Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида№16»

 
Мастер - класс для родителей

«Развиваемся вместе с ребенком в технике «Пластилинография»

 
                               
                                                                           Подготовили и провели:
                                                                           воспитатель Хасанова Ф.Х.
                                                                           воспитатель Марукян А.М.
 
 
2018г.



Цель: повышение компетентности родителей в вопросах художественно - эстетического воспитания детей через нетрадиционные техники рисования – «пластилинография».
Задачи:
  • освоение родителями нетрадиционной техники работы с пластилином;
  • обучение участников мастер- класса технике «пластилинография»;
  • развитие интереса родителей к совместному творчеству с детьми, путем использования нетрадиционной техники «пластилинографии».
I.ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1.Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня я пригласила  вас на мастер-класс, его тема «Развиваемся вместе с ребенком в технике «Пластилинография»». Я очень надеюсь, что всё чему вы научитесь, пригодится вам в воспитании и развитии ваших детей.  Наверное, любой родитель хотел бы воспитать своего ребёнка творческой личностью. Что же такое творчество?
Ответы родителей.
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные или духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество — это уникальность его результата. Нет детей, которые не любят рисовать, очень редко бывает исключения, так как рисование – это естественная потребность ребенка. Дети – творцы от природы. Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления.
1.А чем любят рисовать ваши дети?
Ответы родителей.
  1. А ведь рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином. Это нетрадиционная техника рисования называется пластилинографией. Ребята нашего детского сада подготовили для вас выставку работ, выполненную с помощью пластилинографии. После окончания нашего мероприятия вы можете посмотреть.
2.Как вы думаете, какими развивающими возможностями обладает данная техника?
Предположения родителей.
Пластилинография способствуют развитию мелкой моторики рук, координации движений, умению ориентироваться на листе бумаги, ознакомлению с окружающим миром, что оказывает благотворное влияние на речевое развитие ребенка. Ведь чем больше он работает пальчиками, тем быстрее развивается, лучше говорит и думает. Дети учатся самостоятельности, произвольности поведения, учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Лепка из пластилина способствует развитию фантазии, воображения. При лепке из пластилина – разминаются пальцы и ладони рук – а это профилактика болезней!
1.Пластилинография – это рисование пластилином на горизонтальной поверхности. Работы получаются объемными, живыми. Выполнение их доставляет детям огромное удовольствие.
Виды пластилинографии: прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности; обратная пластилинография (витражная)- изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности с обозначением контура, -контурная  пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков»; многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев; мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
 
  1. При обучении пластилинографии, дети, первоначально, осваивают основные приемы техники лепки: это раскатывание, отщипывание, сплющивание, вдавливание. На следующем этапе дети учатся действовать по образцу и словесной инструкции взрослого. Следующий этап – самостоятельной творческой деятельности детей, с опорой на уже имеющийся опыт.
1.Данная техника хороша тем, что она доступна детям всех возрастов, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей не умственно, ни физически. Рисование пластилинографией , позволяет использовать бросовый (катушки, бусины, диски) и природный (шишки, ракушки, камушки) материалы.
Пластилинография поможет вам разнообразить досуг ребенка дома, наладить общение с ним, подарить друг другу радость от нарисованных картин. Изготовленные картины дети могут подарить друзьям, близким людям, украсить ими комнату и т. п.
2.Но прежде чем ваш ребенок начнет рисовать пластилином, надо правильно организовать рабочее место. Нужен рабочий стол, на котором можно расположить коробку с пластилином, картинки, эскизы и рабочие инструменты. Должно быть хорошее освещение. Следите за тем, чтобы тень от рук и головы не падала на рабочую поверхность стола. Можно использовать музыку, хорошая музыка настроит на творчество. Очень важно при работе следить за осанкой детей. 
  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
  2. Уважаемые родители, вы сегодня узнали о нетрадиционной технике рисования - пластилинографии. А сейчас я предлагаю вам самим выполнить работы в этой технике.
Прошу вас отгадать загадку:
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом тут как тут!
(Снегирь).
Мы организовали рабочее место и подготовили все необходимое: рабочая поверхность, пластилин, трафарет, стеки, салфетки.
  1. Итак, начинаем:
  2. Возьмите трафарет, переведите на картон изображение снегиря.
  3. Теперь скатайте тонкие столбики и выложите изображение по контуру, плотно прижимая пластилин к основе.
  4. Затем отрываем небольшие кусочки пластилина и заполняем все туловище пластилином, размазывая его тонким слоем до границ контура.
  5. Крылышко можно сделать из отдельного кусочка пластилина, нарисовать стеком на нем перышки. Для глаза берем белый и маленький кусочек черного пластилина.
  6. Можно добавить в изображение, что вам хочется.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Итак, наши родители уже готовы . Я вас попрошу презентовать свои работы. Расскажите пожалуйста, что у вас получилось.
Спасибо за активное участие, за чудесные картины. Что нового для себя вы узнали? А что для вас было трудным? Как вы думаете, для чего мы с вами это делали?
Обратная связь:
А сейчас предлагаю оценить наше мероприятие по трехбалльной школе, украсив нашу ветку рябины. Предлагаем на ваш выбор шарики трех цветов, красный – «5», оранжевый –«4», зеленый –«3». Нужно взять один шарик и прикрепить на ветку. Творческих Вам успехов!
 
Памятка для родителей
«Правила пластилинографии» 
  1. Пластилин – материал объемный, а значит имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.
    1. Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки можно снять лишний пластилин, не оставляя следов.
  2. Если работа выполняется в качестве подарка или для оформления комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой пленкой со временем твердеет, изделие становится более ярким, с лакированной поверхности легче убирать пыль.
  3. На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
  4. Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных разминок и пальчиковых игр.
Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому в работе важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов, таких как, игра, сюрпризный момент, музыкальное сопровождение и т.д.
Обучение рисованию в технике пластилинографии следует начинать с учетом постепенного нарастания сложности материала. Развитие сюжета лучше начинать с предметных изображений: сначала нужно отработать все основные элементы сюжетного рисунка, а затем переходить к более сложным композициям. Также необходимо обращать внимание не только на техническую, но и на выразительную сторону деятельности.
Иногда ребенок отказывается от работы из-за страха, что он не справится с ней. Поэтому детям требуется поощрение. Успешное выполнение работы придает ребенку уверенность в своих силах, положительно настраивает его на дальнейшие задания.