. Всё это способствует развитию и воспитанию гармоничной личности, способной адекватно реагировать на любые проявления окружающего мира. Исходя из этого, в своей работе педагоги и воспитатели всегда стремились сформировать у дошкольников элементарные представления о целостной картине мира; развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира. Таким образом, можно выделить следующие основные задачи в работе педагогов-воспитателей, работающих в дошкольном учреждении :
  1. 1. формироватьэлементарные представления об окружающем мире (формирование целостной картины мира и расширение кругозорав части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, предметах, их свойствах, о различных сферах и событиях жизни, ознакомление с социальной действительностью, учитывать региональный компонент.);
  2. развивать познавательную активность;
  3. 3. обучать различным способам познания.
Что касается первой задачи формирования целостной картины мира, расширения кругозора, то она включает в себя изучение:
- предметного окружения, в том числе, знакомство с признаками предметов, материалами, из которых сделаны предметы, с информацией об их свойствах и качествах. Совершенствование умений определять их цвет, форму, величину, вес; сравнивать и группировать предметы по этим признакам, объяснение целесообразности изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п); а, также, социального окружения, в том числе формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., расширение знаний детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход); расширение представлений о правилах поведения в общественных местах; формирование первичных представлений о школе; знакомство с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, их атрибутами, людьми, работающими в них; расширение представлений о труде, профессиях; о природе, о растительном и животном мире, об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п., об охране растений и животных; формирование первичных представлений о понятии «Родина», представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие. Эта задача решается через игры-упражнения, логические задачи, дидактические игры, наблюдения. Например, в игре «На что похоже» дети придумывают, на что похожи тот или иной предмет, облака, чернильная клякса, ветка, шишка и др. Полезны игры типа «Продолжи линию, дорисуй, измени рисунок»«Найди пару» (найди предмет с тем же способом действия или с тем же назначением — веник и пылесос, счеты-калькулятор и др.).
Говоря о последней задаче - обучать различным способам познания, необходимо обратить внимание на то, что за последние годы большое распространение получило внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах человеческой деятельности. В области образования, в том числе и дошкольного, использование компьютерных и интернет технологий (ИКТ технологий )оказывает определяющее влияние на содержание и технологии обучения, в том числе, на процесс формирования целостной картины мира личности дошкольника. Наиболее важным в процессе реализации задачи формирования целостной картины мира представляется развивать в процессе взаимодействия и обучения у дошкольников:
- связную речь, поощряя полные, развернутые ответы;
- ориентировку в пространстве; внимание;
- стремление к обогащению и пополнению словаря и объема полученных знаний у детей. Разделении образовательного процесса по “предметному принципу”, а на интеграцию и взаимодействие образовательных областей.
Работа воспитателя в сфере познания, т. е. формирования целостной картины мира и расширения кругозора ребенка должна учитывать его возрастные особенности.
Игры и занятия для малышей 3-4 лет должны представлять многообразный мир явлений и фактов. Основной деятельностью становиться предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками. Ребенок постигает их непосредственно через наблюдение и ощущение, экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр., а также через общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.
формирование представления о целостном понимании предмета дети в младшей группе должны уметь называть предмет и его предназначение, в средней к этому добавляется описание внешнего и внутреннего вида, то есть цвет, форма, материал.
развитие способности ориентироваться в пространстве в младшем дошкольном возрасте это знакомство с помещениями детского сада.
получение и закрепление информации о флоре и фауне в младшей группе дети знакомятся с названиями животных и их детёнышей, в средней — средой обитания, особенностями разведения, ухода.
Какими представлениями может овладеть ребенок
В 2-3 года:
Может называть окружающие предметы: мебель, посуду, одежду, обувь, игрушки, транспорт. Учиться называть цвет, форму, величину предмета, материал из которого он сделан.
В 3-4 года:
Учить вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину,) определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань).  Предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт (автомашины, поезд, самолёт, пароход) ближайшего окружения.  Различать и называть части тела животного и человека.  Знать правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора)  Знать название города, деревни, где живут, улицу. 
Формы (способы) организации образовательного процесса и взаимодействия в процессе обучения младших дошкольников:
Рассматривание. Наблюдение. Игра-экспериментирование. Исследовательская деятельность. Чтение литературы, подбор загадок, пословиц, поговорок. Рассматривание иллюстраций и книг. Ситуативный разговор. Заучивание. Рассказ. Беседа. Развивающие игры. Сюжетно-ролевые игры. Подвижные игры. Физкультурные досуги. Творческие задания. Конструирование.
Временной план занятия
Схема разработки занятий по ФЦКМ представляет собой чёткую структуру изложения содержания за определённые отрезки времени. И если характер содержания зависит от конкретной темы, то хронометраж занятия определяется санитарными нормами по проведению занятий с дошкольниками:
  • в младшей группе — 15 минут;
  • в средней — 20 минут.
Проработка сути темы идёт в три этапа:
  • вводная часть (актуализация базовых знаний по теме, мотивация на продолжение работы по ней);
  • основная часть (работа, раскрывающая содержание каждого из рассматриваемых тематических блоков, а также физкультминутка, дыхательная или пальчиковая гимнастика);
  • завершающая часть (оценка педагогом деятельности ребят в процессе занятия, а также со средней группы рефлексия ребят относительно качества своей работы).
 
Таблица: примеры конспектов занятий ФЦКМ для разных возрастных групп:

Тема

Вводный этап

Основной этап

Заключительный этап

Первая младшая

«Деревья»

— Ребята, идёте вы по улице, играете на площадке, едете в машине, что вас окружает? Дети: — Люди, машины, дома, деревья и т.д. …>

<… Дети отгадывают загадки о деревьях, рассматривают картинки…> <… Когда листья начинают появляться на деревьях? Какого цвета становятся листья на деревьях летом?..>

Педагог благодарит детей за работу.

Вторая младшая

«Грибы»

Прибегает белочка в группу и рассказывает, что мама-белка попросила собрать в их лесу грибы, ведь скоро наступит зима, и если они не запасут хороших грибов, то будут голодать. — Скажите, пожалуйста, а где растут грибы?..>

<… Игра малой подвижности «Мы идём в осенний лес» Мы идём в осенний лес. (Дети идут по кругу) А в лесу полно чудес! Будем мы грибы искать (Приставляют ладонь ко лбу) И в корзинку собирать. (Приседают, собирают грибы) Дети садятся на стульчики. — В лесу много грибов, но не все грибы людям можно кушать. Одни грибы называются съедобные, их можно кушать, а другие — несъедобные, их нельзя кушать человеку. Гриб состоит из ножки, а что на ножке? — Шляпка. Вот белый гриб (Показ картинки)…> <…- Что можно приготовить из грибов? ..>

Педагог благодарит детей за работу.

Средняя группа

«Птички»

Дети сегодня наше занятие будет повещено птицам. Я хочу его начать с загадки…>

<…Давайте вспомним, чем мы кормили на нашем участке птиц? (зёрна, крошки хлеба, семечки, ягоды рябины). — Ребята, давайте подумаем, что произойдёт, если у нас не будет птиц? (Будет много насекомых, и они поедят весь наш урожай, прогрызут кору деревьев, и тогда деревья могут засохнуть)…> <…Дидактическая игра «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица отвечай-ка». На коврике раскладываются изображения птиц 10 шт. Дети должны назвать этих птиц. — Молодцы, с этим заданием вы справились, а теперь я проверю, помните ли вы, какие у нас птицы перелётные а какие — зимующие…>

Молодцы ребята, сегодня вы многое узнали о наших друзьях птицах, их особенностях и повадках…>

 
Таблица: пример картотеки опытов для занятий по ФЦКМ

Возрастная группа

Изучаемое явление

Цели эксперимента

Ход опыта

Первая младшая группа

Сухой и влажный песок

Показать малышам, что придать форму куличика можно только влажному песку.

Дети насыпают в форму для куличика сухой песок и пробуют сделать фигурку. Неудача. Наполняют формочку влажным песком — куличик удаётся.

Вторая младшая

Воздух

Показать, как воздух поддерживает предметы

Дети комкают один лист бумаги, а второй оставляют ровным. Затем оба пускают по воздуху: ровный плавно летит — его воздух поддерживает, а второй — опускается быстрее — его воздуху поддержать сложнее из-за неровностей на поверхности.

Средняя

Вода как источник роста и жизни

Показать, что для проращивания лука нужна только вода.

Дети ставят луковицы в воду. Регулярно меняют воду, наблюдая за тем, как появляются зелёные отростки.

Таблица: пример составления календарно-тематического планирования по ФЦКМ в средней группе (фрагменты)

месяц

блок

Организованная образовательная деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Тема «Наш детский сад, наша группа»

сентябрь

«Детский сад»

Цели:

  • уточнить знания детей о детском саде;
  • расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду;
  • развивать наблюдательность, внимание;
  • воспитывать уважительное отношение к работникам детского сада.

Структура занятия:

1.     Беседа о сотрудниках детского сада.

2.     Рассказывание по сюжетной картине.

3.     Игра «Найди ошибку»

4.     Отгадывание загадок.

5.     Итог занятия.

Дидактическая игра «Из чего сделан предмет?» Цели:

  • выявить умение детей определить, из каких материалов сделаны предметы;
  • учить определять причинно-следственные связи между материалом и способом использования;
  • учить называть предметы, которые окружают ребёнка в помещении.

Дидактическая игра «Наряды матушки-земли» Цель: уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него. Экспериментальная деятельность «Летающие семена». Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые они разносят. Дидактическая игра «Парочки» (птицы, грибы, цветы, рыбы, насекомые, домашние и дикие животные). Цель: развивать память, мышление и внимание.

Дидактическая игра «Кукольный детский сад».Цель: поддерживать стремление детей подражать работникам дошкольного учреждения — их заботливому отношению к воспитанникам, умению находить выход из сложных ситуаций.

«Давайте знакомиться!»

Цели:

  • познакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду;
  • рассказать о трудовых процессах, выполняемых каждым из них;
  • уточнить знание адреса детского сада  и маршрута в детский сад и домой;
  • совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада;
  • приобщать детей к деятельности по оформлению своей группы и других помещений детского сада.

Словарь: кухонный работник, медицинский работник, музыкальный и физкультурный залы, здание Структура занятия:

1.     Экскурсия по детскому саду.

2.     Игра «Чьи предметы?»

3.     Чтение стихотворения.

4.     Танцевальные движения под музыку.

5.     Итог занятия.

Дидактическая игра «Куда залетела пчела». Цели:

  • развивать память и мышление;
  • закрепить знания о предметах мебели;
  • учить называть признаки и количество предметов.

Дидактическая игра «Времена года» Цели:

  • закреплять знания детей о последовательности сезонов;
  • выявить характерные признаки каждого времени года;
  • познакомить с изменениями видов осадков;
  • рассказать о влиянии изменений в неживой природе на образ жизни животных.

Экспериментальная деятельность «Как увидеть воздух». Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Дидактическая игра «Давайте поселим зверей». Цель: знакомить детей со средой обитания различных животных.

Рассматривание комнатных растений. Цель: учить узнавать, различать и правильно называть комнатные растения.

Тема «Осень. Дары осени. Осенняя ярмарка»

«Дары осени»

Цели:

  • учить детей различать овощи по внешнему виду;
  • устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода;
  • познакомить с некоторыми видами овощей: форма, цвет, вкус (баклажан, кабачок, редька);
  • развивать память, мышление, мелкую и общую моторику;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Словарь: огород, грядка, овощи. Творческое задание: «Осенние работы в саду и огороде» — создание рисунков овощей. Структура занятия:

1.     Рассматривание муляжей овощей.

2.     Игра «Найди овощи».

3.     Отгадывание загадок.

4.     Описание овощей.

5.     Итог занятия.

Дидактическая игра — Из чего сделано». Цели:

  • учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны;
  • активизировать словарь детей;
  • учить называть времена года в правильной последовательности.

Дидактическая игра «Приготовь зайку к зиме». Цели:

  • познакомить с изменениями окраски шерсти лесных зверей с приходом зимы;
  • выяснить причины этого явления.

Экспериментальная деятельность «Воздух поёт и свистит». Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Дидактические игры «Опиши, мы отгадаем», «Угадай на ощупь». Цель: учить описывать овощи разными способами.

Изобразительная деятельность. Цель: поощрять желание детей отражать свои впечатления от осенних изменений в природе.

Золотая осень

Цели:

  • учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (по сравнению с летом);
  • устанавливать причинно-следственные связи (изменения в живой и неживой природе и изменения внешних условий — постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием, отлёт птиц связан с исчезновением насекомых);
  • организовать целевое наблюдение за цветом листьев;
  • учить работать с календарём природы;
  • развивать знания об осенних работах на огороде;
  • воспитывать интерес к природе.

Структура занятия:

1.     Беседа о приметах осени.

2.     Игра «Закончи предложение.

3.     Описание картинки.

4.     Подвижная игра «Дождик».

5.     Итог занятия.

Дидактическая игра «Времена года». Цели:

  • закреплять знания детей о последовательности сезонов;
  • выявить характерные признаки каждого времени года;
  • познакомить с изменениями видов осадков, влиянием изменений в неживой природе на образ жизни животных.

Экспериментальная деятельность «Ветер, ветер, ты могуч…». Цель: познакомить с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов. Дидактическая игра «Найди такой же листок, как на дереве». Цели:

  • развивать умение сравнивать, выделять общие признаки;
  • учить сравнивать листья по признакам: окраске, 
 
 
Для успешного  формирования целостной картины мира младших дошкольников акцент переносится на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, выделять проблемы, ставить задачи, находить способы их рационального решения, анализировать полученные знания и применять их на практике. Решение программных задач предусматривается в рамках непосредственно образовательной деятельности и при организации режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.